Дело №г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Цагарели Г.Ю.,
при секретаре ГЕВ,
с участием представителя истца помощника <адрес> городского прокурора ТДС
представителя ответчика ВЕА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> обратился в суд с заявлением к Администрации <адрес> на том основании, что <адрес> городской прокуратурой проведена проверка соблюдения прав граждан жителей <адрес> при прохождении отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. В ходе проверки установлено, что в течение ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года температурный режим в жилым домах <адрес> неоднократно нарушался, т.е. температура в жилых домах была ниже установленной СанПиН, что подтверждается актами замеров температурного режима, произведенных в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Причиной нарушения температурного режима в жилых домах <адрес> в течение ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года являлось, в том числе отсутствие резервного источника на котельных <адрес>, что приводило к нарушению температурного режима в момент сбоев в работе котельной, изношенность оборудования котельных <адрес>, ненадлежащая подготовка к отопительному сезону жилищного фонда <адрес>. В результате отсутствия резервного источника на котельных <адрес> на территории муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Согласно актам Ростехнадзора на котельных <адрес> на начало отопительного сезона имелись следующие нарушения в эксплуатации: не выполнен ремонт котлов; здание котельной ТЭЦ в аварийном состоянии; не закончен ремонт теплотрасс; не произведена замена котла; не отрегулированы предохранительные клапана; не закончен ремонт вспомогательного оборудования; нет минимального запаса топлива; отсутствует второй резервный источник электроснабжения на всех котельных, нет обслуживающего электротехнического персонала. В течение отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. часть нарушений, выявленных Ростехнадзором, была устранена, однако до сегодняшнего дня на всех котельных <адрес> отсутствует второй резервный источник электроснабжения. В соответствии с п.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики РФ от 25 августа 2004 года готовность теплоснабжающих организаций к работе в ОПС оценивается комиссиями. Для проверки электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, в порядке, установленном руководителем организации в соответствии с данным Положением с включением /по согласованию/ представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов РФ и органов местного самоуправления. В соответствии с п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого дома, котельной, теплового пункта и теплового /элеваторного/ узла утверждаются органом местного самоуправления /по предложению организации обслуживающей указанный жилищный фонд/. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции. Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по контролю за подготовкой инфраструктуры котельных в частности к отопительному сезону. В соответствии с п.1 раздела 2 Постановления №175 обеспечение возможности перевода котельных на другой, резервный вид топлива и создание автономных источников с запасом топлива для котельных относится к перечню основных мероприятий по предупреждению ЧС, характерных для территории области. Таким образом, обеспечение наличия резервного источника энергоснабжения относится к мероприятиям, направленным на предупреждение и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, жилые дома в <адрес> не были надлежащим образом подготовлены к отопительному периоду, вследствие отсутствия обслуживающей организации, в полномочия которой входит проведение текущего и капительного ремонта жилых домов <адрес>. Ненадлежащая подготовка жилых домов <адрес> к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. также приводит к снижению температурного режима в жилых домах. В соответствии с п. 3 Постановления №307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. В соответствии с требованиями ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Согласно положения ч.1 ст.18 ФЗ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до ДД.ММ.ГГГГ не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Вместе с тем, открытый конкурс по отбору управляющей организации жилых домов <адрес> администрацией <адрес> до сегодняшнего дня не производился. Вышеуказанные нарушения приводят к нарушению законных прав жителей <адрес> на комфортное проживание в жилых домах, что недопустимо. Бездействие администрации <адрес> заключается в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации жилых домов <адрес>, отсутствии должного контроля за подготовкой инфраструктуры котельных к отопительному сезону /наличие резервного источника энергоснабжения на котельных/, не решение вопроса организации теплоснабжения населения на территории муниципального образования. Вышеуказанные нарушения федерального законодательства носят существенный характер, приводят к ограничению прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих в границах муниципального образования <адрес>, в области жилищных прав, могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности в указанных поселениях, и подлежат безотлагательному устранению.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации жилых домов <адрес>, отсутствия должного контроля за подготовкой инфраструктуры котельных к отопительному сезону /наличие резервного источника энергоснабжения на котельных/, не решения вопроса организации теплоснабжения населения на территории муниципального образования. Обязать администрацию <адрес> провести открытый конкурс по отбору управляющей организации жилых домов <адрес>, обеспечить наличие резервного источника энергоснабжения на котельных <адрес>.
В ходе судебного заседания помощник Тындинского городского прокурора ТДС подал письменный отказ от требований прокурора в части обязать администрацию <адрес> обеспечить наличие резервного источника энергоснабжения на котельных <адрес>, поскольку в настоящее время на котельных <адрес> установлены резервные источники энергоснабжения, в ДД.ММ.ГГГГ года смонтирована модульная котельная как дополнительный резервный источник теплоснабжения на случай выхода из строя одной из котельных, то есть в данной части требования прокурора удовлетворены самостоятельно и предмет спора по вопросу резервных источников энергии на котельных отсутствует. Остальные требования представитель истца поддержал по основаниям, указанным в заявлении, суду пояснил, что котельная в <адрес> находится в плачевном состоянии, был даже введен режим чрезвычайной ситуации. Администрация <адрес> обязана была провести конкурс по отбору управляющей организации жилых домов <адрес>, но не сделала этого до настоящего времени.
Представитель ответчика ВЕА требования признала, дополнительно суду пояснила, что конкурс по отбору управляющей организации жилых домов <адрес> будет объявлен в ДД.ММ.ГГГГ года, заявка уже делается. Будет поставлена новая модульная котельная. А не проводился конкурс потому, что в <адрес> практически нет такой организации, которая бы взяла на себя обязанности управляющей организации жилых домов.
Определением суда к участию в деле для дачи заключения были привлечены: Государственная жилищная инспекция <адрес>, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору /Ростехнадзор/ по <адрес>, Территориальный отдел в <адрес>х Территориального управления Роспотребнадзора по <адрес>.
Согласно ответа Государственной жилищной инспекции <адрес> /Амуржилинспекция/, инспекция подготовку жилого фонда <адрес> к сезонной эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. не проверяла, поэтому дать заключение о влиянии на качество теплоснабжения жилого фонда <адрес> ненадлежащей подготовки жилых домов к отопительному периоду, не имеет возможности.
Постановлением № государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> РНМ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ -нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами в число которых входит обеспечение населения теплоснабжением, наложен штраф в размере 500 рублей.
Дальневосточное управление по экологическому, технологическому и атомному надзору /<адрес> управление Ростехнадзора/ дало следующее заключение: по оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций <адрес> к работе в ОЗП участие в комиссии принимали государственные инспектора отдела энергетического надзора по <адрес> <адрес> Управления. По результатам проверки котельных «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» <адрес>, комиссия дала заключение - Организация не имеет право на получение паспорта готовности к работе в ОЗП в связи с невыполнением основных и дополнительных условий (в том числе отсутствие резервного источника энергоснабжения на котельных <адрес>). <адрес> управление Ростехнадзора поддерживает требования, <адрес> городского прокурора в части, обязать администрацию <адрес> обеспечить наличие резервного источника энергоснабжения на котельных <адрес>.
Из заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ТО в <адрес>, <адрес> и <адрес> следует, что общими положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 дано понятие коммунальных услуг. Коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства РФ, а также договора, заключаемые исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Разделом 2 указанных Правил установлены требования к предоставлению коммунальных услуг. П.9 раздела установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Требования к качеству услуг отопления устанавливает также и ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно- коммунальные услуги. Общие технические условия». Согласно требованиям пункта 4.16.2. указанного ГОСТа в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 указанного ГОСТа и требованиями СНиП 2.08.01., «в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31° градусов Цельсия
должна составлять не менее 20°».Строительные нормы и правила СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» относят всю территорию <адрес> к зоне наиболее холодной пятидневки. Также пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к Правилам. Пунктом 15 приложения установлено, что температура воздуха в помещениях «в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31° Цельсия должна составлять не менее 20°». Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Единственным основанием, освобождающим исполнителя от соответствующей гражданско-правовой ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, согласно п.76 Правил предоставления коммунальных услуг, может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.З ст.401ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» Исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору, а в соответствии с пунктом 5 статьи 4 указанного закона, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям. Согласно п.51 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, то есть, услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Администрацией села <адрес> предоставлялись услуги отопления ненадлежащего качества, то есть, не отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к качеству предоставления данной коммунальной услуги, что привело к ограничению прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих в границах муниципального образования <адрес>, в области жилищных прав, а также к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Просит исковые требования <адрес> городского прокурора удовлетворить.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны по следующим основаниям:
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
А согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, возложена, согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ, на органы местного самоуправления.
А в силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст.161 Жилищного кодекса РФ проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Таким образом, законодателем определен срок проведения конкурса - до 01 мая 2008 года.
Как установлено судом и не отрицалось представителем ответчика, администрация <адрес> открытый конкурс по отбору управляющей организации жилых домов не провела до настоящего времени.
Прокурором обоснованно сделан вывод, что бездействие администрации <адрес> в непроведении открытого конкурса приводят к нарушению законных прав жителей <адрес> на комфортное проживание в жилых домах, поскольку жилые дома в <адрес> не были надлежащим образом подготовлены к отопительному периоду, вследствие отсутствия обслуживающей организации, в полномочия которой входит проведения текущего и капитального ремонта жилых домов <адрес>. Ненадлежащая подготовка жилых домов <адрес> к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. привела и к снижению температурного режима в жилых домах.
Согласно п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г.№170, сроки начала и окончания подготовки в зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют, в том числе и органы местного самоуправления.
Из представленных суду доказательств следует, что причиной нарушения температурного режима в жилых домах <адрес> в октябре-ноябре 2009 года явилось в том числе и отсутствие резервного источника на котельных <адрес>, ненадлежащая подготовка к отопительному сезону жилищного фонда <адрес>, что подтверждается актом Ростехнадзора, в котором отражены нарушения в эксплуатации на начало отопительного сезона.
Таким образом, доводы прокурора, что со стороны администрации <адрес> отсутствовал должный контроль за подготовкой инфраструктуры котельных к отопительному сезону, не решался вопрос организации теплоснабжения населения на территории муниципального образования нашли свое подтверждение в суде.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования <адрес> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> признать незаконным бездействие органа местного самоуправления Администрации села <адрес> в части не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации жилых домов <адрес>, отсутствия должного контроля за подготовкой инфраструктуры котельных к отопительному сезону, не решения вопроса организации теплоснабжения населения на территории муниципального образования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации жилых домов <адрес>, отсутствия должного контроля за подготовкой инфраструктуры котельных к отопительному сезону, не решения вопроса организации теплоснабжения населения на территории муниципального образования.
Обязать администрацию <адрес> провести открытый конкурс по отбору управляющей организации жилых домов с.
Соловьевск.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: