Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Цагарели Г.Ю.,
при секретаре ГЕВ,
с участием:
помощника <адрес> городского прокурора ПВВ,
главы администрации <адрес> сельсовета РЛВ
председателя <адрес> сельского Совета народных депутатов ТТП,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> сельсовета, <адрес> сельского Совета народных депутатов незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Тындинский городской прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что <адрес> городской прокуратурой в рамках проведения мониторинга действующего законодательства установлено, что в <адрес> сельсовете <адрес> не приняты какие-либо нормативные правовые акты в целях организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Проведение прокуратурой мониторинга действующего законодательства предусмотрено действующими организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, а также Соглашением об информационном сотрудничестве, заключенным между <адрес> городской прокуратурой и администрацией <адрес> сельсовета.
Во исполнение п.2.2.3 Соглашения об информационном сотрудничестве ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) <адрес> городской прокуратурой в адрес главы администрации <адрес> сельсовета был направлен запрос о предоставлении информации о том, приняты ли нормативные правовые акты в целях организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории <адрес> сельсовета. Из ответа администрации <адрес> сельсовета без номера и даты следует, что какие-либо нормативные правовые акты в целях организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения не принимались, а также, что оказывать ритуальные услуги и отводить места для захоронения нецелесообразно.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городским прокурором по результатам мониторинга, во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в адрес главы администрации <адрес> сельсовета было направлено модельное решение «О принятии Положения об организации похоронного дела» и Положение об организации похоронного дела для внесения на рассмотрение в <адрес> сельский Совет народных депутатов (исх. №мод-10).
Решением Восточного сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении Положения об организации похоронного дела» установлено, что Положение об организации похоронного дела в <адрес> сельсовете принимать нецелесообразно.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает возможность отказа органов местного самоуправления поселения от организации похоронного дела на территории муниципального образования со ссылкой на отсутствие обращений граждан, нецелесообразность и т.п.. Данный отказ представительного органа местного самоуправления сельского поселения от рассмотрения «Положения об организации похоронного дела в Восточном сельсовете» является неправомерным уклонением от решения вопроса
местного значения, фактически лишает граждан Российской Федерации, проживающих на
территории данного поселения, права на предоставление гарантий при погребении,
предусмотренных Федеральным законом от 12.01.96 года №8-ФЗ «О погребении и
похоронном деле», предоставление которых федеральный закон прямо связывает с целым комплексом обязательных действий органов местного самоуправления поселения:
организация похоронного дела на территории поселения (ст.25 ФЗ);
создание специализированной службы по вопросам похоронного дела и определение порядка ее деятельности (ст.29 ФЗ);
- определение порядка деятельности общественного кладбища и бесплатного
предоставления места для погребения (ст.ст.7, 18 ФЗ);
- определение стоимости услуг по погребению, предоставляемых безвозмездно согласно
гарантированному перечню специализированной службой по вопросам похоронного дела
по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.9 ФЗ);
- предоставление гарантий погребения умерших (погибших), не имеющих супруга,
близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего на
территории поселения (ст.12 ФЗ).
Наличие обязанности органов местного самоуправления поселения организовать похоронное дело на своей территории, и тем самым осуществить предоставление жителям поселения гарантии по погребению, предусмотренные федеральным законодательством, подтверждается тем, что в соответствии со ст.5.41 КоАП РФ не предоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится в числе прочих контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Из материалов проверки установлено, что такой контроль <адрес> сельским Советом народных депутатов не осуществляется, поскольку предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения администрацией <адрес> сельсовета до настоящего времени не организованы.
Администрацией <адрес> сельсовета также не принято мер по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В силу требований Федерального закона от 25.12.08г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.11 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>» правовые пробелы в рассматриваемом случае являются коррупциогенными факторами, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения и должны быть устранены органами местного самоуправления поселения.
Бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а также бездействие <адрес> сельского Совета народных депутатов, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением органами местного самоуправления <адрес> сельсовета и должностными лицами местного самоуправления <адрес> сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения, а именно вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, нарушает социальные и экономические права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, лишает их права на предоставление гарантий при погребении, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество граждан - жителей <адрес> - изменяющаяся величина (регистрация по месту жительства, снятие с регистрационного учета, рождение, смерть и прочее), которую невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов.
Прокурор просит признать бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, незаконным, признать бездействие <адрес> сельского Совета народных депутатов, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением органами местного самоуправления <адрес> сельсовета и должностными лицами местного самоуправления <адрес> сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения, а именно вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, незаконным. В порядке ст.258 ГПК РФ обязать администрацию <адрес> сельсовета, а также <адрес> сельский Совет народных депутатов устранить в полном объеме допущенные нарушения путем: 1) организации похоронного дела на территории поселения, 2) создания специализированной службы по вопросам похоронного дела и определения порядка ее деятельности, 3) определения порядка деятельности общественного кладбища и бесплатного предоставления места для погребения, 4) определения стоимости услуг по погребению, предоставляемых безвозмездно согласно гарантированному перечню специализированной службой по вопросам похоронного дела по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 5) предоставления гарантий погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего на территории поселения.
В судебном заседании помощник <адрес> городского прокурора Поддубный поддержал требования, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Глава администрации <адрес> сельсовета РЛВ суду пояснила, что администрацией <адрес> сельсовета нормативно-правовых актов по вопросам похоронного дела не принималось. Депутаты сельсовета пришли к выводу, что Положение «Об организации похоронного дела в <адрес> сельсовете» принимать нецелесообразно, руководствовались при этом гидрогеологическим заключением, согласно которого расположение площадки для размещения кладбища в районе <адрес> недопустимо, а так же, что <адрес> расположен не далеко от <адрес> и жители поселка хоронят своих близких и родственников на кладбище в <адрес>. В настоящее время, внимательно изучив законодательство, они понимают, что обязаны решить вопрос по организации похорон. На ближайшей сессии примут Положение «Об организации похоронного дела в <адрес> сельсовете».
Председатель <адрес> сельского Совета народных депутатов ТТП с требованиями прокурора согласилась, пояснив суду, что сельский Совет народных депутатов действительно обязан контролировать исполнение администрацией <адрес> сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения, ранее были согласны с мнением депутатов, что принимать данное Положение нецелесообразно.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд соглашается с доводами прокурора, что не принятие мер по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг нарушает социальные и экономические права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, лишает их права на предоставление гарантий при погребении и приходит к выводу, что обращение прокурора в суд с заявлением о признании бездействия по организации ритуальных услуг незаконным, обоснованно.
Глава администрации Восточного сельсовета РЛВ не отрицает, что <адрес> сельсовет не принимал нормативных документов по похоронному делу, данные обстоятельства были изложены и в письме РЛВ в адрес <адрес> городской прокуратуры.
Из решения <адрес> сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ следует: в связи с тем, что поселок находится вблизи <адрес>, обращений со стороны жителей поселка по оказанию ритуальных услуг не поступало, Положение «Об организации похоронного дела в <адрес> сельсовете принимать нецелесообразно.
Согласно п.22 ст.14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст.25, 29 Федерального закона от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, которые создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Кроме того, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что органами местного самоуправления поселения принимается решение о создании мест погребения (ст.15); осуществляется отвод земельного участка для размещения мест погребения (ст.16); определяется порядок деятельности общественного и вероисповедального кладбищ (ст.ст.18,19).
Исходя из действующего законодательства, суд приходит к выводу, что организация похоронного дела возложена на органы местного самоуправления, а администрация Восточного сельсовета в нарушение данного законодательства не принимает меры по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг.
Согласно ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Судом с достоверностью установлено, что должного контроля за исполнением органами местного самоуправления <адрес> сельсовета и должностными лицами местного самоуправления <адрес> сельсовета полномочий по решению вопросов по организации ритуальных услуг, со стороны <адрес> сельского Совета народных депутатов, нет.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Суд полагает установленным, что бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг, также бездействие <адрес> сельского Совета народных депутатов, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением органами местного самоуправления <адрес> сельсовета и должностными лицами местного самоуправления <адрес> сельсовета полномочий по решению вопросов по организации ритуальных услуг, нарушает социальные и экономические права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, лишает их права на предоставление гарантий при погребении, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и приходит к выводу, что требования Тындинского городского прокурора подлежат удовлетворению, но частично.
Суд не может согласиться с доводами прокурора, что администрация <адрес> сельсовета и <адрес> сельский Совет народных депутатов бездействуют при решении вопроса по содержанию мест захоронения, поскольку как установлено судом на территории <адрес> сельсовета мест захоронения вообще нет. Следовательно, при отсутствии места захоронения нельзя обвинить орган местного самоуправления, что он не содержит данное место.
Прокурор просит обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> и <адрес> сельский Совет народных депутатов устранить допущенные нарушения, в том числе путем определения порядка деятельности общественного кладбища и бесплатного предоставления места для погребения.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности общественного кладбища.
Судом с достоверностью установлено и не оспаривалось прокурором, что в ведении <адрес> сельсовета нет кладбища, а поэтому обязывать их определять порядок деятельности общественного кладбища и бесплатного предоставления места для погребения нет оснований и необходимости. Прокурор не просит обязать администрацию <адрес> сельсовета создать место погребения на территории данного поселения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования <адрес> городского прокурора о признании бездействия администрации <адрес> сельсовета и <адрес> сельского Совета народных депутатов незаконными, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес> выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения поселения по организации ритуальных услуг, незаконным.
Признать бездействие <адрес> сельского Совета народных депутатов, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением органами местного самоуправления <адрес> сельсовета и должностными лицами местного самоуправления <адрес> сельсовета полномочий по решению вопросов по организации ритуальных услуг, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> и <адрес> сельский Совет народных депутатов устранить допущенные нарушения, в месячный срок организовать похоронное дело на территории поселения:
-создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности;
-определить стоимость услуг по погребению, предоставляемых безвозмездно согласно гарантированному перечню специализированной службой по вопросам похоронного дела по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
-установить гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего на территории поселения.
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> разместить информацию о принятом решении по организации ритуальных услуг на территории <адрес> в месте, обеспечивающем свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены бездействием.
В остальной части требований <адрес> городскому прокурору отказать.
В соответствии с ч.3 ст.258 ГПК РФ в месячный срок со дня получения решения суда сообщить о его исполнении в Тындинский районный суд и <адрес> городскому прокурору.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд, через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий