Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Шевченко Л.Ф.,
при секретаре Семеновой М.А.,
с участием заявителя Скачковой В.С.,
представителя заявителя Скачкова М.Ю.,
представителя Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области Антошиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Скачковой Валентины Степановны на отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде в регистрации по месту жительства,
у с т а н о в и л :
Скачкова В.С. обратилась в суд с настоящей жалобой, указав следующее. В связи с изменением места жительства и переезда из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес> она в течение 7 дней обратилась в органы регистрационного учета ОУФМС по Амурской области в г. Тынде и предоставила все необходимые документы для регистрации. Однако должностное лицо ВНМ, ответственное за регистрацию, отказала ей в регистрации по месту нового жительства. На ее устную жалобу об отказе в регистрации вышестоящее должностное лицо ШАВ ответил отказом, мотивируя тем, что при имеющихся у нее документах в соответствии с Постановлением правительства РФ №713 от 17.07.1995г., Жилищным кодексом РФ, Приказом ФМС №208 от 20.09.2007г. требуется решение суда. Считает, что этим отказом нарушены ее права. Просит признать отказ ОУФМС № от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации Скачковой Валентины Степановны по адресу <адрес> недействительным.
В судебном заседании заявитель Скачкова В.С. уточнила заявленные требования, по основаниям, изложенным в жалобе, просила обязать отделение Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде произвести регистрацию Скачковой Валентины Степановны ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес> суду пояснила, что является гражданкой Российской Федерации, ранее проживала в <адрес>, в настоящее время переехала на постоянное место жительства в <адрес>, проживает в <адрес>, эта квартира была предоставлена ее сыну Скачкову С.Ю. на основании ордера. При обращении с заявлением о регистрации ее по месту жительства были предоставлены паспорт, копия ордера на квартиру, заявление Скачкова С.Ю. о согласии на ее постоянную регистрацию. В регистрации ей отказали, объяснили, что нужно представить решение суда.
Представитель заявителя Скачков М.Ю. поддерживает уточненные требования, суду пояснил, что он занимался вопросом регистрации своей матери Скачковой В.С. по месту жительства, представил в органы регистрационного учета заявление Скачковой В.С., паспорт Скачковой В.С., копию ордера на <адрес>, заявление Скачкова С.Ю. о согласии на регистрацию; ему предложили дополнительно представить копию договора приватизации <адрес>, объяснили, что без этого документа регистрация невозможна. Право собственности на указанную квартиру ни за кем не зарегистрировано, к объектам муниципальной собственности эта квартира не относится, поэтому получить документы о ее приватизации невозможно.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде Антошина Н.А. в судебном заседании подтвердила, что Скачкова В.С. действительно обращалась с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, суд пояснила, что в регистрации по месту жительства Скачковой В.С. было отказано в связи с отсутствием документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением. Ордер как документ, дающий основание для регистрации по месту жительства Административным регламентом не предусмотрен. Других оснований для отказа Скачковой В.С. в регистрации по месту жительства не было. Не возражала против удовлетворения заявленных Скачковой В.С. требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст.17 ч. 1 Конституции РФ). Согласно ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № к Европейской конвенции прав человека (ст.2).
Нормативное содержание названного конституционного права включает свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; свободу выбора места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч.2 ст.17 Конституции РФ, ст. 150 ГК РФ). Вместе с тем это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ.
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Доказательств того, что место регистрации по адресу: <адрес> относится или находится на территории с определенным режимом, не представлено. Следовательно, оснований для отказа в регистрации органами регистрационного учета по указанным обстоятельствам не установлено.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
В силу ч.4 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
На основании п.4 указанных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Как следует из ч.1 ст.6 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.
Пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества: <адрес> в <адрес> отсутствуют.
Как установлено в судебном заседании, <адрес> в <адрес> была предоставлена Скачкову Сергею Юрьевичу на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ жилищно-коммунальной конторой "ХХХ".
В соответствии со ст. 70 ч.1 ЖК РФ наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей.
Как следует из материалов дела, гражданка Российской Федерации Скачкова В.С. обратилась в отделение Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тында с заявлением о регистрации по месту жительства в <адрес> в <адрес>; при этом представила в отделение УФМС по Амурской области в г.Тынде паспорт на имя Скачковой В.С., заявление о регистрации по месту жительства, заявление Скачкова Сергея Юрьевича, в котором он дает свое согласие на регистрацию Скачковой Валентины Степановны в квартире по адресу <адрес>, принадлежащую ему на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, копию ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Скачкова С.Ю.
Представитель отделения Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде Антошина Н.А. в судебном заседании не оспаривала указанные обстоятельства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Скачкова В.С. имеет право на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать отделение Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде произвести регистрацию Скачковой Валентины Степановны ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.