Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Шевченко Л.Ф.,
при секретаре Семеновой М.А.,
с участием помощника Тындинского городского прокурора Чепуштанова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Тындинского городского прокурора о признании Устава муниципального образования Маревского сельсовета Тындинского района Амурской области противоречащим действующему законодательству и возложении обязанности на Маревский сельский Совет народных депутатов привести Устав в соответствие с действующим федеральным законодательством,
у с т а н о в и л :
Исполняющий обязанности Тындинского городского прокурора обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что Тындинской городской прокуратурой проведена проверка соответствия Уставов муниципальных образований Тындинского района действующему федеральному законодательству, в ходе которой установлено следующее.
Решением Маревского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № принят Устав муниципального образования Маревского сельсовета Тындинского района Амурской области. Указанный Устав зарегистрирован Управлением министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В последующем в данный устав внесены изменения, зарегистрированные в Управлении министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, внесены ряд существенных изменений.
Так, ст. 5 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно слова «только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации)» заменены словами «за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».
Таким образом, ч. 2 ст. 6.1 Устава Маревского сельсовета вошла в противоречие с положениями ст. 5 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ.
Кроме того, ст. 40 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 8.2 следующего содержания: «8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Таким образом, ч. 1 ст. 6 Устава Маревского сельсовета вошла в противоречие с положениями ст. 40 Федерального закона от 23 ноября2009 года № 261-ФЗ.
Кроме того, ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» внесены в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения:
1) п. 21 ч. 1 ст. 14 изложен в следующей редакции:
«21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов»;
2) в ч. 1 ст. 14.1:
а) п. 2 признан утратившим силу;
б) дополнен п. 8.1 следующего содержания:
«8.1) создание муниципальной пожарной охраны»;
3) в ст. 35:
а) в ч. 13 первое предложение дополнено словами «в течение 10 дней», во втором предложении слова «являющийся главой» заменены словами «исполняющий полномочия главы»;
6) в абз. первом ч. 16 слова «в случае его роспуска» исключены, слова «могут быть также прекращены» заменены словами «также прекращаются»;
дополнен абзацем следующего содержания:
«Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан»;
4) ч. 6 ст. 36 дополнена п. 11.1 следующего содержания:
«11.1) изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона»;
а) первое предложение ч. 3 дополнено словами «и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования»;
б) ч.5 дополнена словами «подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера»;
6) в ст. 44 ч. 4 дополнена предложением следующего содержания: «Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.»;
7) в ст. 71:
а) наименование после слова «Ответственность» дополнено словами «органов местного самоуправления»;
б) ч. 1 после слова «ответственности» дополнена словами «органов местного самоуправления,».
Таким образом, п. 22 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6.1, ч.2 ст. 23, ч.2 ст. 26, ч. 1 ст. 28, ст. 31, ч. 1 ст. 44, ч.4 ст. 46 Устава Маревского сельсовета вошли в противоречие с положениями ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ.
Кроме того, ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, в п. 2 ч. 2 ст. 6 слово «принятие» заменено словами «разработка и принятие».
Таким образом, п. 2 ч.2 ст. 33 Устава Маревского сельсовета вошли в противоречие с положениями ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ.
Существенные изменения также внесены в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» а именно:
1) ч. 1 ст. 14 дополнена пунктом 34 следующего содержания:
«34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
2) ч. 2 ст. 50 дополнена пунктом 22 следующего содержания:
«22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.».
Таким образом, ч. 1 ст. 5 и ч. 3 ст. 53 Устава Маревского сельсовета вошли в противоречие с п. 1 ст. 3 и п.п. а) п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ соответственно.
Кроме того, Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» внес ряд изменений в ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, устанавливающее основные положения об избирательных комиссиях.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
В нарушение указанных норм ст. 10 Устава Маревского сельсовета не содержит положений, регулирующих порядок формирования и полномочия избирательной комиссии Маревского сельсовета, а потому противоречит Федеральному закону от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ.
С 01 февраля 2010 вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно ч. 3 ст. 10 данного закона определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ст. 33 Устава Маревского сельсовета вошли в противоречие с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ.
10 июля 2009 года вступил в действие Закон <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований». Согласно ст. 98 Закона со дня вступления его в силу не применяются нормы Избирательного кодекса <адрес>, регулирующие порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в <адрес>.
Вместе с тем, ч.2 ст. 22 Устава Маревского сельсовета, в нарушение указанной нормы, содержат ссылку на Избирательный кодекс <адрес> области.
Имеются и иные противоречия Устава с Законом <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ.
Так, ч. 3 ст. 10 Устава Маревского сельсовета устанавливает, что при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 8 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ досрочные выборы должны быть проведены избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В нарушение ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данные изменения длительное время не находят отражение в Уставе Маревского сельсовета, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Таким образом, в настоящее время устав Маревского сельсовета противоречит федеральному законодательству.
Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, правовые, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст. ст. 1, 21, 26 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления.
В силу п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Просил признать Устав муниципального образования Маревского сельсовета Тындинского района Амурской области противоречащим действующему федеральному законодательству в части, а именно: ч. 2 ст. 6.1 Устава противоречащей ст. 5 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ; ч. 1 ст. 6 Устава противоречащей ст. 40 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ; п. 22 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6.1, ч.2 ст. 23, ч.2 ст.26, ч. 1 ст. 28, ст. 31, ч. 1 ст. 44, ч.4 ст. 46 Устава противоречащими ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ; п. 2 ч.2 ст. 33 Устава противоречащим ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ; ч. 1 ст. 5 и ч. 3 ст. 53 Устава противоречащими ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ; ч. 2 ст. 22 Устава противоречащей ст. 98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №; ч. 3 ст. 10 Устава противоречащей ч. 6 ст. 8 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №; ст. 10 Устава противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ; ст. 33 Устава противоречащей ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-Ф3.
Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести Устав муниципального образования Маревского сельсовета Тындинского района
Амурской области в соответствие с действующим федеральным законодательством, а именно: ч. 2 ст. 6.1 Устава в соответствие со ст. 5 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ; ч. 1 ст. 6 Устава в соответствие со ст. 40 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ; п. 22 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6.1, ч.2 ст. 23, ч.2 ст. 26, ч. 1 ст. 28, ст. 31, ч. 1 ст. 44, ч.4 ст. 46 Устава в соответствие со ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ; п. 2 ч.2 ст. 33 Устава в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ; ч. 1 ст. 5 и ч. 3 ст. 53 Устава в соответствие со ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ; ч. 2 ст. 22 Устава в соответствие со ст. 98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ; ч. 3 ст. 10 Устава в соответствие с ч. 6 ст. 8 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ; ст. 10 Устава в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ; ст. 33 Устава в соответствие с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ года исполняющий обязанности Тындинского городского прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ обратился с заявлением об изменении заявленных требований, просит:
1. Признать не соответствующей ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в части, предусматривающей право органов местного самоуправления решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
2. Признать не соответствующей п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 6 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на наличие полномочий органов местного самоуправления на утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
3. Признать не соответствующим п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 22 части 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в той части, что он не относит к вопросам местного значения Маревского сельсовета присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
4. Признать не соответствующим ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 2 части 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета.
5. Признать не соответствующей п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на наличие права органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны.
6. Признать не соответствующей ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 4 статьи 46 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на то, что нормативный правовой акт, принятый сельским Советом, направляется главе Маревского сельсовета для подписания и обнародования в течение 10 дней.
7. Признать не соответствующим ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что полномочия представительного органа прекращаются в установленных случаях, абзац 1 части 2 статьи 26 Устава Маревского сельсовета в части, предусматривающей, что полномочия Маревского сельского Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в установленных случаях.
8. Признать не соответствующей п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статью 31 Устава Маревского сельсовета, в той части, что она не содержит указание на то, что полномочия главы Маревского сельсовета прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Признать не соответствующей ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 46 Устава Маревского сельсовета, в той части, что она не содержит указание на то, что Маревский сельский Совет народных депутатов принимает решения и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
10. Признать не соответствующей ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 44 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на то, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
11. Признать не соответствующим п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета, в той части, что она не относит к полномочиям администрации Маревского сельсовета разработку и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
12. Признать не соответствующей п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на то, что к вопросам местного значения Маревского сельсовета относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях.
13. Признать не соответствующим ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Устав Маревского сельсовета в той части, что он не содержит положений, регулирующих порядок формирования и полномочия избирательной комиссии Маревского сельсовета.
14. Признать не соответствующей ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не относит к полномочиям администрации Маревского сельсовета разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
15. Признать не соответствующей ст. 98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований» часть 2 статьи 22 Устава Маревского сельсовета в той части, что она содержит ссылку на Избирательный кодекс <адрес>.
16. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 2 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 6 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
18. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести пункт 22 части 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
19. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести пункт 2 части 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
21. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 4 статьи 46 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
22. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести абзац 1 части 2 статьи 26 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
23. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести статью 31 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
24. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 46 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
25. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 44 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
26. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
27. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
28. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести Устав Маревского сельсовета в соответствие со ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
29. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
30. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 2 статьи 22 Устава Маревского сельсовета в соответствие со ст. 98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований».
Представитель Маревского сельского Совета народных депутатов представил письменный отзыв на заявление, в котором указал, что полностью признает заявленные требования, начата работа по приведению Устава в соответствие с Федеральными законами РФ.
В судебное заседание представитель Маревского сельского Совета народных депутатов, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Судом, на основании ч.2 ст. 252 ГПК РФ, определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя Маревского сельского Совета народных депутатов.
Помощник Тындинского городского прокурора Чепуштанов А.Н. в судебном заседании по основаниям, указанным в заявлении просил удовлетворить заявленные требования.
Выслушав помощника Тындинского городского прокурора Чепуштанова А.Н., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования является основным нормативно-учредительным актом, определяющим статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, правовые, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, принимается органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, заявление о признании его противоречащим действующему федеральному законодательству подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 251 ГПК РФ.
На основании ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных Тындинскому городскому прокурору полномочий.
Судом установлено, что решением Маревского сельского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования Маревского сельсовета.
Данный Устав был зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Изменения, вносимые в Устав, были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты. Изменения общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускаются не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исследовав, в судебном заседании Устав муниципального образования Маревского сельсовета суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», Федеральным законом от 05 апреля 2010 года №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, были внесены изменения.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, а именно слова «только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации)» заменены словами «за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».
Согласно ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Таким образом, часть 2 ст. 6.1 Устава Маревского сельсовета, в которой закреплено право органов местного самоуправления решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) противоречит положениям ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 8.2 следующего содержания: «утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Таким образом, часть 1 ст. 6 Устава Маревского сельсовета противоречит положениям ст. 40 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, а также положениям ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, поскольку не содержит указание на предусмотренные пунктом 8.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ полномочия.
В соответствии п. 5 ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» пункт 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в следующей редакции: «присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов».
В нарушение указанной нормы, пункт 22 части 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета не относит к вопросам местного значения, указанные в п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия по присвоению наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» п. 2 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан утратившим силу, ч. 1 ст. 14.1 указанного закона дополнена пунктом 8.1 следующего содержания: «создание муниципальной пожарной охраны».
На основании п.8.1 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения имеют право на: создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, пункт 2 части 1 ст. 6.1 Устава Маревского сельсовета, в которой закреплено право органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании проведения на территории Маревского сельсовета общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, противоречит положению п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ, согласно которому п.2 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ утратил силу.
Часть 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета противоречит положениям п. 8.1 ч. 1 ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, поскольку не содержит указание на полномочие Маревского сельсовета по созданию муниципальной пожарной охраны.
В соответствии п.п. «в» п. 11 ст. 8 Федерального законаот 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в части 13 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»первое предложение дополнено словами «в течение 10 дней», во втором предложении слова «являющийся главой» заменены словами «исполняющий полномочия главы».
Согласно ч.13 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
В нарушение ч.13 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, часть 4 статьи 46 Устава Маревского сельсовета не содержит указание в течение какого срока должен быть направлен главе Маревского сельсовета для подписания и обнародования, принятый сельским Советом, нормативно правовой акт.
В соответствии п.п. «д» п. 11 ст. 8 Федерального законаот 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в части 16 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абзаце первом слова «в случае его роспуска» исключены, слова «могут быть также прекращены» заменены словами «также прекращаются», текст дополнен абзацем следующего содержания: «Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан».
Согласно ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.
Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 26 Устава Маревского сельсовета, предусматривающий, что полномочия Маревского сельского Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в случае: принятия решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее двумя третями голосов от установленной численности депутатов, противоречит ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.
В соответствии п. 12 ч. 1 ст. 8 Федерального законаот 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» часть 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 11.1 следующего содержания: «изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона».
Согласно п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Таким образом, статья 31 Устава Маревского сельсовета противоречит п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, поскольку не предусматривает досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
В соответствии п.п. «а» п.15 ч.1 ст.8 Федерального законаот 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в части 3 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» первое предложение дополнено словами «и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования»
В соответствии ч.3 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Таким образом, часть 1 статьи 46 Устава Маревского сельсовета противоречит ч.3 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, поскольку не предусматривает принятие Маревским сельсоветом решений по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии п.п. «б» п.16 ч.1 ст.8 Федерального законаот 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» часть 4 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена предложением следующего содержания: «Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами».
На основании ч.4 ст.44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Таким образом, часть 1 статьи 44 Устава Маревского сельсовета противоречит положениям ч.4 ст.44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, поскольку не содержит указание на то, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в пункте 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» слово «принятие» заменено словами «разработка и принятие».
На основании п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
Таким образом, часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета противоречит п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, поскольку не относит к полномочиям администрации Маревского сельсовета разработку и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
В соответствии ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2010 года №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 34 следующего содержания: «оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Таким образом, часть 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета противоречит п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, поскольку не относит к вопросам местного значения Маревского сельсовета оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Федеральным законом от 27 декабря 2009 года №357-ФЗ в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения.Согласно ст.24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Устав Маревского сельсовета противоречит ст.24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, поскольку не содержит положений, регулирующих порядок формирования и полномочия избирательной комиссии Маревского сельсовета.
В соответствии ч.3 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, статья 33 Устава Маревского сельсовета, противоречит ч.3 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ, поскольку не относит к полномочиям сельской администрации разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии ст.98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований» со дня вступления в силу настоящего Закона не применяются нормы Избирательного кодекса <адрес>, регулирующие порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в <адрес>.
Таким образом, часть 2 статьи 22 Устава Маревского сельсовета противоречат ст.98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, поскольку содержит ссылку на Избирательный кодекс <адрес>.
В письменном отзыве представитель Маревского сельского Совета народных депутатов полностью признал заявленные требования, указал, что начата работа по приведению Устава Маревского сельсовета в соответствие с законодательством.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о признании Устава муниципального образования Маревского сельсовета Тындинского района Амурской области противоречащим действующему законодательству и возложении обязанности на Маревский сельский Совет народных депутатов привести Устав в соответствие с действующим федеральным законодательством законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
1. Признать не соответствующей ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в части, предусматривающей право органов местного самоуправления решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
2. Признать не соответствующей п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 6 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на наличие полномочий органов местного самоуправления на утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
3. Признать не соответствующим п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 22 части 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в той части, что он не относит к вопросам местного значения Маревского сельсовета присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
4. Признать не соответствующим ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 2 части 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета.
5. Признать не соответствующей п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на наличие права органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны.
6. Признать не соответствующей ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 4 статьи 46 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на то, что нормативный правовой акт, принятый сельским Советом, направляется главе Маревского сельсовета для подписания и обнародования в течение 10 дней.
7. Признать не соответствующим ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что полномочия представительного органа прекращаются в установленных случаях, абзац 1 части 2 статьи 26 Устава Маревского сельсовета в части, предусматривающей, что полномочия Маревского сельского Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в установленных случаях.
8. Признать не соответствующей п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статью 31 Устава Маревского сельсовета, в той части, что она не содержит указание на то, что полномочия главы Маревского сельсовета прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Признать не соответствующей ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 46 Устава Маревского сельсовета, в той части, что она не содержит указание на то, что Маревский сельский Совет народных депутатов принимает решения и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
10. Признать не соответствующей ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 44 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на то, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
11. Признать не соответствующим п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета, в той части, что она не относит к полномочиям администрации Маревского сельсовета разработку и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
12. Признать не соответствующей п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не содержит указание на то, что к вопросам местного значения Маревского сельсовета относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях.
13. Признать не соответствующим ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Устав Маревского сельсовета в той части, что он не содержит положений, регулирующих порядок формирования и полномочия избирательной комиссии Маревского сельсовета.
14. Признать не соответствующей ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета в той части, что она не относит к полномочиям администрации Маревского сельсовета разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
15. Признать не соответствующей ст. 98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований» часть 2 статьи 22 Устава Маревского сельсовета в той части, что она содержит ссылку на Избирательный кодекс <адрес>.
16. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 2 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 6 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
18. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести пункт 22 части 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
19. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести пункт 2 части 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 6.1 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
21. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 4 статьи 46 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
22. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести абзац 1 части 2 статьи 26 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
23. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести статью 31 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
24. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 46 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
25. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 44 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
26. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
27. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 5 Устава Маревского сельсовета в соответствие с п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
28. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести Устав Маревского сельсовета в соответствие со ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
29. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 1 статьи 33 Устава Маревского сельсовета в соответствие с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
30. Обязать Маревский сельский Совет народных депутатов привести часть 2 статьи 22 Устава Маревского сельсовета в соответствие со ст. 98 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований».
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.