РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тында Дата обезличена года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Меринова В.А.,
при секретаре судебного заседания ААВ,
с участием заявителя КНН,
представителя Управления Федеральной миграционной службы по ... АНА,
рассмотрев жалобу КНН на неправомерные действия начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по ... в ...,
УСТАНОВИЛ:
КНН обратилась в суд с указанной жалобой на неправомерные действия начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по ... в ..., выразившиеся в отказе в ее регистрации по месту жительства в ... области по ..., ... .... Свою жалобу мотивировала тем, что с Дата обезличена года она проживает с КСП по указанному выше адресу совместно с его родителями. Дата обезличена года брак между ними был зарегистрирован. Квартира Номер обезличен в ... по ... является постоянным местом жительства ее мужа и его родителей. Дата обезличена года она снялась с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Дата обезличена года ее муж обратился с заявлением к мэру ... с просьбой зарегистрировать ее по месту постоянного проживания по адресу: ... области по ..., ... .... Разрешение было дано на временную регистрацию на 1 год. Она собрала все необходимые документы и обратилась в паспортный стол с заявлением о постоянной прописке. Отделением Управления Федеральной миграционной службы по ... в ... ей было отказано в регистрации по месту жительства без каких-либо законных оснований. Указанный отказ нарушает ее право на свободу передвижения, она не может устроиться на работу, получить медицинский полис, воспользоваться другими необходимыми социальными льготами, поскольку для регистрации ею были представлены все необходимые документы.
Просит суд признать отказ начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы по ... в ... в ее регистрации по месту жительства в ... области по ..., ... ... незаконным. Обязать Отделение Управления Федеральной миграционной службы по ... в ... зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: ... области, ..., ... ....
В судебном заседании КНН просила обязать начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы по ... в ... зарегистрировать ее по месту жительства мужа. Других документов в подтверждение права собственности она не имеет.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по ... АНА требования не признала, суду пояснила, что помимо представленных документов для регистрации необходимо предоставить документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. КНН данного документа представлено не было, в связи с чем, начальником правомерно отказано в регистрации по месту жительства и дано разъяснение о необходимости предоставления документов.
Выслушав пояснения заявителя, представителя Управления Федеральной миграционной службы по ... суд приходит к выводу, что заявление обоснованно и действия начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы по ... в ... незаконны по следующим основаниям.
Из заявления КСП от Дата обезличена года следует, что он просит зарегистрировать его жену - КНН по адресу: ... области по ..., ... ....
Согласно справке ХХХ от Дата обезличена года КСП проживает и зарегистрирован по адресу: ... области, ..., ... .... Совместно с ним зарегистрированы КПП, КСВ
Согласно акту от Дата обезличена года в ... ... по ... фактически проживают: КПП, КСВ, КСП, КНН
Из свидетельства о заключении брака следует, что КСП и ШНН заключили брак Дата обезличена года, о чем Дата обезличена года составлена запись акта о заключении брака Номер обезличен.
Из сообщения начальника отделения Управления Федеральной Миграционной Службы по ... в ... Номер обезличен от Дата обезличена года на имя КСП следует, что для регистрации по месту жительства на основании Приказа ФМС РФ № 208 от 20.09.2007 года, постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 года необходимо представить в ОУФМС РФ по ... в городе ... следующие документы: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по ф-6, документ являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользованием жилым помещением либо иной надлежащим образом заверенная копия, подтверждающая наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно предоставление одного из перечисленных документов.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, давая юридическую оценку исследованным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 04 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов ... и ..., ..., ... и ..., регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Как следует из материалов дела, доказательств того, что место регистрации по адресу: ... область ... - 10 относится или находится на территории с определенным режимом не представлено. Следовательно, оснований для отказа в регистрации органами регистрационного учета по указанному месту жительства КНН не установлено.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно ч.1 ст.6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
При подаче заявления в органы регистрации КНН были предоставлены все необходимые для этого документы.
При указанных обстоятельствах, в связи с наличием согласия лиц, совместно проживающих с КНН, на ее регистрацию; отсутствием сведений об ущемлении прав и законных интересов собственника при регистрации КНН в указанном жилье, суд полагает возможным удовлетворить жалобу КНН
Как следует из ч.1 ст.6 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.
Таким образом, фактический отказ в регистрации КНН по месту жительства начальником отделения Управления Федеральной Миграционной Службы по ... в ... в связи с непредставлением документа на вселение, является не законным.
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Жалобу КНН на неправомерные действия начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по ... в ..., удовлетворить.
Признать отказ начальника Управления Федеральной Миграционной Службы по ... в ... ШАВ от Дата обезличена года в регистрации КНН по месту жительства - незаконным.
Обязать начальника отделения Управления Федеральной Миграционной Службы по Амурской области в ... - ШАВ устранить нарушение законодательства РФ, зарегистрировав по месту жительства КНН, Дата обезличена года рождения по ... в городе ....
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Меринов