О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии



Дело №2-49/2011 г.

Решение

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 года Тюлячинский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Сабирзянова И.Г.,

при секретаре Нургалиевой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аскарова В.И. к Управлению пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию,

установил:

Аскаров В.И. обратился в суд с иском к УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ (далее - УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ) о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 25 лет. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью 25 летнего стажа. Из специального стажа незаконно исключен период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью более 25 лет, признать решение УПФ РФ в Сабинском и Тюлячинском районах РТ незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Аскаров В.И. иск поддержал полностью.

Представитель ответчика - ФИО5, иск не признала и в его удовлетворении просила отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п.5 ст. 12 Федерального закона «Об образовании», образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Согласно п.5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

На основании п. 19 части 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ЗФ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. «г» ч.1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года, учителям врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР.

Согласно ч.4 указанного Положения, время работы, указанной в п.1 засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении N 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в пункте 11 разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Судом установлено, что Аскаров В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, Аскарову В.И. отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с отсутствием требуемого специального стажа: педагогической деятельности 25 лет. Специальный стаж (педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей) исчислен 22 год 05 месяцев 01 день. В педагогической стаж не включен период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Из трудовой книжки Аскарова В.И. следует, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем в Ямбулатской начальной школе и после этого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Советской Армии. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает педагогом в Большеметескинской средней школе (л.д. 7-10).

Согласно военного билета № и справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Сабинского и Тюлячинского района РТ, Аскаров В.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу по призыву в рядах Советской Армии (л.д. 12, 13).

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд считает, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Судом оценены доводы представителя ответчика о том, что при исчислении специального стажа период службы истца в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может учитываться, так как в действующем пенсионном законодательстве, в перечне учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости, не предусмотрена служба в Советской Армии.

Представленные доводы опровергнуты как несостоятельные и необоснованные.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Суд считает, что период службы истца в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Кроме этого, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Исходя из этого, период службы Аскарова В.И. в Советской Армии должен включаться в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы, то есть составляет 3 года 09 месяцев 14 дней.

Общий специальный стаж истца составляет более 25 лет, что является основанием для назначения ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, которая подлежит выплате с момента обращения истца с заявлением в УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное УПФ РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, незаконно.

В связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, госпошлина, уплаченная истцом, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, что составляет сумму <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 213 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать за Аскаровым В.И. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью более 25 лет.

Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ включить Аскарову В.И. периоды службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ в пользу Аскарова В.И. расходы, понесенные в связи с уплатой госпошлины, в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Тюлячинский районный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья И.Г. Сабирзянов

Копия верна:

Судья

Тюлячинского районного суда РТ И.Г. Сабирзянов

Справка

Решение вступило в законную силу « » ________ 2010 года.

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-474/2010 г. в Тюлячинском районном суде РТ.

Судья

Тюлячинского районного суда РТ И.Г. Сабирзянов