Решение по иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов Кожушко Н.А. к УПФ РФ (гос. учреждение) в МО Тихорецкий район, ОПФ РФ по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



К делу № 2-1933/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.В.,

с участием прокурора, участвующего в деле Веселовой Ж.Ю., действующей в защиту законных интересов Кожушко Н.А.,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район – Оберниной И.А., действующей на основании доверенности №01-4186 от 18 июля 2011 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов Кожушко Наталии Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту законных интересов Кожушко Н.А. с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район (далее УПФ РФ (ГУ)), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ОПФ РФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Иск мотивирован тем, что в Тихорецкую межрайонную прокуратуру обратилась Кожушко Н.А. с жалобой на действия должностных лиц Пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район. В результате проверки доводов установлено, что Кожушко Н.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением №190/14 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) от 02 ноября 2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Разъяснено, что необходимо доработать в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 4года 04 месяца 15 дней и право на досрочную пенсию возникнет с 09 марта 2016 года. Решением комиссии не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы с 15.04.1996 года по 31.08.2000 года в должности воспитателя ДОУ №18 "Радуга" города Тихорецка, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком…№463 от 06.09.1991 года. Считает действия УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком районе неправомерными, поскольку из Устава детского сада, действовавшего в указанные периоды следует, что детский сад не изменял направления своей работы и занимался образовательной и воспитательной работой с детьми. Просит признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, указанные периоды и назначить пенсию с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле поддержал исковые требования. Просит включить в специальный стаж Кожушко Н.А., дающий право на досрочную пенсию по старости оспариваемые периоды работы, поскольку пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации или наименования должности, с которыми они состояли в трудовых отношениях. При этом, пояснила, что Кожушко Н.А. постоянно работала с детьми, в течение всего периода, не смотря на изменение правового статуса детского учреждения, она осуществляла педагогическую деятельность, которая была направлена на воспитание и обучение детей по программам, утвержденными Минобрнауки РФ.

В судебном заседании Кожушко Н.А. поддержала требования прокурора, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 24.10.2011 года Кожушко Н.А. обратилась в отдел назначения и перерасчета пенсии УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Решением №190/14 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении от 02.11.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако специальный стаж истицы составил 20лет-07м-15дн. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 года №463 не засчитаны в льготный стаж периоды работы: с 15.04.1996 года по 31.08.2000 года (04г.04м.16дн.) - в качестве воспитателя МДОУ №18 «Радуга».

Указанный период работы не включен в специальный стаж работы, так как в соответствии с разделом "Наименование учреждений" Списка… от 06.09.1991 года №463 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных данным разделом, наименования учреждений строго определены Списками…

Среди перечисленных учреждений, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка… от 06.09.1991 года №463 учреждение «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено. К тому же положение подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях для детей. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая норма - учреждение.

В разделе «Наименование учреждений» Списка… от 06.09.1991 года №463 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения "детские сады всех наименований, центры развития ребенка -детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли". В наименовании МДОУ №18 «Радуга» отсутствует вид учреждения - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли. В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов юридических лиц приобретают силу с момента их государственной регистрации. Новый Устав МДОУ №18 «Радуга», с указанием типа учреждения зарегистрирован Постановлением главы администрации города Тихорецка 23 октября 2000 года. Следовательно, реализация права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогических работников данного учреждения возможна только за период после 23 октября 2000 года. Считает, что протокол об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом специального стажа Кожушко Н.А. вынесен правомерно в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Согласно постановления Конституционного суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004 года, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что Кожушко Н.А. работала в оспариваемый период с 15.04.1996 года по 31.08.2000 года (04г.04м.16дн.) в качестве воспитателя МДОУ №18 «Радуга», что не оспаривается сторонами. Указанный период работы истца не засчитан в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком…, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 года №463.

Кожушко Н.А. имеет педагогическое образование, дающее ей право заниматься педагогической деятельностью. Так с 29 июня 1982 года ей присвоена квалификация – воспитатель в дошкольных учреждениях, что подтверждается дипломом ДТ-1 № 715732 от 30 июня 1982 года.

Судом установлено, что на протяжении всего существования детского сада №18 «Радуга» и в оспариваемые периоды, неоднократно изменялся правовой статус учреждения. Тот факт, что в оспариваемые периоды Кожушко Н.А. работала в должности воспитателя и осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, подтверждают записи в ее трудовой книжке, и не оспаривается сторонами. Выполнение функциональных обязанностей по педагогической деятельности осуществлялось истцом в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом цели, задачи и направление деятельности не менялись, характер, специфика и условия осуществляемой истцом работы оставались прежними.

Принимая во внимание Уставы дошкольных учреждений, подтверждающие фактическое выполнение истцом педагогической деятельности независимо от неоднократного наименования учреждения, суд приходит к выводу о допущенном нарушении делопроизводства по ведению трудовой книжки истца и своевременной регистрации учредительных документов, которые повлекли ограничения конституционных прав на пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со статьей 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Данный закон не связывает возможность реализации этого права с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, определяющим условием является осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми истица состояла в трудовых отношениях.

Несмотря на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 463 от 06.09.1991 года, наименование учреждения: МДОУ, не предусмотрена, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, и не может зависеть от ненадлежащего ведения трудовой книжки Кожушко Н.А. и документации по организации работы учреждений, допущенного организацией, с которой истица состояла в трудовых отношениях.

Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ Кожушко Н.А. о включении в специальный стаж периода работы с 15.04.1996 года по 31.08.2000 года (04г.04м.16дн.) в качестве воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения №18 «Радуга» является незаконным, поэтому спорные периоды подлежат включению в льготный стаж.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При установленных в судебном заседании конкретных обстоятельствах дела, Кожушко Н.А. надлежит назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении данной пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а именно с 24.10.2011 года.

Оснований привлечения к ответственности ответчика ОПФ РФ по Краснодарскому краю не имеется, поскольку полномочиями по вопросам назначения и выплаты пенсий, наделены территориальные УПФ РФ в городах и районах края, имеющий статус самостоятельного юридического лица.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года, руководствуясь статьями 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать право Кожушко Наталии Александровны на досрочную трудовую пенсию по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края включить Кожушко Наталии Александровне в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с 15.04.1996 года по 31.08.2000 года в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения №18 "Радуга" города Тихорецка.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края назначить Кожушко Наталии Александровне досрочную трудовую пенсию по старости с 24.10.2011 года.

В удовлетворении исковых требований к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю отказать.

Определить срок исполнения настоящего решения суда -30 дней после вступления решения суда в законную силу, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края в соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья