Решение по иску Коцуренко Г.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район, Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



К делу № 2-965/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2012 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Федосенко Ю.В.,

с участием истца Коцуренко Г.Ф.,

представителей ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район – Оберниной И.А., действующей на основании доверенности №01-4186 от 18 июля 2011 года, Лебединского В.М., действующего на основании доверенности №03-4185 от 18 июля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коцуренко Галины Федоровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Коцуренко Г.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район (далее УПФ РФ (ГУ)), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ОПФ РФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением №611 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) от 13 июня 2012 года отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Разъяснено, что необходимо доработать в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 4 года 101 месяц 27 дней и право на досрочную пенсию возникнет с 31 июля 2016 года. Решением комиссии не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы с 04.12.1995 года по 29.08.1996 года и с 23.09.1996 года по 10.02.1997 года в должности воспитателя ДОУ №1 «Одуванчик» города Тихорецка; с 11.02.1997 года по 30.05.1997 года в должности воспитателя МДОУ №18 «Радуга» города Тихорецка; с 09.09.1997 года по 15.09.1997 года и с 15.01.1998 года по 02.10.2000 года в должности воспитателя МДОУ №8 «Аленушка» города Тихорецка, так как наименование учреждения – дошкольное образовательное учреждение - не предусмотрено Списком…№781 от 29.10.2002 года. Истец считает действия УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком районе неправомерными, поскольку из Устава детского сада, действовавшего в указанные периоды следует, что детский сад не изменял направления своей работы и занимался образовательной и воспитательной работой с детьми, детский сад имеет типовое здание и никогда не менял своего местонахождения. Просит признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, указанный период и назначить пенсию с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования. Просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости оспариваемые периоды работы, поскольку пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации или наименования должности, с которыми они состояли в трудовых отношениях. При этом, пояснила, что постоянно работала с детьми, в течение всего периода, не смотря на изменение правового статуса детского учреждения, она осуществляла педагогическую деятельность, которая была направлена на воспитание и обучение детей по программам, утвержденными Минобрнауки РФ.

Представители ответчика УПФ РФ (ГУ) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 04.06.2012 года Коцуренко Г.Ф. обратилась в отдел назначения и перерасчета пенсии УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Решением №611 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении от 13.06.2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Специальный стаж истца составил 20 лет-10м-03дн. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 не засчитаны в льготный стаж периоды работы: с 04.12.1995 года по 29.08.1996 года и с 23.09.1996 года по 10.02.1997 года в должности воспитателя ДОУ №1 «Одуванчик» города Тихорецка; с 11.02.1997 года по 30.05.1997 года в должности воспитателя ДОУ №18 «Радуга» города Тихорецка; с 09.09.1997 года по 15.09.1997 года и с 15.01.1998 года по 02.10.2000 года в должности воспитателя ДОУ №8 «Аленушка» города Тихорецка. Указанные периоды работы не включены в специальный стаж работы, так как в соответствии с разделом "Наименование учреждений» Списка… № 781 от 29.10.2002 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных данным разделом, наименования учреждений строго определены Списками…

Среди перечисленных учреждений, указанных в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» данного Списка… учреждение «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено, отсутствует вид учреждения: детский сад, ясли сад, детские ясли. К тому же положение подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях для детей. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая норма - учреждение.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов юридических лиц приобретают силу с момента их государственной регистрации. Следовательно, реализация права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогических работников данного учреждения возможна только за период после государственной регистрации учредительных документов юридических лиц. Считает, что протокол об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом специального стажа Коцуренко Г.Ф. вынесен правомерно в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Согласно постановления Конституционного суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004 года, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что Коцуренко Г.Ф. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости решением №611 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) от 13 июня 2012 года. Комиссией не засчитаны периоды работы с 04.12.1995 года по 29.08.1996 года и с 23.09.1996 года по 10.02.1997 года в ДОУ №1 «Одуванчик» города Тихорецка; с 11.02.1997 года по 30.05.1997 год в ДОУ №18 «Радуга» города Тихорецка; с 09.09.1997 года по 15.09.1997 год и с 15.01.1998 года по 02.10.2000 год в ДОУ №8 «Аленушка» города Тихорецка в качестве воспитателя, поскольку наименование перечисленных учреждений не содержит вид учреждения, предусмотренный пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Коцуренко Г.Ф. имеет педагогическое образование, дающее ей право заниматься педагогической деятельностью, что подтверждается записью в трудовой книжке об окончании дошкольного отделения Черняховского педучилища.

Судом установлено, что на протяжении всего существования детского сада №1 «Одуванчик», №18 «Радуга», №8 «Аленушка» и в оспариваемые периоды, неоднократно изменялся правовой статус учреждений. Тот факт, что в оспариваемые периоды Коцуренко Г.Ф. работала в должности воспитателя и осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подтверждают записи в ее трудовой книжке, и не оспаривается сторонами. Выполнение функциональных обязанностей по педагогической деятельности осуществлялось истцом в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом цели, задачи и направление деятельности не менялись, характер, специфика и условия осуществляемой истцом работы оставались прежними.

Принимая во внимание Уставы дошкольных учреждений, подтверждающие фактическое выполнение истцом педагогической деятельности независимо от неоднократного переименования учреждения, суд приходит к выводу о допущенном нарушении делопроизводства по ведению трудовой книжки истца и своевременной регистрации учредительных документов, которые повлекли ограничения конституционных прав на пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со статьей 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Данный закон не связывает возможность реализации этого права с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, определяющим условием является осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми истец состоял в трудовых отношениях.

Несмотря на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года наименование учреждения: ДОУ и МДОУ не предусмотрены, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, и не может зависеть от ненадлежащего ведения трудовой книжки истца и документации по организации работы учреждений, допущенного организацией, с которой истец состояла в трудовых отношениях.

Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ Коцуренко Г.Ф. о включении в специальный стаж периодов работы с 04.12.1995 года по 29.08.1996 года и с 23.09.1996 года по 10.02.1997 года; с 11.02.1997 года по 30.05.1997 год; с 09.09.1997 года по 15.09.1997 год и с 15.01.1998 года по 02.10.2000 год в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения является незаконным, поэтому спорные периоды подлежат зачету в льготный стаж.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При установленных в судебном заседании конкретных обстоятельствах дела, Коцуренко Г.Ф. надлежит назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении данной пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а именно с 04.06.2012 года.

Оснований привлечения к ответственности ответчика ОПФ РФ по Краснодарскому краю не имеется, поскольку полномочиями по вопросам назначения и выплаты пенсий, наделены территориальные УПФ РФ в городах и районах края, имеющий статус самостоятельного юридического лица.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года, руководствуясь статьями 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать право Коцуренко Галины Федоровны на досрочную трудовую пенсию по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края зачесть Коцуренко Галине Федоровне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 04.12.1995 года по 29.08.1996 года и с 23.09.1996 года по 10.02.1997 года в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения №1 "Одуванчик" города Тихорецк; с 11.02.1997 года по 30.05.1997 года в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения №18 "Радуга" города Тихорецк; с 09.09.1997 года по 15.09.1997 года и с 15.01.1998 года по 02.10.2000 года в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения №8 "Аленушка" города Тихорецк.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края назначить Коцуренко Галине Федоровне досрочно трудовую пенсию по старости с 04.06.2012 года.

В удовлетворении исковых требований к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю отказать.

Определить срок исполнения настоящего решения суда -15 дней после вступления решения суда в законную силу, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края в соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья