Дело № г.РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тында ДД.ММ.ГГГГ
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Меринова В.А.,
при секретаре судебного заседания Артемовой А.В.,
с участием помощника Тындинского городского прокурора Чепуштанова А.Н.,
представителя ответчика Черепанова Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост», третьему лицу Государственному учреждению Амурской области «Центр занятости населения города Тында» об обязании пройти регистрацию, обязании создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов, обязании предоставлять сведения о наличии вакансий рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Тындинский городской прокурор И.Н. Воробьев обратился в суд с указанным исковым заявлением.
В обоснование своих требований указал, что в соответствии со ст.5 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №) "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" работодатели, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек обязаны не позднее 30 дней с момента вступления в силу указанного закона либо с момента изменения численности работников предприятия, влекущего изменение квоты, пройти регистрацию (перерегистрацию) по месту нахождения в органах службы занятости населения городов и районов области.
Частью 1 ст.2 Закона определено, что под квотой понимается установленное минимальное количество рабочих мест для инвалидов (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятие), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству;
Под квотированием рабочих мест понимается установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии.
Закон предусматривает также создание в пределах указанной квоты специальных рабочих мест - рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти области в сфере занятости населения для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов (ст.4.1 Закона).
Согласно сведениям Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ООО Холдинговая компания «Амур-мост» относится к предприятиям, среднесписочная численность работников которых составляет свыше 100 человек.
По информации ГУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тында» ООО Холдинговая компания «Амур-мост» не выполнены требования ст.5 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>". Таким образом, бездействие ООО Холдинговая компания «Амур-мост», выразившееся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для инвалидов, свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей, установленных ст.5 Закона.
Просит суд обязать ООО Холдинговая компания «Амур-мост» в срок не позднее 30 дней выделить или создать необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №) "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" и сообщить об этом в ГУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тында». Обязать ООО Холдинговая компания «Амур-мост» ежемесячно до 10-го числа представлять в ГУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тында» сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» пройти регистрацию в Государственном учреждении Амурской области Центр занятости населения города Тында. Обязать общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» в срок не позднее 30 дней выделить или создать необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №) «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>», и сообщить об этом в Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тында. Обязать общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» представлять в Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тында сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>».
Представитель третьего лица - Государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Тында в судебное заседание не явился, был извещен о дате и времени слушания дела надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил, доказательства уважительности причин неявки не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица - Государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Тында.
В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» пройти регистрацию в Государственном учреждении Амурской области Центр занятости населения города Тында. Обязать общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» в срок не позднее 30 дней выделить или создать необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №) «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>», и сообщить об этом в Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тында. Обязать общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» представлять в Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тында сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>».
Представитель общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» Черепанов Б.В. не возражал против заявленных прокурором требований по основаниям, указанным в исковом заявлении. По второму пункту уточненных исковых требований просил отказать в связи с наличием рабочих мест для инвалидов и работой в организации на этих местах четырех инвалидов согласно квоте.
Выслушав помощника Тындинского городского прокурора, представителя общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты /ч.2 ст.7 Конституции РФ/.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Закона в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ).
В силу п.2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Статья 21 названного Федерального закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Механизм квотирования рабочих мест в <адрес> для приема на работу инвалидов устанавливает Закон <адрес> области № "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>", принятый областным Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ.В статье 2 указанного закона под квотой понимается установленное настоящим законом минимальное количество рабочих мест для инвалидов (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятие), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству.
Под квотированием рабочих мест понимается установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов;
Согласно ст.5 областного закона работодатели, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек, обязаны не позднее 30 дней с момента вступления в силу настоящего закона либо с момента изменения численности работников предприятия, влекущего изменение квоты, пройти регистрацию (перерегистрацию) по месту нахождения в органах службы занятости населения городов и районов области.
2. Для регистрации (перерегистрации) представляются следующие сведения:
1) о среднесписочной численности работников;
2) о численности работающих инвалидов.
Органы службы занятости населения на основе информации, поступающей от работодателей, формируют банк данных о предприятиях, которым устанавливается квота.
В силу ч.4 ст.5 Закона работодатель обязан ежемесячно до 10-го числа представлять в органы службы занятости населения сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (часть четвертая в ред. Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Указанная норма закреплена и в п.3 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно сведениям Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ООО Холдинговая компания «Амур-мост» относится к предприятиям, среднесписочная численность работников которых составляет свыше 100 человек.
Учитывая, что среднесписочная численность работников ООО ХК «Амур-мост» свыше 100 человек, оно не отнесено к предприятиям, учреждениям и организациям, освобождаемых от обязательного квотирования рабочих мест, требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц в части обязания пройти регистрацию, и обязании предоставлять сведения о наличии вакансий рабочих мест подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исследуя требования прокурора о выделении и создании рабочих мест для инвалидов в ООО ХК «Амур-мост» суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.5 Закона работодатель в месячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу либо с момента утверждения численности работников более 100 человек в соответствии с установленной квотой выделяет или создает необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) и сообщает об этом в орган службы занятости населения по месту нахождения предприятия (в ред. Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Органы службы занятости населения на основе информации, поступающей от работодателей, формируют банк вакансий для трудоустройства в счет установленной квоты инвалидов (в ред. Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии.
3. При определении количества рабочих мест в процентном отношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения.
Закон предусматривает также создание в пределах указанной квоты специальных рабочих мест - рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти области в сфере занятости населения для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов (ст.4.1 Закона).
Из материалов дела следует, что среднесписочная численность персонала ООО ХК «Амур-мост» на ДД.ММ.ГГГГ года составляет 187 работников, следовательно, согласно ч.3 ст.4 Закона минимальное количество рабочих мест для инвалидов в ООО ХК «Амур-мост» составляет 4 места.
В судебном заседании установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ года в ООО ХК «Амур-мост» работают САА - системный администратор (2 группа инвалидности с детства); РЛВ - комендант здания (3 группа инвалидности по общему заболеванию); КВП - механик (3 группа инвалидности по общему заболеванию); ГВГ - слесарь по ремонту автомобилей (3 группа инвалидности по общему заболеванию).
Таким образом, ООО ХК «Амур-мост» выполнены требования ст.5 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" в полном объеме.
Учитывая изложенное, требования Тындинского городского прокурора об обязании ООО ХК «Амур-мост» выделить и создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост», третьему лицу Государственному учреждению Амурской области «Центр занятости населения города Тында» об обязании пройти регистрацию, обязании создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов, обязании предоставлять сведения о наличии вакансий рабочих мест, удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» пройти регистрацию по месту нахождения в органах службы занятости населения города Тында.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост» в установленные законом сроки представлять в органы службы занятости населения сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В удовлетворении исковых требований Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Амур-мост», третьему лицу Государственному учреждению Амурской области «Центр занятости населения города Тында» об обязании выделить и создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Меринов