О признании права на досрочную пенсию и понуждении назначить досрочную трудовую пенсию



Дело №2 - 08/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2012 года Тюлячинский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Сабирзянова И.Г.,

при секретаре Тимерхановой Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонтьевой Н. А. к Управлению пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Леонтьева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ (далее - УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ) о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа. В специальный стаж незаконно не включены периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью более 25 лет, признать решение УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования полностью.

Представитель ответчика, ФИО5, иск не признала и в его удовлетворении просила отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании пункта 19 части 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании» образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Согласно пункту 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работах в школах всех наименований в должности преподавателя засчитывается в указанный стаж.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Судом установлено, что Леонтьева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, Леонтьевой Н.А. отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с отсутствием требуемого специального стажа: педагогической деятельности 25 лет. Специальный стаж исчислен 24 года 01 месяц 07 дней. В специальный стаж не включены периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16).

Из трудовой книжки следует, что Леонтьева Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности учителя начальных классов Шармашинской средней школе (л.д. 10-13).

Оценив и исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что периоды учебы истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включаются в специальный стаж, так как в этот период она не осуществляла педагогическую деятельность.

Из справок, выданных отделом образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района РТ, следует, что в указанные периоды учебы истицы на курсах повышения квалификации у нее сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ (л.д.19,23).

В периоды нахождения Леонтьевой Н.А. на курсах повышения квалификации в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ за ней сохранялась заработная плата и соответственно производились удержания всех предусмотренных налогов и, в том числе, отчисления в Пенсионный фонд, а также педагогическая деятельность невозможна без постоянного обучения с целью повышения квалификации.

Исходя из этого, указанные периоды учебы истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее специальный трудовой стаж.

Несостоятельны доводы представителя ответчика об отказе во включении в специальный трудовой стаж истицы периода отпуска по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что указанный период имел место после 6 октября 1992 года, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Принимая во внимание, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ (справка от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 19), то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06 октября 1992 года по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Леонтьевой Н.А..

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, в части не включения в специальный трудовой стаж Леонтьевой Н.А. периодов отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно.

Общий специальный стаж истицы на момент обращения с заявлением в УПФ РФ в Сабинском и Тюлячинском районах РТ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, составлял более 25 лет, что являлось основанием для назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ, госпошлина в размере 200 рублей, уплаченная истицей, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 213 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать за Леонтьевой Н. А. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью по охране здоровья.

Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, в части не включения в специальный трудовой стаж Леонтьевой Н. А. периодов отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ включить Леонтьевой Н. А. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Назначить Леонтьевой Н. А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ в пользу Леонтьевой Н. А. расходы, понесенные в связи с уплатой госпошлины, в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Тюлячинский районный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2012 года.

Председательствующий судья И.Г. Сабирзянов

Копия верна:

Судья Тюлячинского

районного суда РТ И.Г. Сабирзянов

С П Р А В К А

Решение вступило в законную силу « 17 » февраля 2012 года.

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2 - 08/2011 г. в Тюлячинском районном суде РТ.

Судья Тюлячинского

районного суда РТ И.Г. Сабирзянов