Исковое заявление прокурора о возмещении вреда



Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Тындинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мироненко Ю.Г.

при секретаре КАМ

с участием представителя истца помощника <адрес> городского прокурора АЕА

представителя ответчика ЛТФ - ВСП, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации к ЛТФ, ЛСВ о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

И.о. <адрес> городского прокурора обратился в суд с настоящим иском (с учетом уточнений исковых требований, внесенных ДД.ММ.ГГГГ) мотивируя тем, что в ходе проверки, проводимой <адрес> городской прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в соответствии с протоколом № заседания комиссии администрации <адрес> по выделению гражданам социальных выплат для приобретения жилья от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выделении ЛТФ - инвалиду II группы, состав семьи два человека, субсидии на приобретение жилья в <адрес> в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в сумме 1 458 345 руб. В соответствии с указанным решением ЛТФ и её сыну ЛСВ был выдан государственный жилищный сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ на 1458345,00 руб., на основании которого было приобретено жилое помещение площадью 49,80 кв.м. в <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № и №, выданные ФГС УФРС по <адрес>). При этом в учетном деле № ЛТФ, находится копия постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении граждан в число участников подпрограммы на получение жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году», приложением к которому является «Выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по выделению гражданам жилищных субсидий муниципалитета <адрес>», составленная начальником отдела по учету и распределению жилой площади, секретарем комиссии ЛОЮ В указанной «Выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по выделению гражданам жилищных субсидий муниципалитета <адрес>» в числе прочих граждан значится ЛТФ. Однако, при проверке журнала регистрации постановлений мэра <адрес>, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мэром <адрес> не принималось постановление №. Постановление № «О заключение договора социального найма» было принято мэром <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и относилось к вопросу заключения договора социального найма с МВС

Кроме того, в ходе проверки протоколов заседаний комиссии по выделению гражданам жилищных субсидий муниципалитета <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ год и постановлений мэра <адрес> об их утверждении было установлено, что комиссией по выделению гражданам жилищных субсидий муниципалитета <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году не составлялся протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, приложенный начальником отдела по учету и распределению жилой площади, секретарем комиссии ЛОЮ к копии не принимавшегося постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении граждан в число участников подпрограммы на получение жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году».

Также в ходе проведенной проверки установлено, что ЛСВ владел на праве собственности квартирой по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли- продажи. В силу положений п. 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 10.04.2008) при расчете размера субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, размер субсидии в отношении указанной категории граждан, продавших жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи этого жилого помещения.

Согласно условиям Договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ЛСВ продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру в <адрес> за 760000 руб.

Однако, при определении размера субсидии на приобретение жилья в <адрес> ЛТФ и её сыну ЛСВ ни начальником отдела жилищной политики администрации <адрес> ЛСЮ, ни Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ <адрес> проверка указанных фактов не проводилась, и полученная ЛСВ при отчуждении жилья сумма не была учтена, в связи с чем размер субсидии, выданной по государственному жилищному сертификату № от ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 1458345,00 руб. также является незаконным.

При надлежащей же организацией работы ответчиком ЛСЮ по исполнению требований Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005 № 636, от 14.11.2007 № 780), администрацией <адрес> должен был быть рассмотрен вопрос не о предоставлении права на получение социальной выплаты, а о снятии ЛТФ с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на основании п.п. «в» п. 21, п. 22 Положения - выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Вследствие несоблюдения ответчиками норм Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005 № 636, от 14.11.2007 № 780) при разрешении вопроса о предоставлении ЛТФ и ЛСВ субсидии на приобретения жилья в <адрес> нарушены права и законные интересы Российской Федерации по выделению в установленном законом порядке и в размере гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района, приравненного к Крайнему Северу. Полагает, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, средства субсидии в сумме 1 458 345 руб., предоставленные в качестве социальной выплаты ЛТФ и её сыну ЛСВ, расцениваются как использованные не по целевому назначению (на цели несоответствующие условиям их получения - государственную поддержку решения жилищной проблемы граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), что привело к нецелевому использованию бюджетных средств в сумме 1458345,00 руб.

Полагает, что вследствие вышеуказанных нарушений закона имеет место неосновательное обогащение ЛТФ и ЛСВ в размере 1458345,00 рублей и факт причинения вреда Российской Федерации в размере 1458345,00 руб.

Ссылаясь на п.п. 1, 2 ст. 1102, п. 4 ст. 1103, ст. 1064, ст. 1080, ст. 1082, п. 2 ст. 15, ст. 12 ГК РФ истец просил взыскать солидарно с ответчиков ЛТФ, ЛСВ и ЛОЮ в пользу в пользу Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> 1458345,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец отказался от исковых требований к ЛОЮ, отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

В судебное заседание не явились представитель Управления Федерального казначейства по <адрес>, представитель третьего лица на стороне истца (с учетом уточнений, внесенных истцом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ) - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской, представитель третьего лица на стороне истца - администрации <адрес>, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики ЛТФ, ЛСВ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.4, ч.5 ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель истца - помощник <адрес> городского прокурора АЕА поддержала исковые требования, суду пояснила, что в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утв. Постановлением Правительства от 10.12.02 № 879, Федеральным законом №125 -ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, уезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» при отчуждении гражданином участником подпрограммы жилого помещения, имеющегося у него в собственности, размер субсидии уменьшается на сумму стоимости жилья, которое было отчуждено. ЛСВ продал принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году, о данном факте в отдел жилищной политики администрации <адрес> не сообщил. При определении размера субсидии на приобретение жилья в <адрес> ЛТФ и ее сыну ЛСВ отделом жилищной политики Администрации <адрес> указанный факт не был учтен и жилищная субсидия в размере 1 458 445 рублей была выдана в полном объеме без учета суммы 760 000 рублей, за которую было реализовано принадлежащее ЛСВ на праве собственности жилое помещение. Полагает, что в связи с тем, что ЛТФ представлены недостоверные сведения в соответствии с п.п. 21,22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утв. Постановлением Правительства от 10.12.02 № 879 органом местного самоуправления должно было быть принято решение не о выделении ЛТФ и членам ее семьи жилищной субсидии, а об исключении их из числа участников подпрограммы в связи с выявлением в предоставленных документах, не соответствующих действительности сведений. Кроме того, постановление №, о включении граждан в число участников подпрограммы на получение сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году приложением к которому является выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ЛТФ были признаны участниками подпрограммы мэром <адрес> фактически не принималось. Ссылаясь на статьи 1102, 1064, 1080, 1082 ГК РФ просила взыскать с ответчиков ЛТФ, ЛСВ сумму неосновательного обогащения в размере 1 458 445 рублей солидарно в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица на стороне истца- администрации г. <адрес> - ЧОГ исковые требования поддержала, суду пояснила, что в заявлении ЛТФ о включении ее в число участников подпрограммы говорится, что с условиями участия в подпрограмме установленными федеральным законодательством, в том числе о безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в собственности, в общей собственности членов семьи в государственную муниципальную собственность, ознакомлена и обязуется их выполнять. Полагает, что эта запись подтверждает тот факт, что ЛТФ было известно о необходимости предоставлять сведения о наличии в собственности квартиры. В заявлениях ЛТФ прописывается, что она и члены ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов, в том числе забронированных не имеют. Администрации <адрес> не было известно о том, что в собственности ЛТФ имеется жилье. ЛТФ включены в подпрограмму и встали на учет в ДД.ММ.ГГГГ году, состояли в списках очередников до ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ году им предоставлена субсидия. На Администрации <адрес> лежит обязанность по проверке предоставленных сведений гражданами, однако администрация рассчитывает на добросовестность граждан.

Представитель ответчика ЛТФ - ВСП исковые требования не признал, суду пояснил, что в связи с тем, что ЛОЮ исключена из числа ответчиков, нормы о возмещении вреда в связи с причинением ущерба не должны применяться, а подлежат применению нормы о неосновательном обогащении. Полагает, что правовые основания у ЛТФ на получение субсидии имелись: ЛТФ проживала в местности приравненной к районам Крайнего Севера, ее стаж составлял не менее 15 календарных лет, она приехала в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, никакого другого жилья в других регионах не имеет, субсидии на эти цели не получала. В ДД.ММ.ГГГГ году ЛТФ перешла из разряда общих получателей в разряд инвалидов и имела преимущественное право на получение субсидии. Однако полагает, что ЛТФ субсидия должна быть выделена на 1-го человека, поскольку фактически ЛСВ был только зарегистрирован с ней по одному адресу, членом семьи ЛТФ не являлся, совместно с ЛТФ не проживал. Исходя из того, что преступности деяния в действиях ЛТФ, ЛСВ, ЛОЮ, правоохранительными органами не установлено, не может быть взыскана полная сумма неосновательного обогащения. Сумма субсидии, которая подлежала выплате ЛТФ на одного человека должна была составлять 1 145 842, 50 рублей. В соответствие с тем, что сумма субсидии составила 1 458 345 рублей, то разница подлежит взысканию с ЛТФ С ЛСВ данная разница взыскана быть не может, поскольку он не является самостоятельным субъектом получения субсидии. Доводы истца о том, что должна учитываться стоимость квартиры, которая была продана ЛСВ необоснованны, в связи с тем, что в законе указано, что если лицо, имеющее право на субсидию, продало квартиру, то сумма субсидии этому лицу уменьшается на стоимость проданной квартиры. Лицом, имеющим право на субсидию являлся не ЛСВ, а ЛТФ Доводы истца о том, что в связи с предоставлением недостоверных сведений ЛТФ должна была быть исключена из числа участников подпрограммы полагает необоснованными, поскольку какие-либо недостоверные сведения ответчиками не предоставлялись, поскольку они вообще не были предоставлены, и обязанность их предоставления не возлагалась на ответчиков.

В отзыве на исковое заявление Управление Федерального казначейства по <адрес> полагает, что <адрес> городской прокурор неверно указал статус Управления Федерального казначейства, которое не является надлежащим истцом по данному иску, поддерживает заявленные требования о взыскании суммы неосновательного обогащения в доход федерального бюджета.

В отзыве на исковое заявление Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> указывает, что в случае, если документально будет подтвержден факт, что сведения в представленных ответчиками документах не соответствуют действительности, исковые требования должны быть удовлетворены.

Из показаний свидетеля ЛОЮ-руководителя сектора жилищной политики отдела ЖКХ и жилищной политики администрации <адрес>, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГследует, что ЛТФ встала на учет в ДД.ММ.ГГГГ году как лицо, желающее выехать из местности, приравненной к районам Крайнего Севера в соответствии с ранее действующим законодательством. До ДД.ММ.ГГГГ года ЛТФ состояла в списке категории «пенсионеры», в конце ДД.ММ.ГГГГ года, после предоставления справки медико-социальной экспертизы об инвалидности, переведена в список категории «инвалиды», где состояла с ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ года ЛТФ включили в список получателей сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ год. Все документы, которые у ЛТФ были затребованы она представила, было сформировано учетное дело. До начала ДД.ММ.ГГГГ года не было правил учета и регистрации граждан, законодательство не предусматривало выносить какие-либо решения о постановке на учет таких граждан, граждане в порядке подачи заявлений регистрировались в журнале. ДД.ММ.ГГГГ вышло Постановление Правительства №153, согласно которому граждане для участия в подпрограмме должны были предоставлять выписку из решения органа местного самоуправления о постановке на учет. Такие выписки для Министерства строительства <адрес> она писала сама, согласно журнала учета заявлений, поскольку граждане действительно стояли на учете. Положение ст. 6 Закона 125 от 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ЛТФ не разъяснялись, поскольку никто не знал, что у них есть жилье. Она запрашивала сведения по регистрации ЛТФ по <адрес>, о её участии в приватизации. На момент подачи заявления у ЛТФ в собственности жилья не было, позже она представила документ о разделе имущества, по которому указанная квартира отошла бывшему супругу. Считает, что ЛТФ было известно от необходимости извещения органа местного самоуправления об имеющемся жилье. В декабре 2007 года она направила документы главному специалисту Министерства строительства, ЖКХ и архитектуры ДЛД, которая по учетному делу ЛТФ запрашивала документы о разделе имущества. В ДД.ММ.ГГГГ года она снова учетные дела направляла в Министерство строительства, дополнительных документов затребовано не было. Она собственноручно выписала сертификаты гражданам из <адрес>, в том числе ЛТФ на состав семьи из двух человек, включая сына ЛСВ Постановление мэра № не являлось основанием для выдачи жилищного сертификата, таким документом является список участников по категории инвалиды, пенсионеры, работающие. Списки граждан, которые желают получить сертификаты, составляются за год до выдачи сертификатов и утверждаются мэром <адрес>, министром строительства, ЖКХ и архитектуры утверждается сводный список.

Из показаний свидетеля ГИН- главного специалиста отдела ЖКХ и жилищной политики администрации <адрес>, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГследует, что она исполняла обязанности руководителя отдела жилищной политики в период нахождения ЛОЮ в отпуске в ДД.ММ.ГГГГ года. По устной просьбе работников Министерства строительства предоставить постановление, утверждающее списки граждан на получение жилищных сертификатов, она подготовила проект постановления мэра № и отдала на подпись. Почему данное постановление не было принято и не подписано не знает, также не помнит, почему оно записано в журнал регистрации постановлений мэра и зачеркнуто. Копии указанного постановления были разложены по учетным делам, где находится подлинник указанного постановления пояснить не может.Полагает, что поскольку списки очередников на получение субсидий утверждены грифом мэра, отдельного постановления об утверждении указанных списков не требуется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности как в отдельности, так и достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам. Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ <адрес> ЛТФ, как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы" выдан государственный жилищный сертификат № на предоставление за счет средств федерального бюджета субсидии в размере 1 458 345 рублей на приобретение жилья в <адрес>, рассчитанной с учетом 1 - го совместно проживающего с ней члена семьи - сына ЛСВ (Т. 1 л.д. 134).

В соответствии с заявкой № БАНК от ДД.ММ.ГГГГ (Т.2 л.д.176-177) сумма в размере 1 458 345 рублей перечислена на счет ЛТФ в <адрес> БАНК ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № (т.2 л.д.167).

Выписка из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по администрации <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что по государственному жилищному сертификату № выданному ДД.ММ.ГГГГ ЛТФ на сумму 1 458 345 рублей, указанная сумма перечислена ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения <адрес> площадью 49,80 кв. м. (т. 2 л.д. 168-169).

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества - <адрес> следует, что ЛСВ и ЛТФ являлись правообладателями по 1\2 доли в праве собственности на указанное жилое помещение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 69-77).

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п.п «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правил, утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06), право на получение жилищной субсидии и участие в подпрограмме имеют в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879
утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в 3-месячный срок привести списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствие с Положением.

Указанным положением установлен порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 3 данного положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О жилищной политике в <адрес>" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся в том числе: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств бюджетов всех уровней.

Постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № "О реализации государственных жилищных сертификатов" органы местного самоуправления наделены полномочиями проверять документы, представленные гражданами для участия в подпрограмме, и по результатам проверки принимать решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Кроме того, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 установлено, что органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки (то есть списки инвалидов, пенсионеров, безработных и работающих) и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.19).

В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (п.20).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения (п.24).

Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п.25).

В силу п. 19, 20 Правил утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06 для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме, к которому прилагаются заверены в установленном порядке копии или представлены с предъявлением подлинника следующие документы:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Фактически этот же перечень изложен в п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ЛТФ на основании личного заявления (т. 1 л.д.770) постановления Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 "О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 757 "О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), была поставлена на учет в органах местного самоуправления как нуждающаяся в получении жилищной субсидии, заявление ЛТФ зарегистрировано в книге регистрации и учета граждан на получение жилищных субсидий <адрес>, на момент постановки на учет, северный стаж ЛТФ составлял 20 лет (Том 1 отказного материала № л.д. 69-74).

Из справки мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году решения о постановке граждан на учет не принимались, т.к. в соответствии с действующим законодательством принятие таких решений не требовалось, заявления граждан, желающих выехать из <адрес>, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, регистрировались в отделе по учету и распределению жилой площади муниципалитета <адрес> (т.2 л.д.106).

С указанного времени по ДД.ММ.ГГГГ год ЛТФ состояла в льготной очереди граждан, желающих переселиться в другие регионы страны, номером 34 в списке пенсионеров на основании федеральной целевой программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (т.2 л.д. 109-110).

В ДД.ММ.ГГГГ году ЛТФ состояла 123-ей в общем списке на представление жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (т.2 л.д. 111-112). ЛТФ подпадала под категорию граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 1 указанного закона.

С ДД.ММ.ГГГГ года ЛТФ состояла в льготном списке в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ пятидесятой (т.2 л.д.113-114).

В ДД.ММ.ГГГГ году ЛТФ состояла в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории граждан пенсионеры тридцать пятой (т.2л.д. 115-116), в ДД.ММ.ГГГГ году - тридцать пятой (т.2л.д. 118), в ДД.ММ.ГГГГ году - тридцать девятой (т.2 л.д. 119-120), в ДД.ММ.ГГГГ году- сороковой (т.2 л.д. 182-183).

С ДД.ММ.ГГГГ года ЛТФ переведена в список категории инвалиды пятой в очередь и в ДД.ММ.ГГГГ году также состояла в указанном списке пятой (том 1 отказного материала л.д. 124-126).

При установленных обстоятельствах суд не может признать обоснованными требования истца о взыскании с ЛТФ и ЛСВ суммы выделенной жилищной субсидии в полном объеме, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что ЛТФ состояла в очереди на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ года. Порядок очередности при предоставлении ЛТФ субсидии не нарушен. Из списка пенсионеров ЛТФ переведена в список инвалидов на основании свидетельства МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 (том 1л.д. 114).

Учетное дело ЛТФ № содержит все необходимые документы для принятия решения о признании гражданина участником подпрограммы, предусмотренные п. «е» ст. 19 Правил, утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06, п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879:

Выписку из домовой книги (справку с места жительства) (т.1л.д. 95), выписку из лицевого счета (т.1 л.д. 96), копию трудовой книжки, подтверждающей факт прибытия в районы крайнего Севера и приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ а также трудовой стаж в районах Крайнего Севра и приравненных к ним местностях (т.1 л.д. 98-101) справку МСЭ об инвалидности (т.1 л.д. 114), копии документов, подтверждающих право на дополнительную жилплощадь с учетом члена семьи - сына ЛСВ. В учетном деле имеется обязательство ЛТФ о сдаче <адрес> жилого помещения, являющегося собственностью "ХХХ", <адрес> отделению <адрес> железной дороги.

Доводы истца о том, что при предоставлении документов в органы местного самоуправления ЛТФ представлены недостоверные сведения не нашли своего подтверждения исследованными в судебном заседании доказательствами.

В судебном заседании установлено, что сведения о том, имели ли ЛТФ жилые помещения на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы у ответчиков не истребовались и указанные обстоятельства ОМС не проверялись. Доказательств того, что ЛТФ разъяснялись положения ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" о том, что размер социальной выплаты гражданам, продавшим жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи этого жилого помещения в ходе рассмотрения дела не представлено.

Из показаний свидетеля ЛОЮ следует, что данные положения закона ответчику не разъяснялись, так как она, ЛОЮ, не знала, что у ЛТФ имелось в собственности жилое помещение. Проверка соблюдения положения ст. 6 Федерального Закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не проводилась, так как порядок такой проверки не предусмотрен какими-либо нормативно-правовыми актам, администрация города надеялась на добросовестность граждан.

В силу п. 22. Правил утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06 основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

В силу п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:

а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;

б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;

д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);

е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;

ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;

з) смерти;

и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Указанных обстоятельств, в период участия в подпрограмме ЛТФ в судебном заседании не установлено.

В судебном заседании установлено, что действительно постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы граждан, относящихся к категории инвалиды, изъявивших желание получить государственный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ году, утверждении списка инвалидов участников данной подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год, не принималось, а было изготовлено работниками отдела жилищной политики администрации <адрес> поскольку требовалось <адрес> в соответствии с п. «е» ст.19 Правил утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06., однако суд полагает, что указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований истца в полном объеме поскольку в силу пунктов 24, 26 Правил… утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06, пунктов 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется на основании списков, сформированных органами местного самоуправления.

Исходя из указанных норм, основанием для предоставления социальной выплаты являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта списки граждан - участников подпрограммы на планируемый год, на основании списков, утвержденных главой органа местного самоуправления. Указанные списки были исследованы судом, ежегодно списки утверждались главой органа местного самоуправления, копии списков направлялись уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ЛТФ имела право на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

В силу ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.

ЛСВ являлся собственником квартиры по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на указанную квартиру прекращено на основании Договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно договора квартира продана ЛСВ за 760 000 рублей.

Поскольку на момент включения в списки на получение жилищной субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году указанный факт не был известен ОМС, размер жилищной субсидии, на которую имела право ЛТФ и член ее семьи ЛСВ не была уменьшена на сумму, вырученную от продажи принадлежащего ЛСВ жилого помещения. Таким образом, жилищная субсидия в сумме 760000 рублей выдана ЛТФ неправомерно.

Доводы представителя ответчика ЛТФ ВСП о том, что субсидия ЛТФ должна была быть выделена на одного человека, поскольку ЛСВ членом семьи ЛТФ не являлся, в связи с чем с ЛТФ должна быть взыскана лишь разница между субсидией, причитающейся на двоих человек и субсидией, причитающейся на одного человека, суд полагает необоснованными. ЛТФ и ЛСВ состояли в очереди на получение жилищной субсидии как члены одной семьи, в своих заявлениях об участии в подпрограмме, обязательствах о сдаче жилого помещения подтверждали свое участие в программе как члены семьи, ЛСВ является сыном ЛТФ, зарегистрирован с ней по одному адресу. Указание ЛТФ в период производства по делу, на то обстоятельство, что фактически ЛСВ членом ее семьи не являлся, суд расценивает как желание снизить размер неосновательного обогащения и материальной ответственности за причинение вреда государству в связи с заявленным к ней иском.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что субсидия на приобретение жилья на сумму 1 458 345 рублей выдана ответчикам незаконно, поскольку ЛТФ имели право на получение субсидии в размере 698 345 рублей.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей; любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом… либо иным правовым основанием их получения, влечет помимо прочего, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку ответчики на момент оказания государственной поддержки в виде выделения бюджетных средств для приобретения жилого помещения в связи с переселением из местности, приравненной к районам Крайнего Севера имели право лишь на субсидию в размере 698 345 рублей, предусмотренных законом оснований для получения ими субсидии на сумму 760000 рублей не имелось, соответственно указанные средства являются для ответчиков неосновательным обогащением.

Суд не усматривает оснований для отнесения суммы неосновательного обогащения, полученной ответчиками к какой-либо из перечисленных в ст. 1109 ГК РФ категорий, в соответствии с которыми неосновательное обогащение возврату не подлежит. При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора о взыскании неосновательного обогащения подлежат удовлетворению на сумму 760 000 рублей.

Поскольку как следует из представленных суду документов о правах собственности и ЛТФ и ЛСВ являлись собственниками приобретенной на предоставленную субсидию квартиры в <адрес> по 1/2 доли в праве, обязанность по возврату в бюджет незаконно полученных денежных средств лежит на каждом из ответчиков и сумма неосновательного обогащения подлежит взысканию с ЛТФ и ЛСВ солидарно.

Однако суд полагает, что требования истца о взыскании суммы неосновательного обогащения в пользу Министерства Финансов Российской Федерации не основано на законе, указанная позиция нашла свое отражение в Письме Минфина РФ от 9 августа 2006 г. N 08-04-14/4048 "О привлечении Минфина РФ в качестве потерпевшего по уголовным делам в связи с причинением ущерба государству" и полагает, что сумма неосновательного обогащения в пользу Российской Федерации подлежит взысканию в бюджет Российской Федерации.

Доводы Управления Федерального казначейства в <адрес> о том, что данное учреждение не является надлежащим истцом по настоящему иску суд находит обоснованными, поскольку прокурор в силу ч.4 ст. 35 ФЗ от 17.01.92 г № 2202-1 2 «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ наделен полномочиями самостоятельно выступать в гражданском процессе в интересах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований на сумму 760 000 рублей, следовательно, размер государственной пошлины, исходя из положений НК РФ на день подачи иска прокурором, составит 7900 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования <адрес> городского прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с ЛТФ, ЛСВ солидарно в бюджет Российской Федерации 760 000 (семьсот шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с ЛТФ, ЛСВ солидарно государственную пошлину федеральный бюджет в сумме 7900 (семь тысяч девятьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Г. Мироненко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.