Иск о возм-нии ущерба причин-го ДТП, взыс-нии неполученного заработка и компен-ции морального вреда



Дело Номер обезличен

Решение

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г.Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

с участием представителя истца КЕП, действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,

третьего лица ШАИ,

при секретаре ККВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КСА к ХХХ о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, неполученного заработка в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

КСА обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Дата обезличена года на ... около технологического моста произошло дорожно-транспортное происшествие. ШАИ, являющийся работником ХХХ, управляя автомобилем Исузу-Эльф Номер обезличен, принадлежащему ХХХ, начал движение со стороны обочины, где находятся торговые киоски возле технологического моста. Он в это время следовал на своем автомобиле Тойота Марк 2 по главной дороге на ... со стороны ... в сторону .... Увидев, что с обочины выезжает автомобиль Исузу-Эльф Номер обезличен, он стал подавать сигналы, однако водитель его не видел, так как его стекла были полностью заморожены. Он попытался затормозить, но на дороге был гололед, поэтому автомобиль Исузу-Эльф врезался в боковую часть его автомобиля, из-за чего его вынесло на бордюр, после чего он остановился. Затем вызвали сотрудников ГИБДД, которые зафиксировали факт совершенного ДТП и установили вину водителя ШАИ, о чем свидетельствуют материалы проверки. В результате принадлежащему ему на праве личной собственности автомобилю Тойота Марк 2, Дата обезличена года выпуска, номерной знак Номер обезличен, причинены технические повреждения. Согласно отчету ОМН стоимость причиненного ущерба составляет 71125 руб., в том числе: стоимость ремонта составляет 4620 руб.; стоимость разборки/сборки составляет 5460 руб.; стоимость окраски/контроля, регулировочных работ составляет 20575 руб.; стоимость узлов и деталей составляет 18000 руб.; стоимость новых материалов на окрасочные работы составляет 14470 руб.; стоимость услуг по составлению калькуляции составляет 8000 руб. Кроме того, на момент совершения ДТП он работал водителем в такси «ФИО18» и имел постоянный заработок в среднем 1000 рублей в день. В результате повреждения его автомобиля он полностью лишился заработка, до настоящего времени не имеет возможности работать, так как автомобиль находится в ремонте, других средств не имеет. Считает, что в этом прямая вина водителя ШАИ Помимо материального ущерба ему причинен моральный вред, поскольку на личном автомобиле он работал в такси, данная работа являлась его основным местом работы, другого заработка не имеет, вынужден был занимать деньги для восстановления автомобиля. Ссылаясь на ст. 1064,1068,1079 ГК РФ, просит взыскать с ответчика ХХХ в его пользу в возмещение суммы причиненного ущерба 71125 руб., сумму неполученного заработка в результате дорожно-транспортного происшествия 37000 руб., сумму морального вреда в размере 20 000 руб., за составление искового заявления 2000 руб.; за оценку автомобиля Тойота Марк 2 для возмещения ущерба в результате ДТП 8000 рублей; уплаченную государственную пошлину в сумме 2 781,25 руб.

Определением Тындинского районного суда Дата обезличена года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ХХХ и АНМ.

В судебное заседание истец КСА, представитель ответчика ХХХ, представитель третьего лица РДВ, третье лицо АНМ, надлежащим образом оповещенные о дате и месте слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств о рассмотрении дела без их участия или об отложении рассмотрения дела не подавали.

С учетом мнения сторон судом в соответствии ч.3,4 ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца КСА, представителя ответчика ХХХ, представителя третьего лица РДВ, третьего лица АНМ

Представитель истца КЕП в судебном заседании по основаниям, указанным в исковом заявлении, поддержала заявленные исковые требования, просила взыскать с ответчика сумму ущерба 71125 руб., неполученный заработок в размере 37000 руб., компенсацию морального вреда 20000 руб., расходы по составлению искового заявления 2000 руб., расходы по оплате услуг представителя 8000 руб., оплату за производство оценки стоимости ущерба автомобиля 8000 руб., по выдаче доверенности 500 руб., суду пояснила, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя ШАИ, КСА был причинен не только имущественный вред, который он оценивает в 71125 руб., но и моральный вред, который выразился в том, что истец не имел возможности зарабатывать деньги в такси, испытывал материальные трудности, вынужден был занимать деньги на ремонт автомобиля. Договоров займа представить не может. Истец произвел ремонт автомобиля в автомастерской за 60000 рублей без учета стоимости запасных частей. Квитанций о стоимости запчастей представить не может. Истец не имел возможности работать до Дата обезличена года, в связи с чем требует возмещения неполученного заработка за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере 37000 руб.

Третье лицо ШАИ полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению только на сумму 60000 руб., которые истец заплатил за ремонт автомобиля, суду пояснил, что, действительно, Дата обезличена года по его вине произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю КСА были причинены повреждения. Он управлял автомобилем «Исузу-Эльф», который принадлежит АНМ, но по договору аренды находился у ХХХ. На момент ДТП он состоял в трудовых отношениях с ХХХ и выполнял служебные обязанности. Он управлял автомобилем по доверенности АНМ, срок действия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства на момент ДТП, истек.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.

Из объяснений сторон, исследованных судом письменных доказательств достоверно установлено, что Дата обезличена года в 17 часов 55 минут ШАИ, управляя автомобилем «Исузу-Эльф» государственный регистрационный знак Номер обезличен, при начале движения и выезде на дорогу с обочины не предоставил преимущество в движении по дороге автомобилю Тойота-Марк-2 гос.номер Номер обезличен, в результате чего совершил наезд на данный автомобиль. л.д.10).

Третье лицо ШАИ в судебном заседании подтвердил факт дорожно-транспортного происшествия Дата обезличена года, в результате которого, управляя автомобилем «Исузу-Эльф» государственный регистрационный знак Номер обезличен, он совершил столкновение с автомобилем «Тойота-Марк-2», исследованные в судебном заседании доказательства не оспаривал.

Из свидетельства о регистрации транспортного средства Номер обезличен следует, что автомобиль «Исузу-Эльф» принадлежит на праве собственности АНМ

В соответствии с п. 2 ст. 927, ст. 931 и п. 1 ст. 936 ГК РФ, абзацем восьмым ст. 1, п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию гражданской ответственности осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения договора обязательного страхования со страховой организацией (страховщиком), по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшему причиненный вследствие этого события вред его жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

На основании ч.1 ст.4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды.

Таким образом, юридически значимыми для разрешения данного спора обстоятельствами в части разрешения исковых требований о возмещении материального вреда, причиненного истцу, являются установления факта страхования гражданской ответственности АНМ на момент совершения дорожно-транспортного происшествия, наличие страхового случая, размер страховой суммы и размер причиненного КСА вреда.

Из пояснения третьего лица ШАИ в судебном заседании следует, что владелец автомобиля «Исузу-Эльф» АНМ не выполнил в установленном законом порядке свою обязанность по страхованию гражданской ответственности и не заключил договор обязательного страхования со страховой организацией (страховщиком).

Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, суду не представлено.

Таким образом, дорожно-транспортное происшествие, произошедшее Дата обезличенагода с участием водителей КСА и ШАИ, не является страховым случаем применительно к требованиям Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В силу ч.6 ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Суду был представлен договор аренды автомобиля от Дата обезличена года, согласно которому владелец автомобиля АНМ передал в аренду ХХХ автомобиль «Исузу-Эльф» Дата обезличена года выпуска, гос.знак Номер обезличен для использования его в своей коммерческой деятельности. Срок аренды с Дата обезличена года до Дата обезличена года.

Таким образом, на период совершения дорожно-транспортного происшествия Дата обезличена года автомобиль «Исузу-Эльф» находился в законном владении ХХХ на праве аренды.

На основании ч.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Кроме этого судом установлено, что водитель ШАИ, который являлся участником дорожно-транспортного происшествия Дата обезличена года, состоит в трудовых отношениях с ХХХ на основании трудового договора от Дата обезличена года и выполняет обязанности про профессии водителя автомашины категории «С» в ... филиале ХХХ.

Юридическое лицо в силу ч.1 ст.1068 ГК РФ возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Суд принимает во внимание, что ШАИ трудовым договором от Дата обезличена года установлен восьмичасовой рабочий день, а дорожно-транспортное происшествия произошло Дата обезличена года в 17 часов 55 минут, то есть за пределами рабочего времени.

Поскольку ответчиком ХХХ не представлено доказательств, подтверждающих, что ШАИ использовал служебный автомобиль в нерабочее время в своих личных целях, суд полагает, что ШАИ в момент совершения дорожно-транспортного происшествия выполнял работу по заданию работодателя ХХХ. Кроме этого трудовым договором от Дата обезличена года установлено, что в исключительных случаях ШАИ может привлекаться для выполнения срочных работ сверх установленной продолжительности рабочего дня.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность за имущественный вред, причиненный КСА в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего Дата обезличена года по вине водителя ШАИ, лежит на работодателе ШАИ - ХХХ.

На основании ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении имущественного вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вреда в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Согласно ч.1, 2 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из Акта передачи транспортного средства от Дата обезличена следует, что мастер ИП БНМ БОС передал КСА транспортное средство «Марк-2» государственный номер Номер обезличен в хорошем техническом состоянии. л.д.72).

На восстановление автомобиля истцом согласно справке-подтверждению ИП БНМ за ремонт автомобиля оплачены денежные средства в сумме 60000 рублей.

Доказательств, опровергающих сумму фактически понесенных истцом убытков, стороной ответчика суду не представлено.

При таком положении дел суд полагает, что взысканию с ответчика в счет возмещения причиненных убытков подлежит сумма, реально уплаченная КСА ИП БНМ за восстановление автомобиля, а не рыночная стоимость причиненного ущерба, указанная в Отчете Номер обезличен об определении ущерба АМТС.

Требования КСА о взыскании с ответчика суммы неполученного заработка в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 37000 рублей на том основании, что на момент совершения дорожно-транспортного происшествия он работал в такси «ФИО18» водителем и имел постоянный заработок в среднем 1000 рублей в день, в результате повреждения его автомобиля он полностью лишился заработка, так как автомобиль находился в ремонте, других средств не имеет, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 ч.2 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" под неполученным доходом понимается доход, не полученный в результате нарушения обязательств, вытекающих из договоров гражданско-правового характера.

В качестве основания заявленных исковых требований КСА указывает, что на момент совершения дорожно-транспортного происшествия он работал в такси «ФИО18» водителем и имел постоянный заработок в среднем 1000 рублей в день. В результате повреждения его автомобиля он полностью лишился заработка, до настоящего времени не имеет возможности работать, так как автомобиль находится в ремонте, других средств не имеет.

Представитель истца КЕП настаивала на удовлетворении заявленных требований, предмет и основания иска не изменила.

Принимая во внимание, что КСА заявлены исковые требования о взыскании с ответчика неполученного заработка, причиненного повреждением автомобиля, суд в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании ч.1 ст.1085 ГК РФ утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, подлежит возмещению лишь при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, в результате дорожно-транспортного происшествия КСА причинен только имущественный вред, следовательно, в удовлетворении его требований о возмещении утраченного заработка на сумму 37000 рублей в связи с повреждением автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия надлежит отказать.

КСА заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, причиненного ему в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 20000 рублей.

По смыслу закона и в соответствии с судебной практикой под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.), кроме того, под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, то есть негативные ощущения (боль, удушье, тошнота и т.п.) и переживания (стыд, страх, отчаяние и т.п.).

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Ч.2 ст.1099 ГК РФ позволяет пострадавшему требовать компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, только в случаях, предусмотренных законом.

К таким случаям относятся отношения, вытекающие из купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг и т. д. и регулируемые Законом о защите прав потребителей.

Требования КСА о компенсации морального вреда основаны на временной невозможности работать в такси, отсутствии иного заработка, необходимости занимать деньги на восстановление автомобиля.

Принимая во внимание, что дорожно-транспортным происшествием КСА причин имущественный вред, в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда надлежит отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Требование истца о возмещении стоимости калькуляции подлежит удовлетворению пропорциональной удовлетворенным требованиям, поскольку является суммой реально понесенных судебных издержек, оценка стоимости ущерба автомобиля была произведена до производства восстановительного ремонта автомобиля в целях определения стоимости ущерба, причиненного ДТП.

Расходы КСА на оплату юридических услуг за составление искового заявления в сумме 2000 рублей подтверждаются квитанцией Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.5), расходы истца об оплате услуг по составлению калькуляции за оценку автомобиля Марк-2 согласно квитанции ОМН от Дата обезличена составили 8000рублей л.д.12); расходы по оплате стоимости затрат на выдачу доверенности составили 500рублей.

Принимая во внимание, что требования истца удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 6300 рублей.

Согласно ст.100 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы КСА на оплату услуг представителя за представление его интересов в суде составили 8000 рублей, что подтверждаются квитанцией Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.5).

Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект защиты и защищаемого права, количество судебных заседаний с участием представителя суд находит, что сумма 3500 рублей за услуги представителя является разумной и справедливой.

Расходы по уплате истцом государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования КСА к ХХХ о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, неполученного заработка, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ХХХ в пользу КСА в возмещение ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием в сумме 60000 (шестьдесят тысяч) рублей, судебные расходы в сумме 9800 (Девять тысяч восемьсот) рублей и возврат госпошлины в сумме 2000 рублей.

В остальной части исковых требований КСА отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Стрельцова

Мотивированное решение суда изготовлено Дата обезличена года.