Дело №2 - 36/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года Тюлячинский районный суд РТ в составе:
председательствующего судьи Сабирзянова И.Г.,
при секретаре Нургалиевой Р.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ахтямову Т.А. о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тюлячинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Ахтямову Т.А. о сносе самовольной постройки, указав в обоснование, что Ахтямов Т.А. соорудил в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-7 Волга на <данные изъяты> (справа) киоск и контейнер без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. Территория возле киоска не обустроена площадкой для стоянки и остановки автомобилей, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. Установление в полосе отвода данного объекта с нарушениями негативно сказывается на безопасности дорожного движения, что в случае дорожно-транспортного происшествия может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Прокурор просит признать установленные Ахтямовым Т.А. киоск и контейнер на <данные изъяты> км (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 Волга самовольной постройкой.
Обязать Ахтямова Т.А. снести самовольно установленные киоски и контейнер, расположенные на <данные изъяты> км (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 Волга.
В судебном заседании помощник прокурора Тюлячинского района РТ заявленные требования поддержал полностью.
Ответчик Ахтямов Т.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания телеграммой, в суд не явился, от него заявлений и ходатайств не поступило.
Согласно п.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Представитель третьего лица ФГУ «Волговятскуправтодор» - ФИО3, с заявлением согласился и просил его удовлетворить, пояснив, что указанные объекты расположены в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-7 Волга, собственником которой является Российская Федерация, пользователем ФГУ «Волговятскуправтодор». Ответчиком указанные объекты эксплуатируются с нарушениями правил размещения объектов дорожного сервиса: отсутствуют соответствующие согласования с органами управления федеральными автомобильными дорогами и ГИБДД МВД РФ, подъезды и съезды не оборудованы переходно-скоростными полосами, местом стоянок и остановок транспортных средств, освещением. Данные нарушения создают опасность совершения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью граждан.
Представитель третьего лица РГУ «Безопасность дорожного движения» - ФИО4, с заявлением согласился и просил его удовлетворить, пояснив, что объекты размещены без согласования и учета требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации автодорог.
Представитель третьего лица - Территориального отдела Росреестра по Тюлячинскому району РТ, в суд не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, возражений не имеет, указав в письменном отзыве, что земельный участок, на котором находятся указанные киоск и контейнер, находятся в собственности РФ и переданы в пользование ФГУ «Волговятскуправтодор». На Ахтямова Т.А. какое-либо право на этот участок, размещение строений не зарегистрировано.
Выслушав пояснения помощника прокурора Тюлячинского района РТ ФИО5, представителя третьего лица ФГУ «Волговятскуправтодор» - ФИО3, представителя третьего лица РГУ «Безопасность дорожного движения» - ФИО4, свидетелей ФИО6 и ФИО7, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ст.ст. 25 и 26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки, в частности, для установления полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном настоящим Кодексом порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и установки рекламных конструкций.
На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются:
строительство жилых и общественных зданий, складов;
проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений.
Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пунктах 7,8,11 Правил о порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №233 от 14.04.2007г..
В соответствии со ст. 25 Федерального Закона РФ «Об автомобильных дорогах», границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправлении.
Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.
Согласно ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Судом установлено, что в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-7 Волга на <данные изъяты> (справа) Тюлячинского района РТ Ахтямов Т.А. в мае 2010 года установил киоск и контейнер без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. Данные объекты размещены без согласования с ФГУ «Волго-Вятскуправтодор», которому в постоянное (бессрочное) пользование предоставлена указанная полоса отвода автодороги, находящаяся в федеральной собственности. Также отсутствует согласование с Федеральным дорожным агентством, Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти Республики Татарстан и местного самоуправления. Переходно-скоростные полосы, предупреждающие знаки возле объектов отсутствуют, остановочная площадка для автомобилей не обустроена, чем создается опасность совершения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-7 Волга на <данные изъяты> (справа) Тюлячинского района РТ без правоустанавливающих документов размещены киоск и контейнер. Из фотоснимков следует, что указанные строения находятся возле автодороги, переходно-скоростные полосы, предупреждающие знаки возле объектов отсутствуют, остановочная площадка для автомобилей не обустроена (л.д. 5-9).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Волго-Вятскуправтодор» зарегистрировало право на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 387980 м2 , имеющего кадастровый номер № (л.д. 10).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 387980 м2 , имеющий кадастровый номер №, находится в федеральной собственности (л.д. 11).
Из письменного отзыва Территориального отдела Росреестра по Тюлячинскому району РТ, следует, что земельный участок, на котором находятся указанные киоск и контейнер, находится в собственности РФ и переданы в пользование ФГУ «Волговятскуправтодор». На Ахтямова Т.А. какое-либо право на этот участок, размещение строений не зарегистрировано (л.д. 56).
Согласно справке, выданной Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района РТ, Ахтямову Т.А. разрешение на размещение торгового киоска и контейнера на <данные изъяты> (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 не выдавалось. Данные объекты установлены с нарушением законодательства (л.д. 17).
Свидетели ФИО6 и ФИО7 в суде показали, что в мае 2010 года Ахтямов Т.А. разместил возле автодороги М-7 Волга на <данные изъяты> км киоск и контейнер, где они стали работать продавцами. Заработную плату им выдает Ахтямов Т.А., а также он организовывает торговлю, привозит товар, забирает выручку.
В соответствии с техническим паспортом, автомобильная дорога федерального значения М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы протяженностью от 835км+524 до 901 км+620 относится ко II категории (л.д. 99-98).
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, учитывая, что спорные киоск и контейнер размещены на государственном земельном участке с нарушениями действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии согласования с владельцем земельного участка, без соответствующего отвода земельного участка, без установки переходно-скоростных полос, предупреждающих знаков, остановочной площадки, суд считает, что данные сооружения являются самовольными постройками и в силу статьи 222 Гражданского кодекса РФ подлежат сносу.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, суд считает заявление прокурора законно и обоснованно и подлежит удовлетворению.
Ответчиком в суд не представлены надлежащие доказательства (разрешительные и правоустанавливающие документы), свидетельствующие о том, что данный земельный участок выдан ему в предусмотренном законом порядке и используется без нарушений действующего законодательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 213 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать установленные Ахтямовым Т.А. киоск и контейнер на <данные изъяты> км (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 Волга самовольной постройкой.
Обязать Ахтямова Т.А. снести самовольно установленные киоск и контейнер, расположенные на <данные изъяты> км (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 Волга.
Взыскать с Ахтямова Т.А. госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2011 года.
Председательствующий судья И.Г. Сабирзянов
Копия верна:
Судья
Тюлячинского районного суда РТ И.Г. Сабирзянов
С П Р А В К А
Решение вступило в законную силу « » __________ 2011 года.
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-36/2011 г. в Тюлячинском районном суде РТ.
Судья
Тюлячинского районного суда РТ И.Г. Сабирзянов