Решение по иску Кравченко Е.И. к УПФ РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район Краснодарского края, ОПФ Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



К делу № 2-1494/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.В.,

с участием истца Кравченко Е.И. и ее представителя адвоката Парамоновой Е.А., представившей удостоверение №878 от 04 апреля 2003 года и ордер №316382 от 19 сентября 2011 года,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края – Лебединского В.М., действующего на основании доверенности №03-4185 от 18.07.2011 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Елены Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко Е.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (далее УПФ РФ (ГУ), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что 17 августа 2011 года она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании Тихорецкий район с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением №140/4 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании Тихорецкий район от 22 августа 2011 года отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Разъяснено, что необходимо доработать в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 6 лет 8 месяцев 22 дня и право на досрочную пенсию возникнет с 09 мая 2018 года. Решением комиссии не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, связанных с обучением: с 15.01.1991 года по 24.01.1991 года, с 13.05.1991 года по 13.06.1991 года, с 24.03.1995 года по 07.04.1995 года, с 01.11.1995 года по 13.11.1995 года; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 06.10.1992 года по 28.03.1993 года, с 25.05.1993 года по 18.07.1994 года; периоды работы в должности воспитателя ООО "Детский образовательный центр "Журавушка": с 17.06.1997 года по 31.08.1998 года; в должности воспитателя МДОУ "Центр развития ребенка "Журавушка" города Тихорецка: с 01.09.1998 года по 20.05.2002 года. Кравченко Е.И. считает действия УПФ РФ (ГУ) неправомерными, поскольку из Устава детского сада, действовавшего в указанные периоды следует, что детский сад не изменял направления своей работы и занимался образовательной и воспитательной работой с детьми. При этом, законодательством закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, а так же защищено материнство и детство, которое выражается в том, что в стаж работы включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Просит признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, указанные периоды и назначить пенсию с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований, просили включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости оспариваемые периоды работы, поскольку пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации или наименования должности, с которыми они состояли в трудовых отношениях. А так же, периоды учебных (дополнительных) отпусков, поскольку эти отпуска являются оплачиваемыми из расчета среднего заработка и сохраняется место работы, с них производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд. Трактовка понятия «дополнительный отпуск» осуществляется в данном случае Трудовым кодексом Российской Федерации четко определяющим, что время нахождения в отпусках, связанных с обучением, является дополнительным отпуском. Вместе с тем, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет должен быть засчитан в стаж работы в силу действующего законодательства на тот момент, так как отпуск был предоставлен до 06 октября 1992 года.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 17.08.2011 года Кравченко Е.И. обратилась в отдел назначения и перерасчета пенсии УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Решением №140/4 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) от 22 августа 2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако специальный стаж истицы составил 18л-03м-08дн. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 не засчитаны в льготный стаж следующие периоды: учебные отпуска с 15.01.1991 года по 24.01.1991 года, с 13.05.1991 года по 13.06.1991 года, с 24.03.1995 года по 07.04.1995 года, с 01.11.1995 года по 13.11.1995 года; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 06.10.1992 года по 28.03.1993 года, с 25.05.1993 года по 18.07.1994 года; периоды работы в должности воспитателя ООО "Детский образовательный центр "Журавушка": с 17.06.1997 года по 31.08.1998 года; в должности воспитателя МДОУ "Центр развития ребенка "Журавушка" города Тихорецка: с 01.09.1998 года по 20.05.2002 года.

Указанные периоды работы не включены в специальный стаж работы по следующим основаниям.

Не засчитаны периоды учебных отпусков, поскольку согласно Разъяснению от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсия в РСФСР» от 20.11.1990года №340-1 право на пенсию за выслугу лет в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 не предусмотрено включение учебных отпусков в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пунктов 4, 5 вышеуказанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Под дополнительным отпуском понимается – дополнительное время отдыха, ежегодно предоставляемое работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков предусмотрен статьями 116-118 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления учебных отпусков – статьями 173-176 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, периоды дополнительных учебных отпусков нельзя рассматривать как дополнительные ежегодные отпуска, дающие право на дополнительный отдых отдельным категориям работников, поскольку различаются не только цели этих отпусков, но и основания их предоставления. Хотя по терминологии ТК РФ учебный отпуск и является дополнительным отпуском с сохранением заработка, тем не менее это совсем не то же самое, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Основанием для возникновения права на учебный отпуск является справка-вызов из образовательного учреждения, в отличие от основания предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска - отработанное время.

Включение в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, других отпусков, в том числе учебных, предоставляемых наряду с ежегодными основными и дополнительными, оплачиваемыми отпусками, указанными в статьях 173-176 Трудового кодекса Российской Федерации, совмещающими работу с обучением в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Правилами не предусмотрено.

Не засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, так как Правилами… не предусмотрено включение в специальный стаж отпусков по уходу за ребенком. С учетом аргументации Верховного Суда Российской Федерации и мнения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации подлежит зачету в специальный стаж период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии со статьей 27 № 173-ФЗ только до 06 октября 1992 года.

Не засчитаны периоды работы в ООО "Детский образовательный центр" и МДОУ "Центр развития ребенка", так как в соответствии с пунктом 1 раздела "Наименование учреждений» Списка № 781 от 29.10.2002 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002г. № 781, наименования учреждений строго определены Списком…

Среди перечисленных учреждений, указанных в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002г. № 781 учреждение «детский образовательный центр» не предусмотрено. К тому же положение подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях для детей. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая норма - учреждение. «Общества» указанным законом не поименованы.

В соответствии с пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002г. № 781 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002г. № 781 наименование учреждении строго определены.

Среди перечисленных учреждений, указанных в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002г. № 781 учреждение «центры развития ребенка» не предусмотрены.

Считает, что протокол об отказе в назначении пенсии по старости с учетом специального стажа Кравченко Е.И. вынесен правомерно в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Согласно постановления Конституционного суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004 года, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что Кравченко Е.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на назначение пенсии, на основании решения №140/4 Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании Тихорецкий район от 22 августа 2011 года.

Кравченко Е.И. не включены периоды работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, связанных с обучением: с 15.01.1991 года по 24.01.1991 года, с 13.05.1991 года по 13.06.1991 года, с 24.03.1995 года по 07.04.1995 года, с 01.11.1995 года по 13.11.1995 года; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 06.10.1992 года по 28.03.1993 года, с 25.05.1993 года по 18.07.1994 года; периоды работы в должности воспитателя ООО "Детский образовательный центр "Журавушка": с 17.06.1997 года по 31.08.1998 года; в должности воспитателя МДОУ "Центр развития ребенка "Журавушка" города Тихорецка: с 01.09.1998 года по 20.05.2002 года.

Кравченко Е.И. имеет педагогическое образование, дающее ей право заниматься педагогической деятельностью. Так с 28 июня 1986 года ей присвоена квалификация – воспитатель в дошкольных учреждениях, по специальности – воспитание в дошкольных учреждениях, что подтверждается дипломом ИТ № 269479 от 28 июня 1986 года.

С 27 мая 1993 года ей присвоена квалификация – преподаватель дошкольной педагогики и психологии, воспитателя, по специальности – педагогика и психология (дошкольная), что подтверждается дипломом ЦВ № 073030 от 28 мая 1993 года.

С 14 декабря 1996 года Кравченко Е.И. прошла профессиональную переподготовку и удостоверено право на ведение профессиональной деятельности в сфере образования по специальности учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений, что подтверждается дипломом ПП № 060878 от 14 декабря 1996 года.

Судом установлено, что на протяжении всего существования детского сада «Журавушка» и в оспариваемые периоды, неоднократно изменялся правовой статус учреждения. Тот факт, что в оспариваемые периоды Кравченко Е.И. работала в должности воспитателя и осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, подтверждают записи в ее трудовой книжке, и не оспаривается сторонами. Выполнение функциональных обязанностей по педагогической деятельности осуществлялось истцом в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом цели, задачи и направление деятельности не менялись, характер, специфика и условия осуществляемой истцом работы оставались прежними.

Принимая во внимание Уставы дошкольных учреждений, подтверждающие фактическое выполнение истцом педагогической деятельности, независимо от неоднократного переименования учреждения, суд приходит к выводу о допущенном нарушении делопроизводства по ведению трудовой книжки истца и своевременной регистрации учредительных документов, которые повлекли ограничения конституционных прав на пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со статьей 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Данный закон не связывает возможность реализации этого права с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, определяющим условием является осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми истица состояла в трудовых отношениях.

Несмотря на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, наименование учреждений: ООО "Детский образовательный центр", "центр развития ребенка", не предусмотрена, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, и не может зависеть от ненадлежащего ведения трудовой книжки Кравченко Е.И. и документации по организации работы учреждений, допущенного организацией, с которой истица состояла в трудовых отношениях.

Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ Кравченко Е.А. о включении в специальный стаж периодов работы: с 17.06.1997 года по 31.08.1998 года в должности воспитателя ООО "Детский образовательный центр "Журавушка"; с 01.09.1998 года по 20.05.2002 года в должности воспитателя МДОУ "Центр развития ребенка "Журавушка" города Тихорецка является незаконным, поэтому спорные периоды работы подлежат включению в льготный стаж.

В момент возникновения спорных правоотношений Кравченко Е.И. работала в должности воспитателя, то есть осуществляла педагогическую деятельность. Должностной обязанностью являлось – постоянно следить за ростом своего профессионального мастерства, в связи с этим она поступила самостоятельно в образовательное учреждения высшего профессионального образования. В оспариваемые периоды работы за Кравченко Е.И. сохранялось рабочее место на время учебных отпусков, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, приказами по личному составу.

В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из информационного письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации №7392-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации №ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 года следует, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступило в силу в июле 2002 года. До этого времени не существовало никаких ограничений для включения периодов нахождения в учебных отпусках в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Вместе с тем, пунктом 2 Положения 1959 года предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, оспариваемые периоды нахождения Кравченко Е.И. в дополнительных отпусках в связи с обучением без отрыва от производства: с 15.01.1991 года по 24.01.1991 года, с 13.05.1991 года по 13.06.1991 года, с 24.03.1995 года по 07.04.1995 года, с 01.11.1995 года по 13.11.1995 года, подлежат включению в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии, поскольку были предоставлены с сохранением среднего заработка при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Разрешая вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов с 06.10.1992 года по 28.03.1993 года, с 25.05.1993 года по 18.07.1994 года нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, суд приходит к следующему выводу.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

В соответствии с Разъяснением Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 года № 29 в специальный стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года и его продолжительность составляла 1,5 года согласно положению статьи 167 КЗоТ, предусматривавшей предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.

При таких обстоятельствах, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет, имевший место до 06.10.1992 года, независимо от периода оформления женщиной соответствующих отпусков и времени введения и действия нормативных правовых актов об учете таких отпусков в стаж соответствующей деятельности.

Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с 09 мая 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 года по 28 марта 1993 года и с 25 мая 1993 года по 09 ноября 1993 года подлежит включению в специальный стаж работы Кравченко Е.И.

Проверяя обоснованность решения №140\4 Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22 августа 2011 года об отказе в назначении Кравченко Е.И. досрочной трудовой пенсии по старости, суд приходит к выводу о правомерном отказе территориального органа ПФ РФ в назначении указанной пенсии, поскольку право на пенсию у истца не возникло на дату обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ввиду отсутствия стажа 25 лет.

Разрешая вопрос о возникновении права Кравченко Е.И. на пенсию, суд приходит к следующему выводу.

Исходя из пункта 1 статьи 18 и статьи19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Поэтому пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии. Однако, граждане вправе оспорить решение пенсионного органа в суде. Суд вправе определить дату возникновения права на досрочную пенсию, если у истца возникло это право в период рассмотрения дела судом.

Судом установлено, что право Кравченко Е.И. на пенсию не возникло ни на дату обращения в территориальный орган ПФ РФ, ни в период рассмотрения дела судом, поэтому пенсия не может быть назначена со дня обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а подлежит назначению с даты возникновения права на досрочную пенсию.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает необходимым включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по стрости оспариваемые истцом периоды работы, дополнительные оплачиваемые отпуска, связанные с обучением и периодов отпуска по уходу за ребенком. Вместе с тем, суд считает необходимым обязать территориальный орган ПФ РФ определить дату назначения трудовой пенсии по старости, с учетом включенных периодов, при условии, что Кравченко Е.И. доработает в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости. В остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю отказать.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", руководствуясь статьями 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края включить Кравченко Елене Ивановне в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды дополнительных оплачиваемых отпусков, связанных с обучением: с 15.01.1991 года по 24.01.1991 года, с 13.05.1991 года по 13.06.1991 года, с 24.03.1995 года по 07.04.1995 года, с 01.11.1995 года по 13.11.1995 года; периоды работы: с 17.06.1997 года по 31.08.19987 года в должности воспитателя ООО "Детский образовательный центр "Журавушка"; с 01.09.1998 года по 20.05.2002 года в должности воспитателя МДОУ "Центр развития ребенка "Журавушка" города Тихорецка; периоды отпуска по уходу за ребенком: с 06.10.1992 года по 28.03.1993 года, с 25.05.1993 года по 09.11.1993 года

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края внести изменения в решение №140\4 от 22.08.2011 года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан с учетом зачтенных периодов работы и определить дату назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ".

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю отказать.

Определить срок исполнения настоящего решения суда -15 дней после вступления решения суда в законную силу, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края в соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна Г.В.Паластрова