Исковое заявление о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тында              21 января 2011 года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Меринова В.А.,

при секретаре судебного заседания Артёмовой А.В.,

с участием заместителя Тындинского городского прокурора Осса В.Г.,

истца Меренковой О.Ю.,

представителя истца Красновой А.А.,

председателя Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района Василенко Ю.Н.,

представителей администрации Тындинского района Зюбиной М.А., Шурпан М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меренковой Ольги Юрьевны к Комитету администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района, Администрации Тындинского района, третьему лицу Муниципальному учреждению «Управление финансов администрации Тындинского района» о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе и взыскании компенсации причиненного морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Меренкова О.Ю. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она поступила на работу в муниципалитет Тындинского района на должность <данные изъяты> Комитета по управлению муниципальным имуществом ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она назначена на должность начальника отдела имущественных отношений Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района (далее - КУМИ) с размером должностного оклада <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. ДД.ММ.ГГГГ ее ознакомили с предупреждением (уведомлением) о сокращении ее должности с ДД.ММ.ГГГГ в связи с Распоряжением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации Тындинского района». ДД.ММ.ГГГГ ее ознакомили с Уведомлением о наличии вакантной должности руководителя сектора имущественных отношений КУМИ с размером должностного оклада <данные изъяты> рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с должности начальника отдела имущественных отношений КУМИ с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (по сокращению штатов работников организации). В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена с указанным приказом и ей была выдана на руки трудовая книжка. Свое увольнение по указанному основанию считает незаконным в силу следующих причин. Для того, чтобы увольнение по п.2 ч. 1ст. 81 ТК РФ было правомерным, необходимы одновременно пять условий, при отсутствии хотя одного из условий, увольнение по данному основанию является незаконным. Сокращение численности или штата работников является одним из мероприятий по улучшению деятельности организации, а также ее укомплектованию наиболее квалифицированными кадрами. Поэтому сокращение численности и штата производится, прежде всего, путем ликвидации вакантных мест. В данном случае имело место не сокращение штата работников, а переименование должностей сотрудников с одновременным понижением размеров окладов. Это видно из сопоставления штатных расписаний по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (утверждено распоряжением главы администрации ), и на ДД.ММ.ГГГГ. И в том и другом случае штатная численность составляет 6 человек, включая руководителя КУМИ, 2 руководителей отделов (секторов), руководителя-бухгалтера и 2 специалистов. При сопоставлении должностных Инструкций начальника отдела имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ и руководителя сектора имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ видно, что такие разделы как «Общие положения», «Права», «Ответственность», «Квалификационные требования» совершенно идентичны, причем в последнем случае квалификационные требования даже жестче (при меньшем окладе). Что касается раздела «Основные задачи и обязанности», то его пункты дословно повторяют друг друга, при некотором изменении нумерации. Так, п.2.3. должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ соответствует п.2.4. должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ; соответственно п.2.4. соответствует п.2.5.; п.2.5. соответствует п.2.7. и т.д. Таким образом, основной целью мероприятия, именуемого «сокращение штата администрации Тындинского района», является снижение размера заработной платы при прежнем объеме выполняемой работы. В данном случае изменений условий трудового договора, предусмотренных статьей 74 ТК РФ, не было и не предполагалось. Из изложенного видно, что сокращение штата КУМИ является фиктивным. В связи с незаконностью увольнения считает, что ответчик должен выплатить ей заработную плату за все время вынужденного прогула со дня увольнения до дня восстановления на работе из расчета среднемесячного заработка <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой из бухгалтерии. Незаконные действия ответчика причинили ей нравственные страдания, которые должны быть компенсированы в соответствии со ст. 151 ГК РФ и ст.394 Трудового кодекса РФ. Моральный вред оценивается ею в сумме 100 000 рублей. В данном учреждении она работает с ДД.ММ.ГГГГ, и тем неприятнее было потерять такую работу. К работе всегда относилась добросовестно; у нее никогда не было дисциплинарных взысканий и нарушений трудовой дисциплины. ДД.ММ.ГГГГ прошла очередная аттестация, по результатам которой она была признана соответствующей должности начальника отдела имущественных отношений КУМИ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ ей был присвоен очередной квалификационный разряд Советник муниципальной службы 3 класса. Постановлением главы администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ она была зачислена в Резерв кадров администрации Тындинского района на должность Председателя КУМИ Тындинского района. В ДД.ММ.ГГГГ году она поступила в <данные изъяты> на профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Юриспруденция» и получает второе высшее образование.

Просит суд признать незаконным приказ и.о. председателя комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить ее на работе в прежней должности начальника имущественных отношений комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании истец Меренкова О.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что она устроилась на работу с ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Тындинского района Комитет по управлению имуществом на основании проведенного конкурса. В течение трех лет она работала <данные изъяты>, затем была переведена <данные изъяты>, после двух лет работы с ДД.ММ.ГГГГ, была назначена на должность <данные изъяты> В связи с проводимыми мероприятиями Администрация Тындинского района ДД.ММ.ГГГГ ее ознакомили с предупреждением о сокращении ее должности. ДД.ММ.ГГГГ ей предложили ознакомиться с уведомлением о наличии вакантной должности руководителя сектора, которая относится к категории специалисты. От предложенной должности она отказалась, сказала, что на эту должность не согласится, поэтому приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с должности <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ ей была выдана трудовая книжка. С данным увольнением не согласна, потому что считает, что нарушен порядок увольнения, вакансии в Администрации имелись, потому что в Администрации производилось не только сокращение штатов, но и реструктуризация, изменение структуры Администрации, создавались новые отделы. Считает, что ее квалификация дает основания претендовать на другие вакантные должности, которые имелись в Администрации в момент увольнения. В связи с чем, на своих исковых требованиях настаивает. В части выплаты вынужденного прогула она от требований отказалась и судьей в этой части решение принято.

На вопросы сторон и суда дополнила, что в материалах ее личного дела все приказы подписаны мэром Администрации Тындинского района, то есть на работу она принималась в Администрацию Тындинского района, переводили ее на должность приказом главы Администрации Тындинского района, аттестацию в ДД.ММ.ГГГГ году она прошла по распоряжению главы Администрации Тындинского района. В соответствии с Федеральным законом 25 о муниципальной службе работодателем является Муниципальное образование Тындинский район, что было подтверждено судом кассационной инстанции. В отделе бухгалтерии имелась вакансия бухгалтера в течение полутора месяцев, в отделе уволились два специалиста, один специалист был принят, а одна вакансия была свободна до ДД.ММ.ГГГГ, затем в управлении финансов создавались новые отделы, там тоже были ставки главных специалистов, кроме того ст.81 ТК РФ предусматривает предлагать любые вакансии, которые по состоянию здоровья подходят. В распоряжении главы Администрации , указано, что в Управление образования введено семь новых вакансий с ДД.ММ.ГГГГ, они так же в перечень не включены, то есть перечень предоставлен Администрацией не полный, там больше 10 вакансий опять скрыто. Трудоустроить ее могли, из администрации увольняться она не собиралась, потому что поступила в академию госслужбы и не собиралась разрывать отношения с Администрацией. Ей должны были предложить имеющиеся вакансии и тем более выбор был. Комитет всегда был юридическим лицом, и всегда в нем был счет, но на работу она принималась главой Администрации. Все ее документы подписаны главой Администрации Тындинского района, кроме распоряжения об увольнении. Заработную плату до ДД.ММ.ГГГГ ей выдавал главный бухгалтер комитета. Медицинское страхование осуществляла Администрация Тындинского района. Просит требования о восстановлении на работе, компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворить.

Представитель истца Краснова А.А. суду пояснила, что все нормативные документы по КУМИ, Администрации района должны соответствовать Федеральным законам, в данном случае Конституции РФ, закону о муниципальной службе, Трудовому кодексу РФ, и всем остальным законам. В данном случае Администрация нарушила порядок увольнения муниципального служащего. ФЗ о федеральных и муниципальных служащих они идентичны, основаны на тех же нормах Конституции, на одних и тех же нормах Трудового кодекса, то есть порядок увольнения муниципальных служащих должен быть в строгом соответствии с трудовым законодательством. В данном случае работодателем является Администрация Тындинского района, именно Администрация приняла решение о сокращении штата, если она приняла это решение, она должна была трудоустроить работника. Была предложена должность в КУМИ, которая не устроила Меренкову О.Ю., на тот период имелось еще множество должностей во всей Администрации, им был представлен перечень вакантных должностей, кроме того, что было представлено, имелось еще множество вакансий по Администрации Тындинского района. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ введено семь вакансий хозяйственно-эксплуатационной группы управления образования, в том числе начальник, старший инспектор по кадрам, специалист первой категории, имелись вакансии в бухгалтерии, должность бухгалтера, которая была занята только в мае месяце и на момент увольнения Меренковой она была свободна, имелись вакансии 6 ставок в управлении финансов. Работодателем является Администрация Тындинского района и именно она должна предлагать все имеющиеся вакансии, однако ответчики не предоставили ни одного документа, свидетельствующего о том, что ими принимались какие-либо меры по трудоустройству. Считает, что порядок увольнения был нарушен и поэтому приказ об увольнении незаконный, поэтому работник должен быть восстановлен на работе в прежней должности.

Истец Меренкова О.Ю. была незаконно уволена с руководящей должности, что подорвало ее деловую репутацию. Ей не было предложено какой-либо другой вакансии. Меренкова О.Ю. молодая женщина, у нее много знакомых, которые интересуются, почему ее уволили, распространяют различные слухи. Морально выслушивать различные предположения ей очень сложно. Дальнейшая карьера, как руководителя, при таких обстоятельствах просто невозможна.

Представитель ответчика Зюбина М.А. суду пояснила, что в соответствии с Уставом Тындинского района, Тындинский район является муниципальным образованием.

Согласно ч.2 ст.136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2009 N 562 на 2010 год утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих области и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области,

В связи с тем, что за последние три года в районном бюджете доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета Тындинскому району было необходимо формировать на ДД.ММ.ГГГГ год расходы на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих с учетом нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и в пределах нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, установленных Постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2009 N 562.

Более того, указанным постановлением утверждена методика расчета нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих области для муниципальных образований области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, в которой в пункте 3 установлены нормативы численности выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих области.

Для муниципальных районов на ДД.ММ.ГГГГ года по начальникам отделов были установлены следующие нормативы: 12 человек в органах местного самоуправления района, в которые входит <адрес> городской совет народных депутатов, администрация Тындинского района с ее структурными подразделениями и контрольного органа.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Тындинского района превышала норматив, установленный Постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2009 N 562, в том числе и норматив численности начальников отделов администрации и ее структурных подразделений - 16 вместо допустимых 12-ти (поскольку Тындинский район относится к категории муниципальных образований с численностью населения от 15 до 20 тыс. человек).

На ДД.ММ.ГГГГ по штатному расписанию было 16 человек.

В связи с этим главой администрации Тындинского района было принято решение о сокращении штата администрации Тындинского района.

КУМИ в соответствии со статьей 45 Устава Тындинского района, пунктом 1.8. Положения о КУМИ является структурным подразделением (органом) администрации Тындинского района, в связи с чем, глава администрации Тындинского района утверждает штатное расписание КУМИ, принимает решение о введении новых штатных единиц и о сокращении штата КУМИ.

Распоряжением главы администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации района от 14.01.2010 №01-р «О сокращении штата администрации Тындинского района» принято решение об упразднении отдела имущественных отношений КУМИ с ДД.ММ.ГГГГ и сокращении с ДД.ММ.ГГГГ должностей начальника отдела имущественных отношений и ведущего специалиста отдела имущественных отношений КУМИ. Также с ДД.ММ.ГГГГ в КУМИ был введен сектор имущественных отношений и должности руководителя сектора и ведущего специалиста.

В ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение о сокращении штата. Распоряжением вносились изменения в первоначальное распоряжение.

С ДД.ММ.ГГГГ упразднялись отделы имущественных отношений и земельных отношений, сокращались должности начальников и специалистов указанных отделов. На основании ст.180 ТК РФ и распоряжения Меренкова О.Ю. была ознакомлена с предупреждением о сокращении с ДД.ММ.ГГГГ занимаемой ею должности начальника отдела. Согласно ч.1 ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности и штата работников организации, работодатель обязан предложить другую имеющуюся работнику вакантную должность в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса, истцу была предложена вакантная должность, что подтверждается документами, которые имеются материалами дела. Должность председателя, на которую она претендовала, не предлагалась, так как она не была вакантной, ее занимал Василенко Ю.Н., по другим должностям начальник отдела земельных отношений, главный бухгалтер ей не предлагались поскольку она не подходила по квалификационным требованиям.

Меренковой О.Ю. было вручено уведомление о наличии вакантных должностей от ДД.ММ.ГГГГ , ознакомиться и подписать которое она отказалась, в связи с чем был составлен акт о том, что в связи с предстоящим сокращением, ей вручено уведомление о наличии вакантных должностей, ознакомиться и подписать его она отказалась, один экземпляр уведомления остался у нее. Поскольку она не дала согласия на перевод на предложенную вакантную должность руководителя сектора имущественных отношений, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Меренкова О.Ю. была уволена с должности начальника сектора имущественных правоотношений ДД.ММ.ГГГГ по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ - по сокращению штата.

Вывод Меренковой О.Ю. о том, что в КУМИ не имело место сокращение работников не соответствуют действительности. Из копий штатных расписаний на ДД.ММ.ГГГГ год видно, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ штат КУМИ был сокращен.

ДД.ММ.ГГГГ истец была ознакомлена с приказом об увольнении и ей была выдана трудовая книжка, расчет с ней произведен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, КУМИ выполнил все действия, необходимые при проведении мероприятий по сокращению штата. Меренкова О.Ю. была уведомлена о должности, которую могла занимать по состоянию здоровья, была предупреждена за 2 месяца до увольнения, была ознакомлена под роспись с приказом об увольнении, ей была выдана трудовая книжка, и в надлежащий срок был произведен расчет. Все действия работодателя соответствуют закону.

Комитет действительно входит в структуру Администрации и при этом является юридическим лицом, это п.1- 8 и 1- 2 положения о КУМИ, в соответствии с п.5.1,5.2, 5.3.7, 5.3.8 положения Комитета председатель КУМИ назначается на должность и освобождается от должности главой Администрации района, в том числе руководства КУМИ и действует по доверенности от имени комитета, следовательно, комитет - структурное подразделение лишь в административных правоотношениях - структурное подразделение Администрации, но в трудовых отношениях он выступает самостоятельным юридическим лицом и действует отдельно от Администрации. В соответствии со ст.20 ТК РФ сторонами трудовых отношений является работодатель и работник, также ст.20 ТК РФ предусмотрено, что работодатель это физическое лицо, либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Работодатель один, а наниматели - разные, для работников Администрации - это глава администрации, для муниципальных служащих КУМИ - это председатель КУМИ. Для муниципальных служащих управлений финансовых отделов - это начальник управления финансов, для служащих управления образования - представителем нанимателя является начальник управления образования. Администрация района, КУМИ, управление финансов являются отдельными юридическими лицами.

Глава Администрации района, который действует от имени Администрации, не вступал в трудовые отношения с Меренковой с тех пор, как КУМИ приобрело статус юридического лица, в данном случае работодателем у истца выступал Комитет как юридическое лицо.

Часть 3 ст.81 ТК РФ гласит о том, что работодатель должен предлагать вакансии. Поскольку комитет не является работодателем, для муниципальных служащих администрации района, как юридического лица, председатель в лице Комитета не заключает с муниципальными служащими района трудовые договора. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст.22 ТК РФ именно работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату и осуществлять обязательное медицинское страхование, к которому относится и оплата расходов, связанных с медицинскими услугами, пособия по временной нетрудоспособности и т.д. Именно Комитет осуществлял эти действия, именно Комитет являлся работодателем для Меренковой, и поэтому Администрация не могла принимать никаких действий по ее трудоустройству, так как она не является ее работодателем.

На вопросы сторон и суда пояснила, что решение о сокращении численности штата в Администрации принимает совет, поскольку структуру принимает совет, потом делается распоряжение главы Администрации и после этого делается приказ руководителя учреждения. Меренкова была сокращена на основании приказа председателя КУМИ. Вакантных должностей, которые могла бы занимать Меренкова О.Ю. в КУМИ, не имелось. Администрация Тындинского района не обязана принимать мер к трудоустройству, поскольку Администрация Тындинского района не являлась работодателем истца.

Суду представила письменные возражения.

Представитель ответчика Шурпан М.Г. суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году был конкурс, в то время в КУМИ кадры вела она. Меренкова О.Ю. была принята и переведена на основании распоряжения мэра в начале ДД.ММ.ГГГГ года, потом ДД.ММ.ГГГГ году главой Администрации Тындинского района, но в ДД.ММ.ГГГГ году издается распоряжение главы Администрации Тындинского района, что КУМИ является самостоятельным лицом и ведет самостоятельно бухгалтерский баланс и кадры.

На вопросы сторон и суду дополнила, что, когда Меренкова О.Ю. уходила в отпуск, приказ подписывал не глава Администрации, а председатель комитета. Любые изменения, которые происходили с заработной платой, также подписывал председатель комитета, но не глава Администрации. В ДД.ММ.ГГГГ году были изменения по заработной плате. Дополнительное соглашение в ДД.ММ.ГГГГ году подписывала "свидетель", которая была председателем КУМИ. Дополнительное соглашение заключалось между "свидетель" и Меренковой.

Представитель ответчика Василенко Ю.Н. суду пояснил, что Комитетом полностью соблюдены все нормы трудового законодательства при сокращении Меренковой О.Ю. Ей за месяц была предложена вакантная должность, от которой она отказалась, заявление вручал лично он, подписывать его она отказалась. КУМИ стал юридическим лицом в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления главы Администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ, Положение зарегистрировано в налоговой инспекции ДД.ММ.ГГГГ. С этого момента комитет является отдельным юридическим лицом и в соответствии с ТК РФ является работодателем и представителем своих работников во всех структурных подразделениях, судах и иных органах. Поскольку комитетом были соблюдены все права, предусмотренные ТК РФ, просит в исковых требованиях отказать в полном объеме.

На вопросы сторон и суда дополнил, что решение о сокращении штата было принято Советом народных депутатов, после чего издавалось распоряжение главы Администрации. Штатное расписание по всем отделам утверждал глава Администрации. В уведомлении о предстоящем увольнении была указана должность <данные изъяты> КУМИ. Больше должностей не было.

Суду представил письменные возражения.

Свидетель "свидетель" суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года она работала председателем КУМИ Администрации района. Меренкова О.Ю. была принята на работу в Комитет в ДД.ММ.ГГГГ года на основании работы конкурсной комиссии. Данный конкурс проводила Администрация Тындинского района. Меренкова О.Ю. была принята на основании протокола конкурсной комиссии по распоряжению главы Администрации Тындинского района на должность ведущего специалиста. Трудовой договор был заключен с главой Администрации Тындинского района. Личные дела работников комитета хранились в управлении делами Администрации Тындинского района. Оформление документов осуществлялась силами работников Администрации Тындинского района. Формирование структуры и штатного расписания осуществлялось силами Администрации Тындинского района и подписывалось главой Администрации Тындинского района. Работников принимал глава Администрации Тындинского района, заключал с ними трудовой договор. Формирование штатного расписания, прием, сокращение работников все это осуществлялось силами Администрации. По Положению, да и по факту у Комитета не было ни финансовой, ни организационной самостоятельности. Дополнительное соглашение было оформлено в части изменения условий оплаты труда Меренковой О.Ю. на основании проведенной аттестации и присвоении ей очередного квалификационного разряда. Положение о КУМИ несколько раз корректировалось на основании того, что менялась законодательная база, которая была уже устаревшая и в связи с тем, что полномочия по управлению имуществом расширялись. По мере того, как расширялись полномочия, глава Администрации <адрес> вводил дополнительные единицы работников. Функций по приему на работу и оформлению трудовых договоров за ними закреплено не было. С того момента, когда она пришла на работу в Комитет, печать, штамп уже существовали, расчетного счета у комитета не было, однако право юридического лица было сразу. В конце ДД.ММ.ГГГГ года было распоряжение главы Администрации <адрес> о введении дополнительной ставки - главного бухгалтера и Комитет был выведен на самостоятельный бухгалтерский учет. В данном распоряжении было указано, что должна быть и кадровая ставка, однако кадрового работника не было. Ведение кадрового учета фактически осталось только на бумаге. Кадровое дело директоров различных предприятий района вели в комитете на основании Положения о КУМИ. Она являлась учредителем муниципальных предприятий и на этом основании вела кадровое делопроизводство по муниципальным предприятиям. Кадровое делопроизводство по КУМИ не вела на основании того, что функций работодателя ей никто не передавал. Администрация <адрес> и КУМИ - это два юридических лица. Истец состояла с Администрацией <адрес> то есть распоряжение о приеме на работу, трудовой договор было подписан главой Администрации. Меренкова являлась работником КУМИ, но подчинялась распоряжениям главы Администрации района. Работодателем для работников КУМИ она как председатель не являлась, так как являлась представителем работодателя - Администрации района. До ДД.ММ.ГГГГ Меренкова О.Ю. писала заявление на отпуск на главу Администрации, после ДД.ММ.ГГГГ года - писала на нее как на представителя работодателя. В КУМИ никогда не было конкурсной комиссии, данные функции были в Администрации района. Дополнительное соглашение с Меренковой О.Ю. было заключено в связи с присвоением ей квалификационного разряда. Полномочия по составлению трудовых договоров на нее никто не возлагал, она их просто подписывала как представитель работодателя. Квалификационный разряд Меренковой О.Ю. был присвоен на основании протокола квалификационной комиссии Администрации <адрес>

Выслушав объяснения сторон, свидетеля, заключение помощника прокурора, полагавшего, что исковые требования Меренковой О.Ю. о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 37, ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на труд и на судебную защиту его прав и свобод.

В силу ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что согласно Распоряжению мэра Тындинского района №22 от 07.02.2001 года Меренкова О.Ю. была принята на муниципальную службу в муниципалитет Тындинского района на старшую должность муниципальной службы категории «В» ведущим специалистом комитета по управлению муниципальным имуществом Тындинского района (л.д.40).

С ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Меренкова О.Ю. занимает должность начальника отдела имущественных отношений (л.д.41).

ДД.ММ.ГГГГ Меренкова О.Ю. была ознакомлена с предупреждением о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в Комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района сокращается должность начальника отдела имущественных отношений, которую она занимает (л.д.43).

ДД.ММ.ГГГГ Меренковой О.Ю. уведомлением о наличии вакантных должностей была предложена имеющаяся в Комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района вакантная должность руководителя сектора имущественных отношений с размером должностного оклада 3 195 рублей (л.д.44).

В связи с тем, что Меренкова О.Ю. не согласилась с предложенной ей должностью, приказом -л от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению штатов работников организации (л.д.42).

Не согласившись с данным приказом, Меренкова О.Ю. обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе, мотивируя незаконность приказа об увольнении тем, что ей не были предложены иные, имеющиеся в Администрации района и структурных подразделениях вакантные должности.

Согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

При этом суд исходит из того, что согласно п.29 указанного постановления Пленума, в соответствии с ч.3 ст.81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п.2 ч.1 ст.81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

Таким образом, суд сочтет увольнение в связи с сокращением штата работников организации правомерным, если работодателем будут соблюдены все условия, предусмотренные ст.81 ТК.

Сокращение численности или штата работников будет правомерным при условии, что сокращение численности или штата должно быть реальным (действительным), соблюдено преимущественное право на оставление на работе.

Согласно ч. 2 ст.136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В целях реализации ст.136 БК постановлением Правительства Амурской области №562 от 07 декабря 2009 года утверждена Методика расчета нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих области для муниципальных образований области, в бюджете которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.

Согласно сообщению МУ «Управление финансов администрации Тындинского района» в течение трех последних отчетных финансовых лет в районном бюджете доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений превышала 10 процентов собственных доходов районного бюджета (л.д.89).

Указанный факт не оспаривался Меренковой О.Ю. и доказательств, опровергающих факт превышения доли межбюджетных трансфертов над собственными доходами районного бюджета, ею не представлено.

Представителем ответчика представлен суду расчет нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что фактическая заработная плата согласно штатным расписаниям на ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> тыс.руб., заработная плата согласно нормативам, утвержденным постановлением Правительства Амурской области № 562 от 07.12.09 составляет <данные изъяты> тыс.руб., фактическая заработная плата согласно штатным расписаниям на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> тыс.руб. Указанный расчет подтверждает факт превышения расходов на оплату труда муниципальных служащих над установленными постановлением Правительства № 562 нормативами.

В соответствии с п.3 Методики расчета нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих области норматив начальников отдела в муниципальных отделах при численности населения от 15 до 20 тыс.чел. - 12 человек.

Согласно Положению о комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района комитет является юридическим лицом, входит в структуру администрации Тындинского района (п.1.2, 1.7 Положения) (л.д.34-38).

На основании п.1 с.47 Устава Тындинского района глава администрации Тындинского района разрабатывает и представляет на утверждение <адрес> районного Совета народных депутатов структуру администрации района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации (л.д.124-152).

Распоряжением и.о.главы администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации Тындинского района» с ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении администрации, имеющем статус юридического лица, - Комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района упразднены отдел имущественных отношений и отдел земельных отношений; введены сектор имущественных отношений и отдел земельных отношений и природопользования; сокращены должности начальник отдела имущественных отношений, ведущий специалист отдела имущественных отношений, начальник отдела земельных отношений, главный специалист отдела земельных отношений по информационно-техническому обслуживанию, главный специалист по правовым вопросам и охране окружающей среды, руководитель сектора - главный бухгалтер; введены должности руководитель сектора имущественных отношений, ведущий специалист сектора имущественных отношений, начальник отдела земельных отношений и природопользования, ведущий специалист отдела земельных отношений и природопользования по информационно-техническому обслуживанию, главный специалист - главный бухгалтер (л.д.13-14).

Доводы истицы Меренковой О.Ю. о том, что в КУМИ имело место не сокращение штата работников, а переименование должностей сотрудников с одновременным понижением оклада, суд полагает необоснованными и опровергающимися распоряжением главы администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено штатное расписание администрации Тындинского района с ДД.ММ.ГГГГ. Из штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в штате Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района состоит семь должностей: председатель комитета, начальник отдела земельных отношений, руководитель сектора - главный бухгалтер, начальник отдела имущественных отношений, главный специалист земельных отношений, специалист по правовым вопросам, ведущий специалист (л.д.46,47-48).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Тындинского района утверждено штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ, в котором уже состоят шесть должностей: председатель комитета, главный специалист - главный бухгалтер, начальник отдела земельных отношений и природопользования, главный специалист отдела земельных отношений и природопользования, руководитель сектора имущественных отношений, ведущий специалист (л.д.49-50).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сокращение штата работников Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района было действительным, решение о сокращении штата принято главой администрации Тындинского района в пределах полномочий, предоставленных ему уставом Тындинского района.

К аналогичному выводу о действительном сокращении штата работников пришла и судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда в определении от ДД.ММ.ГГГГ.

Исследуя вопрос о соблюдении ответчиком порядка увольнения Меренковой О.Ю., суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ч. 2 ст. 23 указанного выше закона при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области" прекращение муниципальной службы осуществляется в порядке и случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Уставом Тындинского района дополнительные гарантии при увольнении муниципального служащего при сокращении штата не предусмотрены.

Согласно ч.1 ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

В силу ст.81 увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно п.29 постановления Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

При увольнении по данному основанию представителю нанимателя (работодателю) следует помнить, что трудовым законодательством установлено преимущественное право на оставление на муниципальной службе некоторых категорий работников.

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ТК РФ, ст. 179). Имеются и другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Таким образом, законодателем предусмотрено, что при проведении на предприятии, в организации, учреждении мероприятий по сокращению штата или численности работников, перевод увольняемого работника с его согласия на другую работу, которую он может выполнять, является обязанностью работодателя.

Из материалов дела следует, что на момент увольнения Меренковой О.Ю. ей была предложена вакантная должность только в Комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района.

Истец Меренкова О.Ю. полагает, что Комитет всегда был юридическим лицом, а в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" ее работодателем является Муниципальное образование Тындинский район, что было также подтверждено судом кассационной инстанции, поэтому ответчик должен был предложить ей все имеющиеся вакансии должностей в администрации Тындинского района, всех ее структурных подразделениях и отделах.

Ответчики же напротив считают, что работодателем Меренковой О.Ю. выступал КУМИ как юридическое лицо, хотя он и является структурным подразделением Администрации Тындинского района. Администрация района не могла принимать никаких действий по трудоустройству истца, поскольку она не является ее работодателем.

Для правильного разрешения возникшего спора важным обстоятельством, имеющим значение для дела, по мнению суда, является установление полномочий работодателя истца Меренковой О.Ю.

Изучив представленные доказательства, суд находит доводы истца Меренковой О.Ю. о том, что функции работодателя выполняет Администрация Тындинского района обоснованными и заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Согласно ч.2, 3 ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно материалам личного дела работника заявление о приеме на работу Меренкова О.Ю. подавала на имя мэра Тындинского района и была принята на работу на основании решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ .

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Меренкова О.Ю. принята на муниципальную службу в муниципалитет Тындинского района на старшую должность муниципальной службы категории «В» - <данные изъяты> Комитета по управлению муниципальным имуществом Тындинского района переводом из <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с окладом согласно штатному расписанию. Указанное распоряжение подписано мэром района <данные изъяты>

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Меренкова О.Ю. переведена на должность главного специалиста комитета по управлению муниципальным имуществом. Приказ подписан главой администрации района <данные изъяты>

Приказом Администрации Тындинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжении трудовых отношений» Меренкова О.Ю. переведена на должность начальника отдела имущественных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом. Приказ подписан главой администрации района <данные изъяты>

Указанной выше датой ДД.ММ.ГГГГ между Меренковой О.Ю. и главой администрации Тындинского района был заключен трудовой договор о выполнении работы Меренковой О.Ю. в должности начальника отдела имущественных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом. Дополнениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , представителем работодателя в лице председателя Комитета "свидетель" и Меренковой О.Ю., в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п.1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.6, 1.1.9 и 1.1.10.Согласно пункту 2 дополнений к трудовому договору: остальные условия вышеуказанного трудового договора, не затронутые настоящим дополнением, остаются неизменными.

В судебном заседании исследовалась также должностная инструкция начальника отдела имущественных отношений комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района Меренковой О.Ю. (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), из которой следует, что начальник отдела имущественных отношений Комитета назначается и освобождается от должности главой администрации района по согласованию с председателем Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Меренковой О.Ю. прекращен на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ - по сокращению штатов работников организации. Основание прекращения (расторжения) трудового договора: предупреждение (уведомление) от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ ; уведомление работника о наличии вакантных должностей.

Факт наличия трудовых отношений между работником Меренковой О.Ю. и Администрацией Тындинского района подтверждается и Уставом Тындинского района, из которого следует, что структуру органов местного самоуправления района составляют: представительный орган - <адрес> совет народных депутатов; глава Тындинского района; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Администрации Тындинского района); контрольный орган муниципального образования - ревизионная комиссия <адрес> (ч.1 ст.45).

Согласно ч.2 ст.45 Устава в состав администрации района входят глава администрации района, первый заместитель, заместители главы администрации, а также управления, комитеты, отделы, комиссии и другие структурные подразделения администрации района, созданные в соответствии со схемой управления районом и реализующие исполнительные, распорядительные и организационные функции в конкретной сфере управления.

В силу ч.1 ст.46 Устава Администрацией района руководит глава администрации района на принципах единоначалия.

В соответствии с ч.1 ст.47 Устава к компетенции главы администрации района в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности относится заключение от имени администрации муниципального района договоры в пределах своей компетенции; разработка и представление на утверждение <адрес> Совета народных депутатов структуры Администрации Тындинского района, формирование штата администрации в пределах, утвержденных в бюджете средств на содержание Администрации.

Согласно п.1.1 Положения о КУМИ - Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района является муниципальным органом исполнительной власти Тындинского района, наделенным полномочиями в соответствии с законодательными актами РФ, субъекта РФ и органов местного самоуправления Тындинского района …

Комитет является юридическим лицом… /п.1.2/.

Комитет входит в структуру администрации Тындинского района /п.1.7/ и финансируется исключительно из бюджета Тындинского района, то есть не имеет самостоятельных доходов и источников финансирования.

Согласно п.5.1, п.5.2, 5.3.7, п.5.3.8 Положения о Комитете, председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности главой администрации района, осуществляет руководство Комитетом на принципах единоначалия, действует без доверенности от имени Комитета.

Данным Положением председателю Комитета не предоставлено право формировать структуру Комитета, разрабатывать штатное расписание Комитета, устанавливать размер заработной платы, принимать и увольнять работников Комитета.

В данном случае решение о сокращении штата Администрации Тындинского района, в том числе и Комитета Администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района принималось главой Администрации Тындинского района в пределах его полномочий.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района является структурным подразделением Администрации Тындинского района, наряду с Управлением финансов, Управлением образования Администрации Тындинского района.

Согласно вышеперечисленных нормативных актов, председатель Комитета является лишь представителем работодателя и исполнителем распоряжений Главы Администрации Тындинского района.

Поскольку Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района является структурным подразделением Администрации Тындинского района, решение о сокращении штата Комитета Администрации Тындинского района принималось главой Администрации Тындинского района в пределах его полномочий, Администрация Тындинского района в силу ст.180, ст.81 ТК РФ обязана была предложить Меренковой О.Ю. все имеющиеся а Администрации Тындинского района, во всех структурных подразделениях и отделах, вакансии, соответствующие ее квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую она могла выполнять с учетом ее состояния здоровья.

Из материалов дела следует, что на момент предупреждения истца об увольнении, увольнения истца в Администрации Тындинского района имелось несколько вакансий, в том числе, на ДД.ММ.ГГГГ в Управлении финансов - начальник отдела и 2 главных специалиста; в хозяйственно-эксплуатационной группе Управления образования Администрации Тындинского района - начальник, старший инспектор по кадрам, специалист 1 категории - 4 единицы; в отделе бухгалтерии - должность бухгалтера; в Управлении финансов - 6 ставок.

Однако, в нарушение указанных выше норм, и принципа социальной защищенности муниципального служащего, ДД.ММ.ГГГГ истцу Меренковой О.Ю. была предложена только вакансия руководителя сектора имущественных отношений в Комитете Администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района. Иные, имеющиеся в Администрации района должности, ей предложены не были. Доказательств обратного суду не представлено.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Меренковой О.Ю. было выдано предупреждение о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в Комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района сокращается должность начальника отдела имущественных отношений, которую она занимает (л.д.43).

ДД.ММ.ГГГГ истец была уведомлена о предстоящем сокращении должности, которую она занимает, ей была предложена вакантная должность в Комитете администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района, соответствующая ее квалификации, от предложенной вакансии Меренкова О.Ю. отказалась. В связи с чем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42) она была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению штатов работников организации.

Однако, учитывая, что Меренковой О.Ю. не были предложены иные, имеющиеся в Администрации Тындинского района должности, соответствующие ее квалификации, суд находит установленным, что работодателем не был соблюден установленный законом порядок увольнения Меренковой О.Ю.

По указанным основаниям суд находит доводы ответчика о соблюдении порядка увольнения Меренковой О.Ю. необоснованными.

Довод представителей ответчиков о том, что приказы о предоставлении отпуска работнику Меренковой О.Ю. подписаны председателем Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района "свидетель", а затем <данные изъяты> судом во внимание не принимается, поскольку Трудовой кодекс РФ не содержит императивного указания о подписании указанных документов именно работодателем/нанимателем (главой Администрации).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Меренковой О.Ю. требований о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении на работе.

Истцом Меренковой О.Ю. было заявлено требование о взыскании с ответчика в её пользу компенсации причиненного морального вреда в сумме 100 000 рублей.

Согласно ч.2 ст.237 и ч.7 ст.394 ТК РФ в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В судебном заседании достоверно установлено, что действия работодателя при увольнении Мерековой О.Ю. являются неправомерными, нарушающими ее трудовые права, закрепленные законодательством, причинение морального вреда является следствием этих действий. Действиями Администрации Тындинского района были нарушены не только трудовые права Меренковой О.Ю., но и ее конституционное право на труд, предусмотренное ст.37 Конституции РФ. Суд полагает, что незаконным увольнением истцу причинены нравственные страдания из-за невозможности выполнять прежнюю трудовую функцию или продолжить активную трудовую деятельность из-за потери работы по вине работодателя.

Однако, суд не может согласиться с суммой морального вреда, заявленного Меренковой О.Ю. Требуемая истцом сумма компенсации морального вреда не соответствует конкретным обстоятельствам дела, степени вины работодателя, характеру и длительности страданий истца. Не соответствует она и требованиям закона о разумности и справедливости денежной компенсации морального вреда. Согласно п.1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст.51, 1099, 1101 ГК РФ суд полагает, что исковое требование о компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей несоразмерно причиненному моральному вреду и подлежит удовлетворению частично, в сумме 20 000 рублей.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с ч. 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истец Меренкова О.Ю. пояснила, что в связи с рассмотрением дела она понесла расходы на оформление доверенности на сумму 500 рублей. Таким образом, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Также истец просит взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей, о чем предоставила суду договор об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию б/н от ДД.ММ.ГГГГ, расходы на оформление доверенности на сумму 500 рублей,

В данном случае законодателем и сложившейся судебной практикой предусмотрено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 56 ГПК РФ).

С учетом требования закона о разумности возмещения расходов, сложности рассматриваемого дела, суд приходит к выводу, что ходатайство о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению частично в размере 15 000 рублей.

Взыскиваемая сумма подлежит взысканию с Администрации Тындинского района, поскольку Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района входит в структуру администрации Тындинского района и финансируется исключительно из бюджета Тындинского района, то есть не имеет самостоятельных доходов и источников финансирования.

Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии со ст. 195 ч.2 ГПК РФ основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и не может выйти за рамки заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Меренковой Ольги Юрьевны к Комитету администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района, Администрации Тындинского района, третьему лицу Муниципальному учреждению «Управление финансов администрации Тындинского района» о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе и взыскании компенсации причиненного морального вреда удовлетворить частично.

Приказ исполняющего обязанности председателя Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении трудового договора с Меренковой Ольгой Юрьевной признать незаконными и отменить.

Восстановить Меренкову Ольгу Юрьевну на работе в прежней должности - <данные изъяты> Комитета администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района с момента незаконного увольнения ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации Тындинского района в пользу Меренковой Ольги Юрьевны компенсацию причиненного морального вреда в размере 20000 /двадцать тысяч/ рублей 00 копеек.

Взыскать с Администрации Тындинского района в пользу Меренковой Ольги Юрьевны судебные расходы в сумме 15500 /пятнадцать тысяч пятьсот рублей/ рублей 00 копеек.

Решение суда о восстановлении Меренковой Ольги Юрьевны на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          В.А. Меринов