Заявление прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тында Дата обезличена года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Меринова В.А.,

при секретаре судебного заседания ААВ,

с участием помощника Тындинского городского прокурора ПВВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тындинского городского прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Тындинский городской прокурор обратился в суд с указанным заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что в Тындинскую городскую прокуратуру поступило обращение начальника Уголовно-исполнительной инспекции Номер обезличен по ... и ... ИВВ, из которого следует, что администрациями муниципальных образований ... не определены и не согласованы с УИИ Номер обезличен места для отбывания исправительных работ, назначенных приговорами суда. В соответствии с ч.1 ст.50 Уголовного кодекса РФ и ч.1 ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. В соответствии с ч.2 ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора. В нарушение указанных требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства на территории ... сельсовета места для отбывания наказания в виде исправительных работ не определены и не согласованы с УИИ Номер обезличен. Бездействие администрации ... сельсовета, выразившееся в неопределении и несогласованности с УИИ Номер обезличен мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории данного муниципального образования лишает осужденных возможности отбывать назначенное им наказание (погасить судимость и устранить связанные с наличием судимости негативные последствие, такие как невозможность устроиться на работу в государственные и муниципальные органы, выехать за границу и т.д.), делает невозможным исполнение приговора в отношении осужденных к исправительным работам, не обеспечивает неотвратимость наказания за совершенное преступление, а также нарушает действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. В сложившейся ситуации определенное судом наказание не достигает своей цели - исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, что приводит к совершению осужденными новых преступлений, ухудшению криминогенной обстановки, что приводит к нарушению принципа законности и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Кроме того, бездействием администрации ... сельсовета нарушаются права осужденных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, у которых возникает право замены неотбытой части наказания на исправительные работы, так как в результате бездействия администрации ... сельсовета данные граждане вынуждены продолжать отбывать наказание в местах лишения свободы. Круг данных граждан не определен и вызов их в суд в качестве истцов невозможен, так как условный перечень таковых граждан регулярно изменяется в результате отбытия части наказания, изменения наказаний на более мягкие кассационной и надзорной инстанциями, перевода осужденных из мест лишения свободы других регионов и т.д. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд признать незаконным бездействие администрации ... сельсовета ... ..., выразившееся в непринятии мер к определению и согласованию с УИИ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ. В порядке реализация" target="blank" data-id="13118">ст.258 ГПК РФ обязать администрацию ... сельсовета ... ... устранить в полном объеме допущенные нарушения путем определения по согласованию с УИИ Номер обезличен по ... и ... мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Просил суд признать незаконным бездействие администрации ... сельсовета ... ..., выразившееся в непринятии мер к определению и согласованию с УИИ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ. В порядке ст.258 ГПК РФ обязать администрацию ... сельсовета ... ... устранить в полном объеме допущенные нарушения путем определения по согласованию с УИИ Номер обезличен по ... и ...у мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Представитель администрации ... сельсовета ... ..., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем предоставил суду письменное заявление.

С учетом мнения помощника Тындинского городского прокурора судом определено о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя администрации ... сельсовета ... ....

В судебном заседании были исследованы представленные сторонами доказательства.

Обращение начальника Уголовно-исполнительной инспекции Номер обезличен по ... и ... ИВВ от Дата обезличена года, из которого следует, что администрациями муниципальных образований ... не определены и не согласованы с УИИ Номер обезличен места для отбывания исправительных работ, назначенных приговорами суда.

Копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, согласно которому в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Федеральном бюджетном учреждении «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция Номер обезличен Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...».

Копия Устава Государственного учреждения «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция Номер обезличен Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...».

В силу ст. 67 ГПК РФ доказательства, представленные сторонами оценены судом каждое в отдельности, а так же в их совокупности и признаются допустимыми. Других доказательств, допустимых с точки зрения закона, сторонами в суде не предоставлено. Ходатайства об оказании судом содействия в сборе и представлении доказательств не заявлено.

Выслушав мнение помощника Тындинского городского прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Так, в ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Статьей 14.1 ч.2 указанного закона определено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Федеральным законом №63-ФЗ от 13 июня 1996 года введен в действие Уголовный кодекс Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.50 указанного Федерального закона предусмотрено, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Согласно ч.1 ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08 января 1997 года №1-ФЗ (Федеральный закон) исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В соответствии с п.64 Приказа Минюста РФ от 20 мая 2009 года №142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" для исполнения наказания в виде исправительных работ инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ.

Таким образом, приведенный выше анализ правовых норм в системном толковании с конституционными положениями (ст. 132 Конституции РФ), и общепризнанными нормами и принципами международного права позволяет сделать вывод о бездействии администрации ... сельского совета, выразившемся в неопределении и несогласовании с Уголовно-исполнительной инспекцией Номер обезличен мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории данного муниципального образования.

Доводы Главы сельского совета МАВ об отсутствии мест для отбывания наказания в виде исправительных работ и не поступлении в адрес администрации запросов из УИИ Номер обезличен с просьбой об определении таких мест, суд находит необоснованным, вследствие того, что федеральным законодателем указанная обязанность по определению и согласованию мест для отбывания наказания прямо возложена на органы местного самоуправления.

В силу п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В судебном заседании установлено, что Администрация ... сельского совета не исполнила возложенные на нее федеральными законами обязанности по определению и согласованию с Уголовно-исполнительной инспекцией Номер обезличен по ... и ... мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории данного муниципального образования.

Из пояснений помощника Тындинского городского прокурора следует, что неопределение мест для отбывания осужденными наказания лишает последних возможности отбывать назначенное им наказание, делает невозможным исполнение приговора в отношении осужденных к исправительным работам, не обеспечивает неотвратимость наказания за совершенное преступление, а также нарушает действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. В сложившейся ситуации определенное судом наказание не достигает своей цели - исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; нарушаются права осужденных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, у которых возникает право замены неотбытой части наказания на исправительные работы, так как в результате бездействия администрации ... сельсовета данные граждане вынуждены продолжать отбывать наказание в местах лишения свободы.

При указанных обстоятельствах, заявление Тындинского городского прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194, 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации ... сельского совета ... ..., выразившееся в непринятии мер к определению и согласованию с Уголовно-исполнительной инспекцией Номер обезличен по ... и ... мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Обязать администрацию ... сельского совета ... ... определить по согласованию с Уголовно-исполнительной инспекцией Номер обезличен по ... и ... места для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Меринов