Иск о взыскании задолженности по зарплате, компенсации за неиспользованный отпуск и морального вред



Дело Номер обезличен

Решение

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

при секретаре БОА,

с участием истца ЛЕА,

представителя ответчика ААВ, действующего на основании доверенности от Дата обезличена года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛЕА к индивидуальному предпринимателю ГЕИ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск и морального вреда,

у с т а н о в и л:

ЛЕА обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ГЕИ, в обоснование заявленных требований указала, что Дата обезличенаг. между ней и индивидуальным предпринимателем ГЕИ был заключен договор об оказании услуг, согласно которому она обязалась представлять интересы ИП ГЕИ во всех учреждениях и организациях ..., в том числе: муниципальных органах исполнительной и законодательной власти, в органах внутренних дел, в прокуратуре, в суде, в нотариальных учреждениях, в MP ИФНС РФ Номер обезличен по ... и .... Кроме того она обязалась заключать договора на отопление и коммунальные услуги, на техническое обслуживание помещений, получать грузы, контейнеры, багаж на станции ..., получать ценные бумаги и иную корреспонденцию. По устному распоряжению ИП ГЕИ она должна была заключать трудовые договора между работниками и ИП ГЕИ, сдавать отчетные декларации в налоговую инспекцию, ПФ, ФСС. За оказываемые услуги ИП ГЕИ обязалась производить ей ежемесячное денежное вознаграждение в сумме 8000 рублей, которые она получала от ГЕИ по ведомости. В период ее трудовой деятельности у ИП ГЕИ никаких нареканий к ней со стороны руководства не было. В конце Дата обезличена г. она предупредила ИП ГЕИ о том, что хочет пойти в отпуск с Дата обезличена г. и попросила выплатить заработную плату за июль месяц и выдать отпускные, на что получила полный отказ. Дата обезличена года ее договор закончился. ИП ГЕИ с ней полный расчет не произвела - не выплатила ей часть заработной платы в сумме 4000 рублей и полностью отпускные. Ею было написано заявление ИП ГЕИ о выплате ей задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск за отработанный период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., однако это заявление было ИП ГЕИ проигнорировано. Согласно требованиям ст. 106 ТК РФ и ч. 5 ст.37 Конституции РФ каждый гражданин, работник имеет право на отдых. Требование ст. 140 ТК РФ ИП ГЕИ не выполнила. Учитывая, что в добровольном порядке ответчик не желает произвести выплату числящейся задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск, она вынуждена обратиться в суд за защитой своих интересов. Ссылаясь на ст. 140, 142 ТК РФ, просит взыскать с ИП ГЕИ в ее пользу невыплаченную ей заработную плату в сумме 4000 рублей; взыскать с ИП ГЕИ в ее пользу компенсацию за неиспользованный отпуск за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в сумме 24000 рублей; взыскать с ИП ГЕИ в ее пользу моральный ущерб в сумме 32000 рублей.

Ответчик индивидуальный предприниматель ГЕИ, надлежащим образом извещенная о дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя ААВ, судом на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика ИП ГЕИ

В судебном заседании истец ЛЕА по основаниям, указанным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований, суду пояснила, что с Дата обезличена года она работала у ИП ГЕИ по совмещению, основным местом ее работы до Дата обезличена года являлось ХХХ. В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года работала только у ИП ГЕИ, с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала бухгалтером в ОТК, с Дата обезличена года по Дата обезличена работала сторожем в детском саду. Трудовые отношения с ИП ГЕИ не были оформлены, приказа о приеме ее на работу не издавался, работу она выполняла на основании доверенности. Договор на оказание услуг составляла ГЕИ, она прочитала и подписала. Перечисления в налоговый орган и пенсионный фонд за нее не вносились. У нее не было должностных обязанностей, определенного графика работы, приезжала к ГЕИ по телефонному звонку. Записи в ее трудовой книжке о работе у ИП ГЕИ нет. Денежное вознаграждение за выполненную работу она получала по ведомости, составленной ГЕИ Эти ведомости в налоговом органе не учитывались. У нее не было претензий к заработной плате, у ГЕИ не было претензий к ее работе. Всю работу она выполняла на дому, а также развозила по магазинам продукцию. Она выполняла все, о чем просила ее ГЕИ: выполняла и сдавала отчеты в налоговый орган, пенсионный фонд, составляла трудовые договора и приказы, заключала договора с организациями. Все документы подписывала ГЕИ В Дата обезличена года она предупредила ГЕИ, что пойдет в отпуск, и просила выплатить ей заработную плату за Дата обезличена года, отпускные, на что получила отказ. Все документы находились у нее дома. Она сказала, что отдаст документы, когда ГЕИ выплатит ей заработную плату и отпускные за период с Дата обезличена по Дата обезличена года. Когда она привезла документы, ГЕИ выдала ей 4000 рублей за оказание услуг за Дата обезличена года. Доказательств, подтверждающих выполнение ею работы в Дата обезличена года, представить не может, у нее таких доказательств нет. После всего происходившего у нее обострилась хроническая болезнь. Работая у ГЕИ, она не ходила в отпуск, ей не оплачивали больничные листы, не выплачивалась компенсация за неиспользованный отпуск. Она осознавала, что ее отношения с ИП ГЕИ не оформлены надлежащим образом, а именно нет записи в трудовой книжке, не было приказа о приеме на работу, но такое положение дел ее устраивало.

Представитель ответчика ААВ исковые требования не признал, суду пояснил, что истице ответчиком была выдана доверенность на оказание услуг, за которые она получала вознаграждение. Работа заключалась в основном в составлении налоговых деклараций. Из-за неправильно представленных ЛЕА деклараций в налоговый орган, у ответчицы появилась переплата по налогам в размере около 30000 рублей, однако истица не предприняла никаких мер к возврату этой суммы либо к зачету в счет будущих платежей. Затем к ЛЕА возникли другие претензии по качеству предоставляемых услуг, и практически ее работу выполнял другой человек, однако ЛЕА не отдавала документы ответчицы вплоть до вмешательства участкового. После того, как истице был выдан аванс 4000 рублей, она привезла часть документов и больше работу не выполняла, на телефонные звонки не отвечала. Если признать отношения между ЛЕА и ИП ГЕИ трудовыми, то в соответствии со ст. 392 ТК РФ срок на обращения в суд истек, в иске следует отказать. По договору на оказания услуг после оказания услуг составляется акт приемки выполненных работ, но такого документа также нет. Истица не выполняла работу с Дата обезличена года, и поэтому не может быть и вознаграждения.

Выслушав объяснения сторон, исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Дата обезличена года между ЛЕА и индивидуальным предпринимателем ГЕИ был заключен договор о выплате вознаграждений, в соответствии с которым ЛЕА представляет интересы ИП ГЕИ согласно доверенности от Дата обезличена, а ИП ГЕИ выплачивает ЛЕА денежное вознаграждение ежемесячно 8000 руб. л.д.12).

Доказательством, подтверждающим факт оказания ЛЕА услуг индивидуальному предпринимателю ГЕИ, является доверенность, выданная Дата обезличена года индивидуальным предпринимателем ГЕИ ЛЕА на представление ее интересов во всех учреждениях и организациях .... л.д.4).

Стороной ответчика не оспаривается факт наличия гражданско-правовых отношений между ЛЕА и ИП ГЕИ, а именно договора оказания услуг.

ЛЕА полагает, что в силу указанного договора от Дата обезличена года о выплате вознаграждения между ней и индивидуальным предпринимателем ГЕИ возникли трудовые отношения.

В силу ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно абз.1 ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым Кодексом.

Работник в соответствии со ст.21 ТК РФ обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.

Работодатель согласно ст.22 ТК РФ обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

На основании ст.189 ТК РФ все работники обязаны подчиняться правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст.166 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка установленного образца. Обязанность по ведению трудовой книжки на каждого работника возложена на работодателя.

Прием на работу в соответствии со ст.68 ТК РФ оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Из объяснений ЛЕА и представителя ответчика ААВ в судебном заседании следует, что трудовой договор с ЛЕА заключен не был, с правилами внутреннего трудового распорядка она ознакомлена не была, графика работу у ЛЕА не было, приказ о приеме на работу ЛЕА ИП ГЕИ не издавался, записи в трудовой книжке о трудовой деятельности ЛЕА у ИП ГЕИ произведено не было.

Согласно ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В трудовом договоре в соответствии со ст.57 ТК РФ указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя; идентификационный номер налогоплательщика; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами. (ст.57 ч.2 ТК РФ).

Представленный истцом договор о выплате вознаграждений от 01.0.08 не содержит указанных в ст.56, 57 ТК РФ признаков и условий заключения трудового договора.

Кроме того, как пояснила в судебном заседании истица, она работала на дому, определенного графика работы у нее не было, должностные обязанности ей не вменялись, в этот период времени она имела постоянное место работы до Дата обезличена года в ХХХ, с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала бухгалтером в ОТК, с Дата обезличена года по Дата обезличена работала сторожем в детском саду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания правовых отношений между ЛЕА и ИП ГЕИ трудовыми у суда не имеется. Заключенный между ЛЕА и ИП ГЕИ Дата обезличена договор о выплате вознаграждений не является трудовым договором, а является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг и регулируется нормами главы 39 Гражданского кодекса РФ.

Истцом ЛЕА заявлены требования о взыскании с ИП ГЕИ 4000 рублей по договору за Дата обезличена года.

В силу ст.783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739).

Анализ ст. 711, 720, 736, 737 ГК РФ позволяет суду сделать вывод, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. Сдача результатов работы осуществляется путем составления акта (справки, декларации, квитанции, расписки и т.п.), удостоверяющего приемку результата. Наиболее распространенным видом такого документа является акт о приемке выполненных работ.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании истцу ЛЕА было предложено представить суду доказательства, подтверждающие, что в Дата обезличена года она выполняла работу по договору от Дата обезличена, а именно акт приемки выполненных работ, документы, подписанные ею в государственных и муниципальных учреждениях, организациях в Дата обезличена года.

Таких доказательств истец ЛЕА в судебном заседании не представила, ходатайств об отложении судебного заседания для представления указанных документов не заявляла, ходатайств об оказании ей содействия в истребовании доказательств не заявляла.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании в пользу ЛЕА с ИП ГЕИ 4000 рублей по договору за Дата обезличена года надлежит отказать, поскольку обстоятельства, указанные ЛЕА в обоснование этих требований не нашли подтверждения в судебном заседании.

Требования ЛЕА о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск за период с Дата обезличена по Дата обезличена в сумме 24000 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку, как установлено в настоящем судебном заседании, ЛЕА и ИП ГЕИ не состояли в трудовых отношениях, соответственно, ЛЕА не имеет права требовать от ИП ГЕИ как предоставления ей отпуска с сохранением места и среднего заработка, так и компенсации за неиспользованный отпуск.

Исковые требования ЛЕА о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, так как в судебном заседании не установлен факт нарушения трудовых прав ЛЕА индивидуальным предпринимателем ГЕИ, поскольку между ИП ГЕИ ЛЕА отсутствовали трудовые отношения. А других оснований в обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда, суду не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ЛЕА в удовлетворении исковых требований к индивидуальному предпринимателю ГЕИ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск и морального вреда отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена года.