К делу №2-980/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 июля 2012 года город Тихорецк Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе: судьи Гончаровой О.Л., при секретаре судебного заседания Энкиной О.С., с участием: представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю., лица, в чьих интересах заявлен иск, Косинко О.А., представителей ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район – Кандауровой И.Н., действующей на основании доверенности №1169 от 10.05.2012, Сигитовой В.В., действующей на основании доверенности № 7183 от 21.09.2011 года; рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: В защиту прав и интересов ФИО1, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тихорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Иск мотивирован тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 07 марта 2012 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц, однако в нарушение части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение ей не предоставлено. В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала, пояснила, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район №556 от 05.04.2012 ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесена в отдельный основной список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, с датой и временем принятия на учет 07 марта 2012 года 10 часов 40 минут, но до настоящего времени жильем не обеспечена. Постановлением главы губернатора Краснодарского края от 30.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот, согласно которому указанную функцию обязаны исполнять органы местного самоуправления. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрации Тихорецкого района переданы полномочия по осуществлению мер социальной поддержки и обеспечению жильем детей-сирот. Прокурор просит возложить на ответчиков обязанность вне очереди предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Лицо, в чьих интересах заявлен иск, ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила обеспечить её жильем. Представители администрации муниципального образования Тихорецкий район Сигитова В.В. и Кандаурова И.Н. в судебном заседании иск не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что администрация Краснодарского края передала государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Тихорецка и Тихорецкого района районной администрации, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, однако в 2011-2012 годах денежные средства из краевого бюджета, за счет которых осуществляется финансирование переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан, в местный бюджет не поступали, что подтверждается справкой финансового управления от 18.06.2012. Без выделения (направления) в бюджет муниципального образования Тихорецкий район субвенций из краевого бюджета на исполнение государственного полномочия правовых оснований обязать администрацию исполнить данное государственное полномочие не имеется. Расходование денежных средств краевого бюджета по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан осуществляется на основании заключаемых департаментом семейной политики Краснодарского края (а в настоящее время его правопреемником – Министерством социального развития и семейной политики) как главным распорядителем средств краевого бюджета соглашений. В 2011-2012 годах такое соглашение не заключалось. При поступлении в местный бюджет денежных средств из краевого бюджета гражданам указанной категории будет предоставлено жилое помещение. Представитель привлеченного к участию в деле соответчика – Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представил возражения на иск, просил признать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети – Кубани» на 2009-2013 годы». Представитель ответчика – администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление с просьбой об отложении слушания дела на более поздний срок, мотивированное возникшей чрезвычайной ситуацией и необходимостью выезда сотрудников правового департамента администрации края в город Крымск для оказания юридической помощи пострадавшим от наводнения. Между тем, дело отложено повторно. При этом ответчик представил отзыв на исковое заявление. Обсудив заявленное ходатайство, суд не признает причину неявки представителя администрации края уважительными, поскольку извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства было направлено заблаговременно и получено, согласно возвращенного в суд уведомления, 23.07.2012. Кроме того, общеизвестно, что работы по ликвидации последствий наводнения завершены. В письменных возражениях ответчик изложил позицию по существу заявленных требований. Отложение судебного разбирательства и повторный вызов лиц, участвующих в деле, суд находит нецелесообразным, поскольку это повлечет увеличение сроков рассмотрения дела. В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся ответчиков, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, с учетом представленных ответчиками возражений. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Конституцией Российской Федерации в статье 2 закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции), в котором обеспечивается право каждого на жилище (части 1 и 3 статьи 40) Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Частью 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 05 апреля 2012 года №553 ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесена в отдельный основной список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, с датой и временем принятия на учет 07 марта 2012 года 10 часов 40 минут (л.д.6). До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. ФИО1 значится зарегистрированной и проживает по адресу: Краснодарский край, город Тихорецк, улица <адрес>, №, квартира № с ДД.ММ.ГГГГ. Порядок предоставления гражданам Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма установлен Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а нормой статьи 8 установлено, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, не установлен и срок его предоставления. Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнение указанных гарантий относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года №653. Формирование списков граждан-претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма, осуществляется органом местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий. Согласно пункту 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 4.4 Порядка органы местного самоуправления предоставляют по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма. Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805 КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьями 1 и 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Данным краевым законом указанные государственные полномочия в области социальной сферы переданы муниципальному образованию Тихорецкий район. Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Тихорецкий район наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам. В судебном заседании ответчиками не оспорено право ФИО1, как ребенка-сироты, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Несмотря на то, что ФИО1 принята на учет администрацией муниципального образования Тихорецкий район в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц, которым гарантировано внеочередное обеспечение жильем, жилым помещением она фактически не обеспечена. При указанных обстоятельствах, суд считает заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию Краснодарского края, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке города <адрес> края, по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район при поступлении финансирования на реализацию переданных государственных полномочий из бюджета Краснодарского края, предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке города <адрес> края, по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, согласно очередности лиц, принятых на учет по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2012 года. С У Д Ь Я :