К делу № 2-1016/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июня 2012 года город Тихорецк Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе: судьи Пустоваловой Л.Р., при секретаре судебного заседания Литвишко С.А., с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования Тихорецкий район – Сигитовой В.В., действующей на основании доверенности от 21 сентября 2011 года №7183, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Галкина Александра Сергеевича к администрации Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тихорецкой межрайонной прокуратуры в интересах Галкина Александра Сергеевича в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что Галкин Александр Сергеевич относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее детей – сирот) в связи с чем, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Несмотря на то, что Галкин А.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилье ему не предоставлено. В судебном заседании представитель истца Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении. Она пояснила, Лицо, в чьих интересах заявлен иск Галкин А.С., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении слушания дела суд не просил. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Галкина А.С.. Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район – Сигитова В.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что администрация Краснодарского края передала государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот на территории города Тихорецка и Тихорецкого района районной администрации. Всего на 2011 год в краевом бюджете предусмотрено выделение Тихорецкому району 5024300 рублей. Однако, до настоящего времени в местный бюджет не поступили указанные субвенции из краевого бюджета, за счет которых осуществляется финансирование исполнение указанных государственных полномочий, в связи с чем, невозможно внеочередное обеспечение жильем Галкина А.С. ввиду отсутствия в Тихорецком районе свободных жилых помещений. Представители ответчиков – администрации Краснодарского края На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека В силу пункта 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, Частью 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В судебном заседании установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 22 мая 2012 года №916 Галкин Александр Сергеевич, проживающий по адресу: <адрес>, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и внесен в отдельный список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 27 апреля 2012 года и состоит в очереди за №96. Галкин А.С. не имеет закрепленного жилого помещения на территории Тихорецкого района Краснодарского края, проживает по вышеуказанному адресу и зарегистрирован со 2 сентября 2011 года. Порядок предоставления гражданам Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма установлен Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года №376-О-П, указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях детей–сирот) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, не установлен и срок его предоставления. Согласно статье 5 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнение указанных гарантий относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 5 Закона Краснодарского края Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 30 июля 2009 года №653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социально найма. На основании пункта 1.3 указанного Порядка установлено, Статьи 1 и 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам. Данным краевым законом указанные государственные полномочия Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Тихорецкий район наделена полномочиями В судебном заседании ответчиками не оспорено право Галкина А.С., как ребенка – сироты, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Однако, несмотря на то, что Галкин А.С. принят на учет администрацией Тихорецкого района, он не обеспечен жильем в соответствии с требованиями Закона о дополнительных гарантиях детей-сирот. При указанных обстоятельствах, суд считает заявленные требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры обоснованными Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Галкина Александра Сергеевича к администрации Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Возложить на администрацию Краснодарского края, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края и администрацию муниципального образования Тихорецкий район обязанность предоставить Галкину Александру Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу станицы <адрес>, по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям при поступлении финансирования из бюджета Краснодарского края согласно очереди для данной категории граждан. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья:
что постановлением главы губернатора Краснодарского края от 30 июля 2009 года №653 утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот, согласно которому указанную функцию обязаны исполнять органы местного самоуправления. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрации Тихорецкого района переданы полномочия по осуществлению мер социальной поддержки и обеспечению жильем детей-сирот. В связи с этим, представитель истца просит суд обязать ответчиков вне очереди предоставить Галкину А.С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края – в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие суд не просили.
(статья 7 Конституции), в котором обеспечивается право каждого на жилище (части 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием.
«О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а нормой статьи 8 установлено, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
от 30 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации
или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
что функции, связанные с осуществлений мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот по договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями, а в пункте 4.4 предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
в области социальной сферы переданы муниципальному образованию Тихорецкий район.
по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам.
и подлежащими удовлетворению в полном объеме.