Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Шевченко Л.Ф.,
при секретаре СМА,
с участием истца ГНИ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГНИ, ГЛВ к Муниципальному образованию <адрес> о признании ничтожной сделки недействительной,
у с т а н о в и л :
ГНИ, ГЛВ обратились в суд с настоящим иском, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ между ними и <адрес> муниципалитетом был заключен договор на передачу и продажу квартиры в собственность граждан. Согласно п.1 договора им в собственность была передана трехкомнатная <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес>. Наряду с ними в качестве покупателя в договоре указана ГАИ (мать - ГНИ и бабушка ГЛВ), которая участвовала в приватизации жилого помещения как член семьи. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ года ими (всеми членами семьи) были переданы в <адрес> муниципалитет документы для приватизации квартиры, а ДД.ММ.ГГГГ ГАИ умерла. Сведения о смерти ГАИ ответчику они не сообщили, считали, что проблем в дальнейшем не возникнет, так как они являются единственными ее наследниками. Поэтому в ДД.ММ.ГГГГ года они подписали договор, не придав значения тому, что ГАИ не могла являться стороной по договору. В настоящее время они намерены зарегистрировать сделку в установленном законом порядке, в связи с чем обратились к ответчику с просьбой переоформить договор, исключив из него сведения о покупателе ГАИ, им было разъяснено, что сделать это можно только по решению суда. Считают, что сделка - договор на передачу вышеуказанной квартиры в собственность ГАИ ничтожна и недействительна с момента ее заключения по следующим основаниям. В соответствии со ст.17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Согласно ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Соответственно договор на передачу собственности мог быть заключен только с гражданином, обладающим гражданской правоспособностью и получающим жилое помещение в собственность. Таковой ГАИ на момент заключения договора не являлась ввиду ее смерти. В соответствии с ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Просят признать недействительной ничтожную сделку - договор на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в договор в качестве одной из сторон ГАИ.
В судебное заседание истец ГЛВ, представитель ответчика Муниципальное образование <адрес>, представитель третьего лица комитет администрации <адрес> по управлению муниципальным имуществом района, надлежащим образом извещенные о дате и месте слушания дела, не явились, подали заявления о рассмотрении дела без их участия.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца ГЛВ, представителей ответчика Муниципальное образование <адрес>, третьего лица комитет администрации <адрес> по управлению муниципальным имуществом района.
В письменном ходатайстве о рассмотрении дела без участия его представителя ответчик Муниципальное образование <адрес> указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований ГНИ, ГЛВ
Истец ГНИ в судебном заседании по основаниям, указанным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований, просила признать недействительной ничтожную сделку - договор № на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> муниципалитетом в лице мэра района КВА и гражданами ГНИ, ГЛВ, ГАИ в части включения в договор в качестве покупателя ГАИ суду пояснила, что документы на приватизацию <адрес> в <адрес> они начали оформлять в ДД.ММ.ГГГГ года, ГЛВ и ГАИ выдали ей доверенности на подписание от их имени договора приватизации и совершение иных связанных с оформлением договора приватизации действий; она, действуя на основании выданной ей ГАИ доверенности, подписала от имени ГАИ договор № на передачу квартиры в собственность граждан, несмотря на то, что ГАИ на дату подписания указанного договора - ДД.ММ.ГГГГ уже умерла. Поступила так в силу правовой неграмотности.
Выслушав объяснения истца ГНИ, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Закона Закон РФ от 4 июля 1991 г. №1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение.
Из договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> муниципалитетом в лице мэра района КВА, действующего на основании прав по должности (Продавец) и гражданами ГНИ, ГЛВ, ГАИ (Покупатели) следует, что Продавец передал в собственность, а Покупатели приобрели в совместную собственность квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 68,8 кв.м. по адресу <адрес> на трех человек; договор подписан сторонами.
О том, что договор о передаче жилого помещения в собственность может быть оспорен в судебном порядке разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 постановления от 24 августа 1993 г. №8 (с последующими изменениями и дополнениями) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», указав, что договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 160 ч.1 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Таким образом, юридически значимыми по данному делу обстоятельствами являются обстоятельства, связанные с установлением судом правоспособности гражданина в момент совершения сделки.
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> № ГАИ умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о смерти Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за №.
Согласно справке администрации <адрес> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ГАИ ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ; была зарегистрирована и проживала в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ совместно со своей дочерью ГНИ.
Согласно справке администрации Юкталинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ГНИ ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в <адрес> имеет состав семьи: дочь - ГЛВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как установлено в судебном заседании договор № на передачу и продажу квартиры в собственность граждан был заключен между <адрес> муниципалитетом в лице мэра района КВА и гражданами ГНИ, ГЛВ, ГАИ ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ГАИ умерла ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что договор № на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в него в качестве покупателя ГАИ не соответствует требованиям закона, факт смерти ГАИ установлен в судебном заседании и ответчиком не оспаривается, иных последствий указанного нарушения закона при заключении сделки не предусмотрено.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании изложенного заявленные ГНИ, ГЛВ исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ГНИ, ГЛВ удовлетворить.
Признать недействительной ничтожную сделку - договор № на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> муниципалитетом в лице мэра района КВА и гражданами ГНИ, ГЛВ, ГАИ в части включения в договор в качестве покупателя ГАИ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.