Дело №г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тында ДД.ММ.ГГГГ
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Меринова В.А.,
при секретаре ААВ,
с участием представителя истца - помощника <адрес> городского прокурора АЕА,
ответчика ОЯС,
представителя ответчика ОИО - ВСП,
представителя третьего лица администрации <адрес> КГВ,
представителя третьего лица "БАНК" ПАП.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - <адрес> и муниципального образования <адрес> к ОИО, ОЯС, третьим лицам Администрации <адрес>, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и "БАНК" о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. <адрес> городского прокурора обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что <адрес> городской прокуратурой проведена проверка целевого и эффективного использования средств федерального, областного и местного бюджетов, направленных администрацией <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году на реализацию городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы».
В ходе проверки установлено следующее. В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации <адрес> по распределению субсидий молодым семьям - участникам городской целевой программы «Обеспечение жильем молотых семей на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы» было принято решение выделить социальную выплату в размере 542160 рублей молодой семье ОИО - состав семьи три человека. Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 (в редакции постановлений Правительства РФ от 11 августа 2007 года №510, от 29 декабря 2007 года №979, от 10 апреля 2008 года №257 - далее по тексту «Правила») участниками программы могут быть молодые семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
В числе документов, предоставляемых молодыми семьями для участия в Программе в соответствии с п.15 Правил, молодой семьей должен быть предоставлен в органе местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.18 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются: несоответствие молодой семьи требованием Правил; непредставление или предоставление не в полном объеме документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы. В силу положений п.38 Правил для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение субсидии представляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства и обновленные (на дату выдачи свидетельства) документы. Органы местного самоуправления организуют работу по проверке содержащихся в документах сведений.
При проверке личного дела семьи ОЯС, поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее. На момент постановки на учет молодых семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и дату принятия решения о предоставлении социальных выплат на приобретения жилья указанной семьёй не представлены документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. На момент получения свидетельства семьей ОЯС предоставлены обновленные документы, в том числе справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждающая проживание ОИО, ОТИ и ОЯС по адресу: <адрес>, <адрес>; справками Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№№, №, №) было подтверждено наличие зарегистрированных прав общей долевой собственности в равных долях у ОИО, ОТИ и ОЯС на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 68,4 кв. м. Кроме того, молодой семьей представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. Также представлен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении "БАНК-2" ОИО и МНА кредита в сумме 750000 рублей на приобретение в общую долевую собственность ОИО, ОТИ и ОЯС квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>.
Таким образом, на момент утверждения администрацией муниципального образования <адрес> списка молодых семей - претендентов на получение субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году семья ОЯС в составе 3 человек не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как имела в собственности трехкомнатную квартиру общей площадью 68,4 кв. м. по адресу: <адрес>, <адрес>, а, следовательно, не имела право быть участницей Программы. ДД.ММ.ГГГГ семье ОЯС в составе 3 человек выдано свидетельство серии <данные изъяты> № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 542,16 тысяч рублей. Согласно договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ с использованием социальной выплаты семьей ОЯС в составе 3 человек приобретена квартира площадью 67,4 кв.м. стоимостью 600000 рублей, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>. Квартира оформлена в общую долевую собственность всех членов молодой семьи. В соответствии с заявкой "БАНК" на ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № средства субсидии в сумме 542,16 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 406620 рублей, областного бюджета - 101660 рублей, местного бюджета - 33880 рублей перечислены на счет ОЯС с целью последующей оплаты за приобретение в собственность квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>. В соответствии с пояснениями мэра <адрес> ШМБ «… ответственным за проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых в ДД.ММ.ГГГГ году для получения молодыми семьями социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» в соответствии с Положением об отделе по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ мэром <адрес>, распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о переименовании отдела, Положением об отделе жилищной политики администрации <адрес>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ мэром <адрес>, является структурное подразделение администрации <адрес> - отдел жилищной политики».
Ответчик ЛОЮ является начальником отдела жилищной политики администрации <адрес>, отвечавшей за проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых в ДД.ММ.ГГГГ году для получения молодыми семьями социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и являвшейся ДД.ММ.ГГГГ секретарем жилищной комиссии по распределению субсидий молодым семьям - участникам городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы».
Вследствие несоблюдения начальником отдела жилищной политики администрации <адрес> ЛОЮ Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 1-3 ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 года №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы», Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от №285 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 года №510, от №979, от 10.04.2008 года №257), Правил предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденных постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановления губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), при разрешении вопроса о предоставлении молодой семье ОЯС социальной выплаты на приобретение жилья нарушены права и законные интересы Российской Федерации, <адрес> и муниципального образования <адрес> по выделению в установленном законом порядке и в размере гражданам социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», что привело кнецелевому использованию бюджетных средств (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ) в сумме 542160 рублей.
Таким образом, вследствие недобросовестного совместного поведения ответчиков ОЯС, ОИО и ЛОЮ имеет место неосновательное обогащение семьи ОЯС в размере 542160 рублей, и факт причинения вреда федеральному бюджету в размере 406620 рублей, бюджету <адрес> в сумме 101660 рублей и бюджету муниципального образования <адрес> в размере 33880 рублей.
Просит суд взыскать солидарно с ответчиков ОЯС, ОИО и ЛОЮ в пользу бюджета Российской Федерации 406620 рублей, в пользу бюджета <адрес> - 101660 рублей и в пользу бюджета муниципального образования <адрес> - 33880 рублей.
В ходе рассмотрения гражданского дела по существу Тындинский городской прокурор отказался от исковых требований в отношении ответчика ЛОЮ, о чем предоставил суду письменное заявление. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Просит производство по делу в данной части прекратить.
Проверив материалы дела, суд считает возможным принять данный отказ, поскольку он не нарушает законных прав и интересов других лиц.
В письменных возражениях представитель ответчика ОИО - ВСП указывает, что иск заявлен необоснованно и подлежит отклонению по следующим основаниям. Семья ОИО состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Ими были предоставлены в орган местного самоуправления, а именно в отдел жилищной политики все те документы, которые от них потребовали. При этом все предоставленные ими сведения соответствовали действительности, и никакого недобросовестного поведения со стороны членов семьи не было. Они никого не вводили в заблуждение, в связи с чем, указание в исковом заявлении на их недобросовестность не признают и полагают необоснованным. Ответчик полагает, что ответственность должно нести лицо, в результате виновных действий которого причинен вред. В данном случае ОИО были предоставлены все необходимые документы, на основании которых можно было сделать вывод о наличии или отсутствии у них права на субсидию, т.е. орган, предоставивший субсидию, знал об отсутствии у них права на нее, и, тем не менее, субсидия была предоставлена. Таким образом, в силу закона не подлежит взысканию с семьи ОИО полученная ими сумма субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца в качестве третьих лиц судом были привлечены и извещены о слушании дела Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>; "БАНК".
В судебное заседание представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не явился, был извещен надлежащим образом о дате и времени слушания дела. Причины неявки суду не известны. Не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом с учетом мнения сторон в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
В судебном заседании помощник <адрес> городского прокурора АЕА на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила суд взыскать солидарно с ответчиков ОЯС, ОИО в пользу Российской Федерации 406620 рублей, в пользу субъекта Российской Федерации - <адрес> в лице Министерства финансов <адрес> - 101660 рублей и в пользу муниципального образования <адрес> в лице Администрации <адрес> - 33880 рублей.
Ответчик ОЯС исковые требования не признала, суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы они неоднократно писали заявления на предоставление субсидии. Законодательство постоянно менялось. В ДД.ММ.ГГГГ году взяли квартиру по ипотеке. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она неоднократно писала заявления в жилищный комитет Администрации <адрес> о выдаче субсидий в части погашения ипотечного кредита, но им отказывали.
В ДД.ММ.ГГГГ году позвонила ЛОЮ и сказала, что они имеют полное право на получение субсидии для погашения ипотечного кредита. Сказала принести все необходимые документы, что они и сделали. На тот период времени проживали в квартире, расположенной по адресу: <адрес> и имели ее в собственности. ЛОЮ сказала, что, так как данная квартира приобретена на ипотечные средства, не является собственностью, субсидия им положена.
На вопросы сторон и суда дополнила, что оформлением документов занимался жилищный отдел Администрации <адрес>. Документы непосредственно принимала ЛОЮ Комиссии было известно, что у них имеется квартира. На момент получения выплаты, они имели жилье в собственности, то есть не нуждались в жилье, либо улучшении жилищных условий. В момент получения согласия комиссии на выделение им социальной поддержки понимала, что не нуждаются в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика ВСП требования не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что со стороны семьи ОИО не усматривается недобросовестности.
Представитель администрации <адрес> КГВ исковые требования прокурора к ОИО поддержала в полном объеме. Считает необходимых их удовлетворить.
Представитель "БАНК" ПАП исковые требования прокурора поддержал.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ЛОЮ, которая пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году семья ОИО встала на учет в комиссию по делам молодежи как участник городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», представив необходимый для этого пакет документов. На тот момент постановкой на учет и ведением учетных дел занимался комитет по делам молодежи администрации <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года учетом молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий стал заниматься отдел жилищной политики администрации <адрес>. Свидетельства на право получения субсидий администрацией <адрес> стали выдаваться только с ДД.ММ.ГГГГ года. Она знала, что семья ОИО приобрели квартиру по ипотечному кредиту. Перед оформлением ипотеки они обращались с просьбой выдать им субсидию. Свидетельство о праве собственности на квартиру они получили в ДД.ММ.ГГГГ году. Затем они написали заявление и предоставили в отдел жилищной политики администрации <адрес> обновленные документы, в том числе и документы, подтверждающие приобретение ими ипотечного жилья. Она сказала им, что субсидия им положена, так как приобретенная ими квартира находится в залоге у банка, что предоставленной субсидией они могут погасить часть ипотеки. Администрацией были утверждены списки молодых семей - претендентов на получение субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году, в которых была указана семья ОИО. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по распределению социальных выплат молодым семьям было принято решение о предоставлении свидетельства на право получения субсидии ряду семей, в том числе и семье ОИО.
На вопросы сторон и суда дополнила, что на момент постановки на учет в комитет по делам молодежи семья ОИО имели в собственности жилье. На момент рассмотрения на заседании комиссии вопроса по распределению социальных выплат молодым семьям семья ОИО не являлась малоимущей. Ими было предоставлено свидетельство о праве собственности на <адрес>. Окончательное решение о выдаче субсидии молодой семье принимала комиссия по распределению социальных выплат молодым семьям, с учетом мнения членов комиссии. ДД.ММ.ГГГГ семье ОИО было выдано свидетельство на получение субсидии на сумму 461562 рублей с учетом членов семьи. Объяснения, данные в ходе проведения прокурорской проверки по факту ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, подтверждает.
В судебном заседании были исследованы представленные суду доказательства.
Протокол № заседания комиссии по распределению социальных выплат молодым семьям участникам городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комиссия в составе председателя комиссии ШМБ, секретаря комиссии ЛОЮ, РМН, КМА решила выделить социальные выплаты молодой семье ОИО, включенной в ДД.ММ.ГГГГ году в основной список претендентов, состоящей из трех человек.
Распоряжение мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении субсидии молодой семье ОЯС в размере 542016 рублей (из федерального бюджета 406620 рублей, областного бюджета 101660 рублей, местного бюджета 33880 рублей).
Копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ОЯС, ОИО и ОТИ на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, <адрес>.
Должностная инструкция муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы - начальника отдела по учёту и распределению жилой площади администрации <адрес>, из которой усматривается, что начальник отдела по учёту и распределению жилой площади участвует в работе жилищной комиссии при администрации <адрес> в качестве секретаря; подготавливает документы на рассмотрение комиссией по выделению гражданам жилищных субсидий и участвует в этой комиссии в качестве секретаря.
Акт проверки администрации <адрес> по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданами России» за ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на момент утверждения администрацией муниципального образования <адрес> списка молодых семей - претендентов на получение субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году семья ОЯС в составе 3 человек не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как имела в собственности трехкомнатную квартиру общей площадью 68,4 кв.м. по адресу: <адрес>, следовательно, не имела право быть участницей программы.
Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии по реализации в ДД.ММ.ГГГГ года программы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы и областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», заключенного между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и администрацией <адрес>.
Список молодых семей - участников программы «Обеспечение жильём молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденного на ДД.ММ.ГГГГ год, в котором семья ОИО значится под номером 6.
Список молодых семей - участников программы «Обеспечение жильём молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» по <адрес>, утвержденного на ДД.ММ.ГГГГ год, в котором семья ОИО значится под номером 4.
Положение об отделе по учёту и распределению жилой площади администрации <адрес>, согласно которому деятельность отдела по учёту и распределению жилой площади включает в себя подготовку документов для рассмотрения комиссией по выделению гражданам жилищных субсидий.
Распоряжение мэра № о назначении ЛОЮ с ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по учёту и распределению жилья.
Устав Муниципального учреждения Комитета по делам молодежи <адрес> городского муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Устав Муниципального учреждения Комитета по делам молодежи <адрес> городского муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщение администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что положение о комиссии по выделению гражданам социальных выплат постановлением мэра не утверждалось.
Книга регистрации заявлений граждан (молодых семей) о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ года, в которой значится ОИО
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в возбуждении уголовного дела в отношении начальника отдела жилищной политики администрации <адрес> ЛОЮ по факту предоставления социальных выплат семье ОЯС за отсутствием в её действиях состава преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в возбуждении уголовного дела в отношении начальника отдела жилищной политики администрации <адрес> ЛОЮ по факту предоставления социальных выплат семье ОЯС за отсутствием в её действиях состава преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ.
В судебном заседании был исследован материал проверки № по факту ненадлежащего исполнения начальником отдела жилищной политики администрации <адрес> ЛОЮ должностных обязанностей.
В силу ст.67 ГПК РФ доказательства, представленные сторонами, оценены судом каждое в отдельности, а также в их совокупности и признаются допустимыми. Других доказательств, допустимых с точки зрения закона, сторонами в суде не предоставлено. Ходатайства об оказании судом содействия в сборе и представлении доказательств не заявлено.
Выслушав стороны, исследовав все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ семье ОИО в составе трех человек выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 542016 рублей.
В соответствии с заявкой "БАНК" на ДД.ММ.ГГГГи распоряжением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье ОИО перечислена субсидия в размере 542016 рублей (из федерального бюджета 406620 рублей, областного бюджета 101660 рублей, местного бюджета 33880 рублей).
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы (далее Правила).
Согласно п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, при условии признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
В соответствии с п.6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следовательно, исходя из указанного пункта Правил, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан до 01 марта 2005года осуществлялся в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, который утратил свою силу с 01 марта 2005 года, в связи с принятием ЖК РФ в новой редакции.
В статье 29 ЖК РСФСР содержались основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. А в ст. 30 ЖК РСФСР порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно которой учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В подтверждение того, что семья ОИО состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, судом были исследованы материалы проверки в порядке ст. 145 УПК РФ и копия Книги регистрации заявлений граждан (молодых семей) о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно представленной копии Устава КДМ, согласованного, утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке в ДД.ММ.ГГГГ года и действующего до ДД.ММ.ГГГГ года, Комитет по делам молодёжи <адрес> городского муниципалитета являлся муниципальным учреждением, созданным по решению органов местного самоуправления для осуществления управленческих функций в сфере реализации государственной молодёжной политики на территории города. Основными задачами, функциями и направлениями Комитета являлось, согласно разделу 2 Устава, участие в разработке программ по вопросам повышения благосостояния молодёжи, охраны здоровья, организации досуга, защиты интересов молодых горожан в образовании, труде, социальной поддержке; организация работы по организации принятых программ, решений по проблемам молодёжи; осуществлении комплекса мер по социально-правовой защите граждан города, соответствующих возрасту от 14 до 35 лет; участие в разработке и реализации городских целевых программ, направленных на решение различных проблем жизнедеятельности молодёжи и развитие их творческого потенциала.
В судебном заседании установлено, что семьей ОИО ДД.ММ.ГГГГ было написано заявление на имя председателя муниципального учреждения «Комитет по делам молодёжи» о постановке их на учет для получения жилой площади по программе «Обеспечение жильем молодых семей». К заявлению прилагались: справки из БТИ об отсутствии у ОИО жилого дома или земельного участка в <адрес>; адресные справки; справка из КУМИ <адрес> о том, что они не участвовали в приватизации жилья в <адрес>; сведения из <адрес> филиала учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>; копии свидетельства о регистрации брака, рождении ребенка и паспортов ОИО.
Из исследованных доказательств усматривается, что до ДД.ММ.ГГГГ семья ОИО законно и обоснованно была постановлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей».
После введения в действие ЖК РФ в новой редакции с 01 марта 2005 года, в соответствии со ст.52 ч.3-7 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. И решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 указанной статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
При этом, в соответствии со ст. 6 частью 2 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части». Таким образом, в соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с ч.3 ст.32 ЖК РСФСР, снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. Такого решения органами местного самоуправления в отношении ОИО не принималось на день (ДД.ММ.ГГГГ) рассмотрения в комиссии вопроса по распределению социальных выплат молодым семьям участникам городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы».
Как установлено в судебном заседании, начальник отдела по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> ЛОЮ, позвонив ОИО, предложила подойти в отдел, чтобы обновить имеющиеся документы на получение субсидии для приобретения жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы». После этого, ОИО и ОЯС, получив список необходимых документов, собрали все документы и представили их в отдел. При этом ими не скрывался факт покупки по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> строителей в <адрес>.
Из показаний ЛОЮ, которые подтвердила ОЯС, следует, что она предупредила Олешкоо том, что окончательно вопрос о предоставлении субсидии решается на заседании комиссии после изучения всех представленных документов и комиссия может принять решение об отказе в предоставлении такой субсидии.
Далее, в соответствии с разделом 2 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» с изменениями, внесенными в пункт 15 подпункт «г» от 29 декабря 2007 года «для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы:
- заявление по форме согласно приложению №;
- документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
- свидетельство о браке;
- документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 01 января 2006 года и т.д. (п.15 Правил).
В соответствии с п.18 указанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты - направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в пункте 15 Правил. Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (п.38 Правил).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации заявлений граждан (молодых семей) о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий зарегистрировано заявление ОИО
На момент получения свидетельства, семьей ОИО был представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОИО, ОЯС и ОТИ приобрели в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Изменения, внесенные в п.15 подпункт «г» от 29 декабря 2007 года могли быть распространены на семью ОИО в том случае, если бы квартира по <адрес> была приобретена ими после ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в ходе рассмотрения данного дела установлено, что согласно договору купли-продажи указанная квартира была приобретена ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ответчик ОЯС пояснила, что после приобретения указанной квартиры они были обеспечены жильем и не нуждались в улучшении жилищных условий.
Следовательно, при подаче семьей ОИО обновленных документов, органами местного самоуправления первоначально необходимо было рассмотреть вопрос и принять решение о том, продолжает ли молодая семья ОИО нуждаться в улучшении жилищных условий и при решении этого вопроса положительно, в последующем, на заседании комиссии по распределению социальных выплат молодым семьям участникам городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» рассмотреть и решить вопрос о включении семьи ОИО в список претендентов на получение социальных выплат. Таким образом, комиссией был нарушен порядок формирования списка претендентов на получение социальных выплат, так как семья ОИО не нуждалась в улучшении жилищных условий и не имела правовых оснований для участия в Программе.
В соответствии с ч.1,2 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом исследовался довод представителя ответчика ВСП о том, что денежные средства семьей ОИО действительно получены, но они не подлежат возврату, так как со стороны ответчиков отсутствовала недобросовестность при предоставлении информации о нуждаемости в жилье.
Действительно, частью 3 ст. 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки…
Однако, как было установлено в судебном заседании и подтверждено стороной ответчика, на момент заседания комиссии по рассмотрению заявлений молодых семей о предоставлении им социальной выплаты семья ОИО не нуждалась в предоставлении жилого помещения и получении пособия, так как имела в собственности трехкомнатную квартиру на весь состав семьи. Документа, свидетельствующего о нуждаемости семьи ОИО на заседание комиссии ответчиками, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, предоставлено не было.
Таким образом, денежные средства на приобретение жилья были получены ответчиками без предусмотренных законом оснований, и истец вправе их истребовать как неосновательно полученные по правилам об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.
Руководствуясь данной нормой закона, суд приходит к выводу о том, что семья ОИО без установленных законом оснований приобрело имущество в виде предоставленной им социальной выплаты в сумме 542160 рублей за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, которые в последующем использовала для приобретения квартиры по <адрес>.
При указанных обстоятельствах, исковые требования и.о. <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - <адрес> и муниципального образования <адрес> к ОИО, ОЯС, третьим лицам Администрации <адрес>, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и "БАНК" о возмещении вреда подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика ВСП о необходимости привлечения в качестве третьего лица Министерства финансов РФ, и необходимости предоставления сведений о привлечении к административной ответственности Администрации <адрес> за нецелевое использование денежных средств, суд находит не заслуживающими внимания, вследствие того, что принятие настоящего решения судом ни коим образом не может повлиять на права или обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон. По сообщению представителя КГВ администрация <адрес> не привлекалась к административной ответственности за нецелевое использование денежных средств. Более того, данная информация не имеет правового значения для разрешения гражданского дела и не влияет на возникшие правоотношения сторон.
В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 333.20 ч.1 п.8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Исковые требования заявлены на сумму 542160 рублей, следовательно, размер государственной пошлины составит 6810 (шесть тысяч восемьсот десять) рублей 80 копеек.
Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями ст.195 ГПК РФ основывает решения только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - <адрес> и Муниципального образования <адрес> к ОИО, ОЯС, третьим лицам Администрации <адрес>, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и "БАНК" о возмещении вреда - удовлетворить
Взыскать солидарно с ОИО и ОЯС в пользу казны Российской Федерации 406620 (четыреста шесть тысяч шестьсот двадцать) рублей, в пользу субъекта Российской Федерации - <адрес> в лице Министерства финансов <адрес> 101660 (сто одну тысячу шестьсот шестьдесят) рублей и в пользу муниципального образования <адрес> в лице администрации <адрес> 33880 (тридцать три тысячи восемьсот восемьдесят) рублей.
Взыскать солидарно с ОИО и ОЯС государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 6810 (шесть тысяч восемьсот десять) рублей 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Меринов В.А.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.