Заявление о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства



Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Тындинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

при секретаре БОА,

с участием заявителя САЮ,

представителя Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> ИКВ, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению САЮ о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,

у с т а н о в и л :

САЮ обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес> управления ЗАГС <адрес> зарегистрирован его брак с ТЕВ (после заключения брака - САЮ). После регистрации брака они проживают в квартире его жены по адресу: <адрес> одной семьей, из общих средств осуществляют оплату за жилье, коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился в Отделение Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> в городе <адрес> с заявлением о регистрации по месту жительства к своей жене СЕВ, зарегистрированной по адресу: <адрес>. Его жена написала заявление в ОУФМС России по <адрес> в городе <адрес> с просьбой дать разрешение на регистрацию его в указанную квартиру. Для оформления регистрации по месту жительства были подготовлены и представлены все необходимые документы: заявление формы № о регистрации по месту жительства, копия свидетельства о браке, письменное согласие супруги на регистрацию его по ее месту жительства, разрешение мэра <адрес> о регистрации его по месту жительства по данному адресу, паспорт гражданина РФ. Однако письмом ОУФМС по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено, что регистрация невозможна, так как для регистрации необходимо представить документы, и назван перечень указанных документов. Все из указанных документов он предоставлял. На данный момент он зарегистрирован по адресу: <адрес>, в двухкомнатной квартире, где проживают и зарегистрированы его мать, сестра, и племянница. Оттуда он не снимается с регистрационного учета, так как отсутствие регистрации породит для него много проблем. В результате он вынужден нести бремя содержания двух квартир. В своей собственности жилья не имеет. При рассмотрении заявления просит учесть, что он является гражданином РФ, что подтверждается паспортом гражданина РФ №, выдан ОУФМС России по <адрес> в городе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Никакие права других лиц при его вселении в квартиру не затрагиваются, так как в указанной квартире зарегистрирована только его супруга, которая выразила письменное согласие на вселение и регистрацию его в квартиру, имеется и согласие мэра <адрес> на его вселение и регистрацию по месту жительства. Представленные им документы являются подтверждением добросовестного использования им как гражданином своих прав и добросовестного исполнения обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Отказ в регистрации по месту жительства - это неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Отказом ему во вселении и регистрации нарушаются также и его семейные права, гарантированные Семейным кодексом Российской Федерации. Полагает, что его обращение в ОУФМС по <адрес> в <адрес> с заявлением о регистрации по месту жительства соответствует установленным законом требованиям, так как вместе с заявлением о регистрации им был представлен документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение - это заявление его супруги СЕВ - лица, предоставившего ему жилое помещение. Другой документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение у нее отсутствует. Супруга обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма, но ей было отказано в связи с тем, что указанная квартира не является собственностью муниципального образования <адрес>. Ссылаясь на ст.7, 17, 27, 38 Конституции РФ, ст.3, 6, 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст.1 СК РФ, ст. 254 ГПК РФ, просит признать отказ Отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> в регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Отделение Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> зарегистрировать его по адресу: <адрес>.

Определением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес>.

В судебном заседании заявитель САЮ по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> незаконным и обязать зарегистрировать его по месту жительства, суду пояснил, что является гражданином Российской Федерации, в ДД.ММ.ГГГГ году заключил брак с ТЕВ и переехал жить к супруге. Жилое помещение по <адрес> не принадлежит супруге на праве собственности, не принадлежит оно и муниципальному образованию <адрес>. Он является инвалидом 3 группы, с регистрационного учета по прежнему месту жительства, в котором проживают его мать с сестрой, он не снялся, так как не может зарегистрироваться по новому месту жительства. Его супруга находится в декретном отпуске, он работает один и не в состоянии оплачивать коммунальные услуги за две квартиры. Отсутствие регистрации по месту жительства препятствует ему оформить субсидию на оплату коммунальных услуг.

Представитель УФМС России по <адрес> ИКВ суду пояснил, что поскольку САЮ в соответствии с постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.95 не представил в отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> документ, являющийся основанием для его вселения в жилое помещение (ордер, договор найма), ему было правомерно отказано в регистрации по месту жительства.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов <адрес> и <адрес> и <адрес>, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.

Доказательств того, что место регистрации по адресу: <адрес> относится или находится на территории с определенным режимом, не представлено. Следовательно, оснований для отказа в регистрации органами регистрационного учета по указанным обстоятельствам не установлено.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

В силу ч.4 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

На основании п.4 указанных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Как следует из ч.1 ст.6 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.

Пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

По смыслу названных норм регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Заявитель САЮ в судебном заседании пояснил, что им было представлено в отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> письменное согласие его супруги СЕВ на регистрацию САЮ по месту ее жительства в жилом помещении, расположенном по <адрес>. Представитель УФМС России по <адрес> ИКВ не оспаривал данное обстоятельство.

Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> жилом <адрес> в <адрес> не является собственностью муниципального образования <адрес>. (л.д.9).

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии оснований оспаривать право САЮ на проживание в указанной квартире суду не представлено.

Совокупность исследованных по делу доказательств дает основание для вывода, что САЮ имеет право на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, гражданин Российской Федерации САЮ обратился в отделение Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> с заявлением о регистрации по месту жительства в <адрес> в <адрес>. При этом представил в отделение УФМС по <адрес> в <адрес> паспорт, письменное согласие СЕВ, проживающей в указанном жилом помещении, на регистрацию САЮ

Отделением Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> за подписью начальника ШАВ САЮ направлено письмо, в котором сообщается, что регистрация невозможна, так как на основании Приказа ФМС № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.95, Жилищного Кодекса РФ для регистрации необходимо представить в ОУФМС по <адрес> в <адрес> документы, и указан перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и для регистрации по месту жительства. (л.д.8).

В соответствии с п. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации орган регистрационного учета обязан был не позднее 3-дней со дня предъявления документов на регистрацию зарегистрировать САЮ по месту жительства.

При указанных обстоятельствах, суд полагает отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> в регистрации САЮ по месту жительства незаконным и необоснованным, а заявленные САЮ требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> в регистрации САЮ по месту жительства незаконным.

Обязать отделение Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> произвести регистрацию САЮ ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженца <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.