Жалоба на назначении административного наказания по статье 8.1 КоАП РФ



К делу № 12-21/10

РЕШЕНИЕ

город Тихорецк "06" июля 2010 года

Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П.,

с участием лица, подавшего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, Рубан А.Н.,

представителя заинтересованного лица, чье решение обжалуется - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю – Антонова А.И., действующего на основании доверенности № 0101/5151 от 05.07.2010 года,

рассмотрев жалобу Рубан Александра Николаевича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Рубан А.Н. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Жалоба мотивирована тем, что постановлением №07-011-15-ЭП-8 о назначении административного наказания от 01.06.2010 года, вынесенным государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея Антоновым А.И., Рубан признан виновным за не соблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, то есть за нарушение ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За нарушение Рубан подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Считает наложенное необоснованным. Согласно проекту нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), загрязняющих веществ в атмосферу, разработанному в 2006 году, источниками загрязнения атмосферы на предприятии являются:

-котельная (выделение загрязняющих веществ происходит при сгорании газообразного топлива в котлах);

-склады инертных материалов (хранение песка, гравийно - песчаной смеси);

-стоянка автотранспорта и спецтехники (въезд-выезд автомобилей с территории стоянки).

-газосварка (ручная дуговая сварка штучными электродами МР-3).

-газораспределительный пункт (эксплуатация газоперекачивающего оборудования).

-участок покраски (окраска автомобилей и труб).

-деревообрабатывающие станки (изготовление небольших деревянных изделий для строительных нужд предприятия). В целях снижения негативного воздействия на окружающую природную среду предприятие одно из первых начало использовать для заправки автомобилей альтернативный вид топлива - сжатый природный газ. При этом выбросы в атмосферу угарного газа оказываются в 5-10 раз меньше, чем у бензинового двигателя, окислов азота - в 1,5-2 раза меньше и углеводородов - в 2-3 раза меньше. Это позволяет соблюдать перспективные нормы выбросов автомобилей. При полном сгорании метана образуется двуокись углерода (тепличного газа СО2) на 13% меньше в сравнении с бензином. Применение на транспорте компримированного природного газа вместо жидких моторных топлив позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду в 2-3 раза. Согласно данным Института автомобильного транспорта, вредность выбросов, приведенная к эквивалентному количеству СО, при переводе транспортных средств на природный газ снижается:

- для грузовых автомобилей с карбюраторным двигателем - более чем в 3 раза;

- для грузовых автомобилей с дизельным двигателем при переводе в газодизельный режим - почти в 2 раза;

- для автобусов с карбюраторным двигателем - более чем в 4 раза;

- для автобусов с дизельным двигателем - почти в 1,8 раза.

Существовавший ранее участок покраски (окраска автомобилей и труб) на сегодняшний день ликвидирован. Это обусловлено тем, что строительство распределительных газопроводов осуществляется в основном за счет средств
граждан, которые создают простые товарищества для газификации улиц и в целях удешевления стоимости строительства производят окраску труб своими силами на земельных участках отведенных под строительство. Кроме того, в связи с постоянным обновлением автомобильного парка предприятия и списанием старой техники покраска автомобилей с 2007 года не производится. На предприятии имеются деревообрабатывающие станки, с помощью которых в весенне-летний период изготавливаются небольшие деревянные изделия для собственных нужд предприятия. Станки, расположены в закрытом помещении, в котором ежедневно производится влажная уборка. При работе на деревообрабатывающих станках работники предприятия обеспечены средствами индивидуальной защиты. Полагает, изготовление деревянных изделий в небольшом объеме не наносит существенного вреда окружающей среде. Предприятию принадлежат газорегуляторные пункты, под которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» следует понимать -технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях. В соответствии с Правилами поставки газа в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. №162 данные объекты входят в состав единой газотранспортной системы, в процессе эксплуатации которой вред окружающей природной среде наносится только лишь при условии возникновения аварий и инцидентов, связанных с утечкой газа. В связи с этим предприятие ежегодно страхует свою ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварий, произошедшей на эксплуатируемом опасном производственном объекте. Кроме того, предприятие в полной мере соблюдает размеры охранных зон вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется. Что касается АГРС (газораспределительная станция), то она не является собственностью ОАО «Новопокровскаярайгаз», а принадлежит ООО «Кубаньгазпром» Березанскому линейному производственному управлению. В котельной предприятия установлены настенные газовые котлы повышенной комфортности, которые осуществляют незначительные выбросы вредных веществ в атмосферу. При вынесении государственным инспектором оспариваемого постановления при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. К таким обстоятельствам, полагает, можно было отнести проводимую предприятием илично Рубан работу по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в частности, разработанные лимиты на размещение отходов, подготовленные материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами, паспорта на опасные отходы, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проведенную инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, полученное разрешение на предельно-допустимый выброс и временно согласованный выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Составленный инспектором протокол об административном правонарушении №07-011-15-ЭП-6 должен отвечать требованиям ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в протоколе указывается место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснения законного представителя предприятия, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Однако протокол об административном правонарушении № 07-011-15-ЭП-6 от 19 мая 2010 года не содержит его объяснений, как и указаний на то, что он отказался давать какие-либо объяснения. Просит отменить постановление №07-011-15-ЭП-8 о назначении административного наказания от 01.06.2010 года, вынесенным государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея и освободить его от административного взыскания.

Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, Рубан А.Н. доводы жалобы поддержал, пояснив, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения считает незначительными, они не причиняют значительного вреда окружающей среде, интересам граждан, обществу и государству в целом и не создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Представитель заинтересованного лица, чье решение обжалуется - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю – Антонов А.И. считает доводы жалобы необоснованными, пояснив, что при проведении плановой документарной проверки 19.05.2010 года в 11 часов 00 открытого акционерного общества «Новопокровскаярайгаз» (далее предприятие) установлено, что основной целью ОАО «Новопокровскаярайгаз» является транспортировка и подача газа непосредственно его потребителям на территории Новопокровского района. Согласно с проектом нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу источниками загрязнения атмосферы на предприятии являются:

-котельная - выделение загрязняющих веществ происходит при сгорании газообразного топлива в котлах;

-склады инертных материалов - хранение песка, гравийно-песчаной смеси, указанный строительный материал хранится постоянно для производственных нужд постоянно, завозится 2 раза в год.

-стоянка автотранспорта и спецтехники - въезд-выезд автомобилей с территории стоянки.

-газосварка - ручная дуговая сварка штучными электродами МР-3.

-газораспределительный пункт - эксплуатация газоперекачивающего оборудования.

-участок покраски - окраска автомобилей и труб.

-деревообрабатывающие станки - изготовление небольших деревянных изделий для строительных нужд предприятия. Согласно, действующего законодательства юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ, их источников, вести контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарные защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии санитарной классификацией организаций. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объекте хозяйственной и иной деятельности, результаты экологического контроля. Однако в нарушение указанных требований закона на предприятии не осуществляется производственный лабораторный контроль, за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны предприятия. Согласно приказов Рубан Александр Николаевич является специалистом по ГО и ЧС ОАО «Новопокровскаярайгаз» должностным лицом, ответственным за допущенные нарушения. В данном случае, должностным лицом Рубан А.Н. были нарушены: ч. 1 ст. 11, ст. 67 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 25, ч. 3 ст. 16, ч.1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Установлено, что в действиях должностного лица - специалиста по ГО и ЧС ОАО «Новопокровскаярайгаз» Рубан А.Н. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по краснодарскому краю и республике Адыгея №01-011-15-ЭП-8 от 01.06.2010 года, должностное лицо - специалист по ГО и ЧС ОАО «Новопокровскаярайгаз» Рубан А.Н. был признан виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 8.1. КоАП РФ, на него наложен административный штраф в размере 2000 рублей. До настоящего времени штраф не уплачен.

Судья, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охране атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздух и (или) организуют экологические службы.

В соответствии с положениями части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) вещества атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводит производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарные защитные зоны организаций.

На основании статьи 67 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов,
также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объекте хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти осуществляющий государственный экологический контроль.

19 мая 2010 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея Антоновым А.И. была проведена плановая проверка ОАО «Новопокровскаярайгаз».

Установлено, что основной целью ОАО «Новопокровскаярайгаз» является транспортировка и подача газа непосредственно его потребителям на территории Новопокровского района.

Согласно с проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу источниками загрязнения атмосферы на предприятии являются:

-котельная - выделение загрязняющих веществ происходит
при сгорании газообразного топлива в котлах;

-склады инертных материалов - хранение песка, гравийно-песчаной смеси, указанный строительный материал хранится постоянно для производственных нужд постоянно, завозится 2 раза в год.

-стоянка автотранспорта и спецтехники - въезд-выезд автомобилей с территории стоянки.

-газосварка - ручная дуговая сварка штучными электродами МР-3.

-газораспределительный пункт - эксплуатация газоперекачивающего оборудования.

-участок покраски - окраска автомобилей и труб.

-деревообрабатывающие станки - изготовление небольших деревянных изделий для строительных нужд предприятия.

Из материалов представленного дела об административном правонарушении следует и стороны не отрицают, что производственный лабораторный контроль в ОАО «Новопокровскаярайгаз» за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не осуществляется, отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, согласованный в установленном законном порядке.

По результатам проверки составлен акт проверки №07-011-15-ЭП-1, протокол №07-011-15-ЭП-6 об административном правонарушении, выявлены нарушения ч. 1 ст. 11, ст. 67 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 25, ч. 3 ст. 16, ч.1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

01 июня 2010 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея Антоновым А.И. в отношении должностного лица – специалиста по ГО и ЧС ОАО «Новопокровскаярайгаз» Рубан А.Н. вынесено постановление №07-011-15-ЭП-8 о назначении административного наказания за нарушение положений статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Согласно предоставленным материалам административного дела приказом №26 от 11 января 2010 года ответственным за природоохранную деятельность, обеспечение экологической безопасности предприятия и обращение с опасными отходами назначен специалист по делам ГО и ЧС Рубан А.Н. Приказом от 15 января 2010 года №27 ответственным лицом за осуществление производственного экологического контроля назначен специалист по ГО Рубан А.Н. Рубан А.Н. с приказами был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.

Факт того, что Рубан А.Н. является специалистом по ГО и ЧС подтверждается удостоверением, согласно которому он в период с 26 января 2009 года по 06 февраля 2009 года проходил обучение в Образовательном Экологическом центре НИИ прикладной и экспериментальной экологии Кубанского госагроуниверситета. Темы дополнительного образования – сбор, хранение, утилизация и транспортировка опасных отходов на предприятии. Рубан выдано удостоверение на право обращения с опасными отходами.

Должностной инструкцией от 20 февраля 2009 года №76/1 предусмотрены должностные обязанности, права и ответственность инженера по охране окружающей среды (эколога), с которой ознакомлен Рубан А.Н., что подтверждается его подписью от 20 февраля 2009 года.

В судебном заседании Рубан А.Н. факт допущения нарушений в сфере природоохранного законодательства на ОАО «Новопокровскаярайгаз» не отрицал.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание для должностных лиц за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства предусмотрено в виде административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Установлено, что Рубан А.Н. ранее к административной ответственности не привлекался, отягчающих обстоятельств не установлено, учитывая его имущественное положение, судья считает, что государственный инспектор, назначая ему административный штраф, за пределы предусмотренного законом наказания не вышел, напротив назначил минимально возможное наказание, в связи с чем, полагает вынесенное постановление законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать Рубан Александру Николаевичу в удовлетворении жалобы на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 01 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.

Судья