Иск о признании нез-м решения об отказе в назначении субсидии на оплату жил-го пом-я



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

при секретаре НОА,

с участием истицы СРА,

представителя ответчика ЗВП, действующей на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СРА к Государственному бюджетному учреждению - управление социальной защиты населения по ... и ... о признании незаконным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии,

у с т а н о в и л :

СРА обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала следующее. На основании распоряжения мэра ... от Дата обезличена г. ей выделена квартира Номер обезличен в ... по ... в ..., общей площадью 31,1 кв.м. Фактически проживает по этому адресу с Дата обезличена г. с несовершеннолетними сыновьями САВ, ИАА, ИСА, является многодетной матерью. Квартира не является муниципальной собственностью. Договор найма не заключался. В собственности квартиры у нее нет. С Дата обезличена года по Дата обезличена год ей была предоставлена субсидия на оплату коммунальных услуг. С Дата обезличена года ей прекратили предоставлять субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Зарегистрирована по месту жительства с Дата обезличена года. Оплачивает сама коммунальные услуги и услуги по электроснабжению. Дата обезличена года она обратилась в ГБУ УСЗН по ... и ... для начисления субсидий по оплате за коммунальные услуги. Решением от Дата обезличена г. ей было отказано, так как у нее нет правоустанавливающего документа на квартиру, то есть ордера или договора найма. Считает, что исходя из смысла ст. 10 ЖК РФ, так как она проживает в квартире, пользуется коммунальными услугами, электроэнергией, другого жилья у нее в собственности нет, зарегистрирована по месту жительства, она имеет право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг. Просит признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения управление социальной защиты населения по ... и ... от Дата обезличена г. об отказе ей в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязать Государственное бюджетное учреждение управление социальной защиты населения по ... и ... предоставить ей с Дата обезличена года субсидию на оплату коммунальных услуг и электроэнергию, то есть со дня подачи заявления.

В судебном заседании истица СРА по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержала заявленные требования, суду пояснила, что жилье по адресу: ..., ..., ... ... ей предоставила Администрация .... Она вселилась в квартиру Дата обезличена года. В настоящее время жилье по ..., дом Номер обезличен квартира Номер обезличен аварийное. Ее заработная плата составляет 6000 рублей, на иждивении у нее находятся трое несовершеннолетних детей, и ей приходится оплачивать квартирную плату 3400 рублей в месяц. У нее совсем не остается денежных средств на содержание детей. Как многодетная мать состоит на учете. Все необходимые документы о предоставлении ей субсидии она предоставила в Государственное бюджетное учреждение Управления социальной защиты населения по ... и ..., но ей отказали. У нее все коммунальные платежи оплачены, задолженностей нет. Просит суд признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Управления социальной защиты населения по ... и ... об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии.

Представитель ответчика - ГБУ Управление социальной защиты населения по ... и ... ЗВП исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 159 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № гражданам РФ предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту жительства, т.е. в ГБУ УСЗН по ... и ..., заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил. Одним из основных документов необходимых для получения субсидии является документ, подтверждающий правовое основание владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена. (пп. Б п. 8 Правил). При обращении в ГБУ УСЗН по ... и ... Дата обезличена СРА не были представлены документы, подтверждающие правовое основание владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (договоры социального найма, коммерческого найма, либо приватизации, купли-продажи, и т.д.). Справки, выданные ХХХ от Дата обезличена Номер обезличен и ... филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не могут расцениваться как официальный документ, подтверждающий наличие у заявителя права пользования жилым помещением, так как выдана она ненадлежащим органом, который ни какого отношения к данному жилому помещению не имеет. Учитывая изложенное ГБУ УСЗН по ... и ... считает, что у заявителя отсутствует документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Поскольку СРА не предоставила требуемые в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил документы, то субсидия ей назначена быть не может. ГБУ УСЗН по ... и ... в своей работе в части предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определения размера субсидии, перечня, прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий руководствуется Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязано выполнять эти требования. Просит в удовлетворении требований заявленных СРА, отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего" target="blank" data-id="13106">ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся мерой социальной защиты.

В соответствии с ч.7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст. 159 ЖК РФ постановлением Правительства РФ №761 от 14 декабря 2005 г. утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).

Согласно п.п.3,4 Правил право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно подпункта «б» п. 8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют, в том числе копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Таким образом, условием предоставления гражданам жилищных субсидий является представление документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Представитель ответчика ЗВП в судебном заседании факт обращения СРА Дата обезличена года с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и представления истцом указанных выше документов подтвердила.

Решением ГБУ УСЗН по ... и ... от Дата обезличенаг. СРА отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что ею не предоставлены правоустанавливающие документы на жилье.

Действительно, в судебном заседании установлено, что СРА не может предоставить документы, подтверждающие правовое основание пользования жилым помещением, поскольку указанное жилое помещение выделено ей распоряжением мэра ..., не является собственностью муниципального образования ..., а потому с ней не может быть заключен договор найма, также согласно справкам БТИ право на указанное помещение ни за кем не зарегистрировано, другого жилья СРА не имеет.

Однако, по мнению суда в данном конкретном случае, указанный факт сам по себе не может являться законным основанием к отказу в представлении субсидии по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании представленных истцом документов установлено, что жилье, расположенное по адресу: ... области, ..., ... ..., собственника не имеет л.д.10), СРА с членами своей семьи вселена в данное жилье на основании распоряжения мэра ... Номер обезличен от Дата обезличена л.д.15), в котором зарегистрирована с Дата обезличенаг. л.д.8).

Положениями п. 24 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006г. №58/403 установлено, что субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Эти требования также не были учтены учреждением при решении вопроса о выплате субсидий заявителю.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявитель не представил правоустанавливающих документов на жилое помещение, необоснованными.

Согласно положениям ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Предоставление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено ст. 159 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Таким образом, право заявителя на предоставление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гарантировано Конституцией РФ. Требованиями ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

При таких обстоятельствах решение об отказе в предоставлении субсидии на том основании, что им не представлены документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, было вынесено в нарушении требований законодательства, что привело к нарушению прав и свобод заявителя.

Согласно п. 43 Постановления правительства РФ от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» действие «бездействие» уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Таким образом, действия Государственного бюджетного учреждения - управление социальной защиты населения по ... и ... по отказу в удовлетворении заявления СРА от Дата обезличена года о представлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг суд признает неправомерными.

СРА просит суд обязать ГБУ УСЗН по ... и ... предоставить ей субсидию на оплату коммунальных услуг и жилого помещения с Дата обезличенаг., то есть с даты ее обращения.

Однако, как следует из заявления СРА от Дата обезличенаг., она просит предоставить ей субсидию с Дата обезличена по Дата обезличена, следовательно, субсидия должна быть предоставлена заявителю с Дата обезличенагода.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление СРА о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения ... Государственного бюджетного учреждения Управления социальной защиты населения по ... и ... об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения ... Государственного бюджетного учреждения Управления социальной защиты населения по ... и ... от Дата обезличенаг. об отказе СРА в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Министерство социальной защиты населения ... Государственное бюджетное учреждение Управления социальной защиты населения по ... и ... предоставить СРА субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с Дата обезличенагода

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Стрельцова

Мотивированное решение принято Дата обезличенагода.