ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Тында 25 января 2011 года Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Меринова В.А., при секретаре судебного заседания Артёмовой А.В., с участием помощника Тындинского городского прокурора Потапова Р.А., представителя ответчика Карбушевой И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Балтийская строительная компания - Взрывпром», третьему лицу Государственному учреждению Амурской области «Центр занятости населения города Тында» об обязании создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов, УСТАНОВИЛ: Тындинский городской прокурор И.Н. Воробьев обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал, что в соответствии со ст.5 Закона Амурской области от 7 июля 2004 года №343-ОЗ (в редакции Закона Амурской области от 30 июня 2008 года №70-ОЗ) "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области" /далее - Закон/ работодатели, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек обязаны не позднее 30 дней с момента вступления в силу указанного закона либо с момента изменения численности работников предприятия, влекущего изменение квоты, пройти регистрацию (перерегистрацию) по месту нахождения в органах службы занятости населения городов и районов области. Частью 1 ст.2 Закона определено, что под квотой понимается установленное минимальное количество рабочих мест для инвалидов (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятие), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству; Под квотированием рабочих мест понимается установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии с ч.1 ст.4 Закона квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии. Закон предусматривает также создание в пределах указанной квоты специальных рабочих мест - рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти области в сфере занятости населения для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов (ст.4.1 Закона). Согласно сведениям Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» относится к предприятиям, среднесписочная численность работников которых составляет свыше 100 человек. По информации ГУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тында» ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» не выполнены требования ст.5 Закона Амурской области от 7 июля 2004 года №343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области". Таким образом, бездействие ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром», выразившееся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для инвалидов, свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей, установленных ст.5 Закона. Просит суд обязать ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» в срок не позднее 30 дней выделить или создать необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Амурской области от 7 июля 2004 года №343-ОЗ (в редакции Закона Амурской области от 30 июня 2008 года №70-ОЗ) "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" и сообщать об этом в ГУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тында». Обязать ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» ежемесячно до 10-го числа представлять в ГУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тында» сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, просит суд обязать ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу выделить или создать необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Амурской области от 07.07.2004 года №343-ОЗ (в редакции Закона Амурской области от 30.06.2008 года №70-ОЗ) «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>», и сообщить об этом в ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында». Обязать ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» представлять в ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында» сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 07.07.2004 года №343-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>». Представитель третьего лица - ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында» в судебное заседание не явился, был извещен о дате и времени слушания дела надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Судом, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица - ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында». В судебном заседании помощник прокурора Потапов Р.А. заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Просил приобщить к материалам дела письменное ходатайство Тындинского городского прокурора об отказе от заявленных требований в части обязания ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» представлять в ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында» сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 07.07.2004 года №343-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>». Представитель ответчика не возражает против прекращения производства по делу в данной части. В соответствии со ст.220 ч.1 п.3 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Проверив материалы дела, суд считает возможным принять данный отказ, поскольку он не нарушает законных прав и интересов других лиц. В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора Потапов Р.А. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Просил суд обязать ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу выделить или создать необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Амурской области от 07.07.2004 года №343-ОЗ (в редакции Закона Амурской области от 30.06.2008 года №70-ОЗ) «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>», и сообщить об этом в ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында». Представитель ответчика Карбушева И.К. требования прокурора не признала. Поддержала требования, изложенные в возражениях на исковое заявление. Просит в удовлетворении иска отказать. Выслушав помощника Тындинского городского прокурора Потапова Р.А., представителя ответчика Карбушеву И.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты /ч.2 ст.7 Конституции РФ/. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Закона в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ). В силу п.2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Статьей 21 названного Федерального закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В статье 2 указанного закона под квотой понимается установленное настоящим законом минимальное количество рабочих мест для инвалидов (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятие), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству. Под квотированием рабочих мест понимается установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов; В силу ч.3 ст.5 Закона работодатель в месячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу либо с момента утверждения численности работников более 100 человек в соответствии с установленной квотой выделяет или создает необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) и сообщает об этом в орган службы занятости населения по месту нахождения предприятия (в ред. Закона Амурской области от 30.06.2008 №70-ОЗ). Органы службы занятости населения на основе информации, поступающей от работодателей, формируют банк вакансий для трудоустройства в счет установленной квоты инвалидов (в ред. Закона Амурской области от 30.06.2008 №70-ОЗ). В соответствии с ч.1 ст.4 Закона квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии. 3. При определении количества рабочих мест в процентном отношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения. Закон предусматривает также создание в пределах указанной квоты специальных рабочих мест - рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти области в сфере занятости населения для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов (ст.4.1 Закона). Учитывая, что среднесписочная численность персонала ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» свыше 100 человек, законом на работодателя возложена обязанность выделения или создания необходимого количества рабочих мест (в том числе специальных) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» не относится к предприятиям, учреждениям и организациям, освобождаемым в силу закона от обязательного квотирования рабочих мест, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выполнены требования ст.5 Закона Амурской области от 7 июля 2004 года №343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>". При указанных обстоятельствах, требования Тындинского городского прокурора об обязании ООО «Балтийская строительная компания - Взрывпром» выделить и создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов подлежат удовлетворению в полном объеме. Рассматривая доводы представителя ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Как следует из материалов дела, прокурор г.Тында, обращается с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, на которых распространяются положения Закона Амурской области №343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" заранее не определен. Под неопределенным кругом лиц (потребителей) законодателем понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Суд полагает, что в силу различных обстоятельств возможно изменение числа граждан-инвалидов, проживающих на территории <адрес>, инвалидами, в интересах которых заявлен иск в разное время могут быть граждане-инвалиды, которые являются таковыми в настоящее время или будут являться ими в будущем. Ни во время обращения прокурора в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ни в настоящее время невозможно определить, четко индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушены или могут быть нарушены ответчиком. Кроме того, обязанность ответчика по исполнению Закона Амурской области №343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" никоим образом не связана с количеством инвалидов, состоящих на учете в ГУ Амурской области «Центр занятости населения города Тында». Создание ответчиком определенного рабочего места для инвалида не является основанием для принуждения конкретного гражданина-инвалида на реализацию своего права на труд именно у данного ответчика на определенном рабочем месте. В соответствии со ст.2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Таким образом, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и Законом Амурской области №343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" от 07.07.2004 года №343-ОЗ прав инвалидов на свободу труда прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: Исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Балтийская строительная компания - Взрывпром», третьему лицу Государственному учреждению Амурской области «Центр занятости населения города Тында» об обязании создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов удовлетворить. Обязать Обществу с ограниченной ответственностью «Балтийская строительная компания - Взрывпром» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу выделить или создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Амурской области №343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории <адрес>" от 07.07.2004 года, о чем сообщить в Государственное учреждение Амурской области «Центр занятости населения города Тында». Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.А. Меринов Мотивированное решение принято судом