О признании права собственности на жилой дом



Дело №2 - 552/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года Тюлячинский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Сабирзянова И.Г.,

при секретаре Нургалиевой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» к Малову М.В. о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» обратилась в суд с иском к Малову М.В. о признании права собственности на жилой дом, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи жилого дома, по условиям которого истец ДД.ММ.ГГГГ произвел оплату Малову М.В. в сумме <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация сделки. По условиям договора купли-продажи государственная регистрация перехода права собственности производится после подписания передаточного акта, который до настоящего времени не подписан.

Истец просит признать за Общественной организацией «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» право собственности на жилой дом (кадастровый номер ) общей полезной площадью 98.3 кв.м., в том числе 55,3 кв.м., расположенный на земельном участке размером 2500 кв.м. кадастровый номер , находящийся по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца, ФИО3, свои исковые требования поддержал полностью.

Представитель ответчика Малова М.В., место жительства которого неизвестно, – Нигматзянов М.И, назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ, с иском не согласился, пояснив, что отсутствуют доказательства перехода права собственности и просил применить исковую давность, сроки которой истекли.

Третье лицо, представитель Территориального отдела Росреестра по Тюлячинскому району РТ, ФИО5, против иска не возражала.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

На основании части 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя - обязанности принять имущество.

В соответствии с пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 ГК РФ). Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу статьи 199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Маловым М.В. и Общественной организацией «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>. Согласно пункту 13 данный договор вступает в силу с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация перехода права собственности производится после исполнения обязательства по договору и подписания передаточного акта. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация данной сделки (л.д. 5-6).

Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ Малову М.В. перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ подписан лишь одной стороной: Общественной организацией «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (л.д. 9).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Малову М.В. по адресу : РТ, <адрес>, направлен для подписания передаточный акт (л.д.8).

Из почтового конверта следует, что Малов М.В. данный Акт приема-передачи не получил, так как не проживает по данному адресу (л.д. 10).

В судебном заседании представитель ответчика, Нигматзянов М.И, просил применить исковую давность, сроки которой истекли.

В соответствии с пунктом 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку законом не предусмотрено иное, общий срок исковой давности, предусмотренный статей 196 ГК РФ, распространяется на требование о государственной регистрации или перехода права собственности.

По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по требованию о государственной регистрации сделки или перехода права собственности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, например со дня отказа контрагента по сделке передать документы, необходимые для регистрации, или создания иных препятствий для такой регистрации.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в 2003 году истец обращался к Малову М.В. для подписания передаточного акта, однако ответчик к этому времени выехал из <адрес> РТ. В дальнейшем меры для его поиска не принимались.

Согласно сведениям УФМС РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, Малов М.В. выписан ДД.ММ.ГГГГ с адреса: РТ, <адрес> (л.д. 19).

Таким образом, истец в 2003 году узнал о препятствии для регистрации и к дню подачи искового заявления, то есть ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности, составляющий три года, истек, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Исследовав и оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Акт приема-передачи данного недвижимого имущества, подписанный сторонами, являющийся доказательством (основанием) перехода права собственности, что обусловлено договором от ДД.ММ.ГГГГ, доказательства, достоверно подтверждающие о получении Маловым М.В. денег и создании умышленных препятствий для подписания передаточного акта, стороной истца в суд не представлены.

Истцом не использованы возможности для установления местонахождение Малова М.В. и оформления перехода права собственности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что за истцом не может быть признано право собственности на указанный жилой дом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 213 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Общественной организации «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» к Малову М.В. о признании права собственности на жилой дом отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Тюлячинский районный суд РТ.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2011 года.

Председательствующий судья: И.Г. Сабирзянов

Копия верна. Судья

Тюлячинского районного суда РТ: И.Г. Сабирзянов

С П Р А В К А

Решение вступило в законную силу « 25 » ноября 2011 года.

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2 - 552/2011 г. в Тюлячинском районном суде РТ.

Судья Тюлячинского

районного суда РТ: И.Г. Сабирзянов