Исковое заявление о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года                                                                                                                     г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

с участием истицы Магириной С.И.,

представителя истца Решетовой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчиков Бухмостова П.С., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Бакулиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магириной <данные изъяты> к Государственному учреждению «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по <адрес>», Главному управлению МЧС России по <адрес>, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Магирина С.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по <адрес>» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, в обоснование заявленных требований указала следующее. Она проживает по адресу: <адрес> с 1984 года. В указанную квартиру она заселилась как член семьи нанимателя - мужа - <данные изъяты>. Жилое помещение - <адрес> была предоставлена ее мужу в августе 1981 года для постоянного проживания. На основании решения Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «3 пожарная часть ФПС <адрес>» заключило с ней договор социального найма. В квартире она проживает одна. Квартира находится в федеральной собственности и передана в оперативное управление ГУ «3 пожарная часть федеральной противопожарной службы по <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с просьбой передать в собственность занимаемое ею жилое помещение. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в передаче в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в связи с тем, что имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной службы не подлежит приватизации. Считает, что при ответе руководитель ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» не учел, что к имуществу Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной службы отнесен только служебный жилой фонд. О жилом фонде, по которому решение о придании статуса служебного жилого фонда не принято, нет и слова. В ранее состоявшемся судебном заседании однозначно установлено, что жилое помещение, являющееся предметом спора, не является помещением, включенным в фонд коммерческого или служебного, или иного пользования. Считает, что отказ в передаче ей в собственность <адрес>, расположенной в <адрес> является неправомерным. Ранее она не участвовала в приватизации жилых помещений. Она фактически не может воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным ей законом, поскольку ответчик уклоняется от оформления передачи квартиры, в которой она проживает на условиях социального найма, в ее собственность. Квартира, в которой она зарегистрирована и проживает, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, служебным жилым помещением. В связи с этим, считает, что ограничений для передачи квартиры, в которой она проживает, в собственность законом не установлено. Просит обязать Государственное учреждение «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы <адрес>» передать Магириной <данные изъяты> в собственность бесплатно в порядке приватизации квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Определением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Главное управление МЧС России по <адрес>, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил. Судом признана неявка представителя неуважительной.

На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела без участия представителя ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Представитель ответчика ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» в своем письменном отзыве на исковое заявление указал следующее. Спорное помещение (<адрес> по адресу <адрес>) расположено в здании пожарного депо, является федеральной собственностью, закрепленной собственником РФ за ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» на праве оперативного управления. ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» не может осуществлять все полномочия собственника в силу того, что право оперативного управления, закрепленное за ним, является ограниченным видом осуществления правомочий. Согласно письму территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество) от ДД.ММ.ГГГГ жилищный фонд, находящийся в собственности РФ, является федеральным имуществом, управление которым является функцией Росимущества. В силу ст. 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны не подлежит приватизации. В исковом заявлении истец искажает Перечень имущества пожарной охраны, прилагаемый к приказу МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , указывая, что не подлежит приватизации имущество ГПН, но к этому имуществу отнесен только служебный жилой фонд. В действительности согласно Перечню имущества пожарной охраны к имуществу пожарной охраны относится движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, в число которых входят здания, сооружения, установки, помещения и служебный жилой фонд пожарной охраны. Помещения, расположенные по адресу <адрес>, предназначены исключительно для временного проживания граждан на период их службы или прохождения службы. Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации подлежат только жилые помещения, тогда как здание пожарного депо с административно-жилым комплексом согласно свидетельству о государственной регистрации объектом права является административное жилое здание, назначение не жилое. Административно-жилой комплекс по адресу <адрес> является имуществом федеральной противопожарной службы, необходимым ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» для осуществления возложенных на него государственных задач. Пожарное депо на 5 пожарных автомашин с административно-жилым комплексом находится на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 7607 кв.м., являющемся собственностью Российской Федерации и переданном на праве постоянного бессрочного пользования для эксплуатации объектов пожарной части по адресу <адрес> ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>». В случае заключения договора приватизации, к истцу одновременно с правом собственности на жилое помещение перейдет право общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок. Оформление долевой собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, являющийся федеральной собственностью, действующим законодательством РФ не предусмотрен. Здание пожарного депо на 5 пожарных автомашин с административно-жилым комплексом является одним имущественным неделимым комплексом, согласно Свидетельству о государственной регистрации права, техническому паспорту, где указано, что комплекс связан едиными коммуникациями (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение), имеется единый фундамент, единый земельный участок. Таким образом, здание функционирует как единый объект недвижимости и обладает признаками неделимой вещи. Кроме того, обеспечение здания пожарного депо на 5 пожарных автомашин с административно-жилым комплексом коммунальными услугами осуществляется по общим коммуникациям, что подтверждается государственными контрактами с МУП «<данные изъяты> город»; ОАО «<данные изъяты>»; МУП «<данные изъяты>» МУП «<данные изъяты>»; МУП «<данные изъяты>». Совладение единым неделимым комплексом здания пожарного депо разными лицами, не имеющими между собой никакой юридической связи, невозможно, поскольку при реализации прав долевыми собственниками будут созданы препятствия для использования имущества федеральной противопожарной службы в соответствии с целями деятельности и задачами, стоящими перед федеральной противопожарной службой, за исполнение которых учреждение несет ответственность перед государством. Просит в удовлетворении исковых требований Магириной С.И. отказать. (л.д.48-50).

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в своем письменном отзыве на исковое заявление указал следующее. Сведения о <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствуют. Административное здание общей площадью 1788, 1 кв.м. с административно - жилым комплексом, расположенное по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, в котором расположен спорный объект недвижимости, находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ГУ «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по <адрес>». Статьей 11 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что имущество государственной противопожарной службы приватизации не подлежит. Согласно п. 4 Перечня имущества пожарной охраны, утвержденного Приказом начальника главного управления противопожарной службы МВД РФ от 11 июля 1996 года № 42, к имуществу пожарной охраны относятся, в частности, здания, сооружения, установки, помещения и служебный жилой фонд пожарной охраны. Как видно из материалов дела, с Магириной С.И. заключен договор социального найма. Согласно п. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Административное здание с административно-жилым комплексом составляет единый объект недвижимости, являющийся имуществом противопожарной службы, следовательно, не подлежит приватизации. Кроме того, спорный объект недвижимого имущества находится на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 7607 кв.м, являющемся собственностью Российской Федерации и переданном на праве постоянного (бессрочного) пользования ГУ «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по <адрес>». Категория земель указанного земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты пожарной части. В случае заключения договора приватизации, к Магириной С.И. одновременно с правом собственности на жилое помещение перейдет право общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок. Оформление долевой собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, являющийся федеральной собственностью, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. ТУ Росимущества в <адрес> просит суд в удовлетворении исковых требований Магириной С.И. отказать. (л.д.107-109).

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по <адрес> в своем письменном отзыве на исковое заявление указал следующее. Главное управление МЧС России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как спорное имущество принадлежит на праве оперативного управления ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>», которое является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается учредительными документами (Уставом, свидетельствами о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет). Магирина С.И. проживает в административно-жилом помещении ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» с 1981 года. Данное помещение состоит на балансе и принадлежит ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» на праве оперативного управления. Согласно свидетельству о государственной регистрации права объектом права является административное жилое здание с назначением - нежилое. Здание пожарного депо с административно жилым комплексом является одним имущественным неделимым комплексом. Из данных положений следует, что жилые помещения, входящие в состав единого имущественного комплекса, находящегося в ведении органов пожарной охраны, не подлежат приватизации. В ином случае лица, получившие право собственности на жилые помещения в силу ст. 290 ГК РФ одновременно приобретают долю в праве собственности на общее имущество здания, имеющего жилые и административные помещения. В результате возникновения общей собственности, распоряжение и пользование которой согласно ст. ст. 246, 247 ГК РФ осуществляется долевыми собственниками совместно, создаются препятствия для использования имущества пожарной охраны в соответствии с целями ее деятельности, что прямо противоречит требованиям закона о недопустимости приватизации имущества пожарной охраны. Довод истца о том, что в соответствии с Приложением к приказу МВД России от 11.07.1996 г. № 42 к перечню имущества пожарной охраны отнесен только служебный жилой фонд, не состоятелен. В соответствии с п. 4 Перечня имущества пожарной охраны, утвержденного Приказом главного управления противопожарной службы МВД РФ от 11 июля 1996 года № 42, к имуществу пожарной охраны относятся, в части, имущественные комплексы федерального органа управления Государственной противопожарной службы; специальных подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления; пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений; территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления, предприятий Государственной противопожарной службы, а также органов управления и подразделений других видов пожарной охраны, в состав которых входят все виды имущества, предназначенные для деятельности пожарной охраны, включая права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие эти комплексы, их продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, жилые помещения в составе единого имущественного комплекса находящегося в оперативном управлении ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>», которые не могут быть обособлены и использоваться самостоятельно, не подлежат приватизации независимо от их статуса как служебного или социального жилого фонда. Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектами изъятыми из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. На основании изложенного совладение единым неделимым комплексом здания пожарного депо разными лицами, не имеющими между собой никакой юридической связи невозможно, в силу того, что в результате возникновения общей собственности будут созданы препятствия для использования имущества федеральной противопожарной службы в соответствии с целями деятельности и задачами, стоящими перед федеральной противопожарной службой. Следовательно, здание пожарного депо, которое имеет в своем составе спорное помещение, не может быть отчуждено по частям всем желающим, которые проживают в данном имущественном комплексе, не может обособлено использоваться несколькими собственниками самостоятельно, именно в силу прямого запрета ст. 11 ФЗ "О пожарной безопасности", так как согласно ст. 4 указанного закона основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, но никак не оказание услуг ЖКХ гражданам, проживающим в здании пожарного депо, предоставленного ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» государством. Просит признать Главное управление МЧС России по <адрес> ненадлежащим ответчиком по данному иску и Магириной <данные изъяты> в исковых требованиях отказать. (л.д.44-47).

Истица Магирина С.И. в судебном заседании уточнила исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила обязать ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» передать ей в собственность бесплатно в порядке приватизации квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Представитель истца Решетова Л.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, суду пояснила, что истица проживает по адресу: <адрес> 26 лет, с ней заключен договор социального найма, что дает ей право на передачу квартиры в собственность, в чем ей было отказано. Считает отказ в передаче Магириной С.И. квартиры в собственность неправомерным. Согласно решению Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое имеет для рассматриваемого дела преюдициальное значение, здание по <адрес> в <адрес> состоит из двух самостоятельных, отдельных друг от друга частей - административной части, которая находится на первом этаже здания и жилых квартир, которые расположены на втором и третьем этажах. Довод ответчика о том, что спорная квартира входит в состав единого имущественного комплекса, составляет единый объект недвижимости, несостоятелен. Жилое помещение, занимаемое истицей на основании договора социального найма, эксплуатируется обособленно от административного здания, в котором находится. Оно имеет самостоятельный вход, самостоятельные инженерные коммуникации. За весь период эксплуатации здания руководство пожарной части ни разу не выполняло работы по ремонту и надлежащему содержанию жилых помещений, а также инженерных коммуникаций, обслуживающих эти помещения, что также свидетельствует об их изолированности от иного имущества пожарной части. За весь период пользования жилым помещением истица никогда не чинила препятствий в осуществлении пожарной службы. Ее проживание в квартире никак не влияет на деятельность пожарной части. Доводы представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом о том, что при заключении с истцом договора приватизации к ней одновременно перейдет право общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок являются несостоятельными. Применение аналогии права, а именно положений ст. 290 ГК РФ, на что ссылается представитель ответчика в данном конкретном случае невозможно. Анализ ст. 6 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что аналогия закона применяется тогда, когда в законе обнаруживается пробел, то есть те или иные общественные отношения, которые являются предметом судебного рассмотрения и нуждаются в связи с этим в правовом регулировании, но такое правовое регулирование отсутствует. В настоящем споре истица не затрагивает вопросы передачи в долевую собственность части земельного участка либо части административного здания, либо иного имущества. Истец предъявила иск только о передаче в собственность жилого помещения. Предметом данного спора является конкретное жилое помещение. Спорная квартира находится не в многоквартирном доме, а в административно-жилом здании, поэтому истица не сможет претендовать на долю в праве собственности на здание и земельный участок. Даже если принимая аналогию закона, не смотря на то, что общее имущество многоквартирного дома находится в общей долевой собственности, собственники практически лишены своих правомочий, в частности они не могут произвести отчуждение этого имущества или разделить его. Отношения же по приватизации жилых помещений урегулированы законом «О приватизации жилищного фонда в РФ», который и подлежит применению при разрешении данного спора. Истицей не ставится и не будет ставиться вопрос о праве собственности на здание, в котором находится спорная квартира и на земельный участок, поскольку эти требования породили бы для нее дополнительные материальные затраты, связанные с содержание общего имущества. Приватизация истцом спорного жилого помещения не может повлиять на права ответчика. С 1984 года, проживая в квартире, Магирина никак не повлияла на исполнение пожарной частью своих непосредственных обязанностей по пожаротушению. Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Положениями ст. 5 указанного закона предусмотрено, что государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. Действительно, в соответствии со ст. 11 данного закона имущество государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит. Однако в данном случае само по себе данное обстоятельство не может являться основанием к отказу в приватизации спорного жилого помещения. Фактически, отказывая в приватизации спорного жилого помещения, истицу лишают ее единственного возможного шанса (поскольку другого жилья, занимаемого на основании договора социального найма и подлежащего приватизации у нее нет) на бесплатное приобретение жилья.

Представитель ответчиков Бухмостов П.С. исковые требования не признал, суду пояснил, что ГУ МЧС России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, ни в каких отношениях с Магириной С.И. не состоит. Согласно техническому паспорту здание пожарного депо с административно жилым комплексом является одним имущественным неделимым комплексом, который связан едиными коммуникациями (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение), имеется единый фундамент, единый земельный участок. Обеспечение квартиры занимаемой истцом теплоснабжением, водоснабжением, отпуск воды и прием сточных вод, вывоз твердых бытовых отходов осуществляется по единым тепло- и водосетям здания на основании государственных контрактов, заключенных ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» с соответствующими организациями в отношении всего административно-жилого комплекса. Из данных положений следует, что жилые помещения, входящие в состав единого имущественного комплекса, находящегося в ведении органов пожарной охраны, не подлежат приватизации. В ином случае лица, получившие право собственности на жилые помещения в силу ст. 290 ГК РФ одновременно приобретают долю в праве собственности на общее имущество здания, имеющего жилые и административные помещения. В результате возникновения общей собственности, распоряжение и пользование которой согласно ст. ст. 246, 247 ГК РФ осуществляется долевыми собственниками совместно, создаются препятствия для использования имущества пожарной охраны в соответствии с целями ее деятельности, что прямо противоречит требованиям закона о недопустимости приватизации имущества пожарной охраны. Здание не может быть отчуждено по частям в силу закона.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец вселилась в <адрес> в 1984 году в качестве члена семьи нанимателя Магирина Ю.М., которому была предоставлена данная квартира для постоянного проживания.

ДД.ММ.ГГГГ между ГУ «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по <адрес>», действующего на основании Устава, зарегистрированного в Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ АА 301362 (наймодатель) и Магириной С.И. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из трех комнат общей площадью 94,80 кв.м., в том числе жилой 62,6 кв.м., находящееся в административном жилом здании по адресу: <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг в том числе: электроснабжение, холодное водоснабжение, ассенизация, горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление).

Согласно данным технического паспорта, изготовленного <адрес> отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> расположена в административном жилом здании, жилая площадь квартиры составляет 62,6 кв.м.

Административно-жилое здание по <адрес> в <адрес> на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, акта о приеме-передаче объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ , Устава ГУ «№ ПЧ ФПС по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ административное, жилое здание, назначение: нежилое, 3-этажный, общая площадь 1788,1 кв.м. по адресу: <адрес> учреждению «3 пожарная часть федеральной противопожарной службы по <адрес>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец Магирина С.И. обратилась к ответчику ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» с заявлением о передаче ей на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации в собственность занимаемого ею жилого помещения по адресу: <адрес>.

Из письма ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Приказу ГУ ГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня имущества пожарной охраны» и ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны не подлежит приватизации. Таким образом, передача Магириной С.И. в собственность жилого помещения по адресу <адрес> приведет к существенному нарушению прямого запрета, установленного законодательством.

Исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают обстоятельства проживания истца в спорном помещении более 25 лет, именно как в жилом помещении, несмотря на наличие статуса нежилого у административного, жилого здания по <адрес> в <адрес>, в состав которого входит спорная квартира.

Статьей 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истец проживает в жилом помещении, предоставленном ей на основании договора социального найма, следовательно, обладает правом на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Между тем, судом установлено, что жилое помещение, занимаемое истцом по договору социального найма, расположено в трехэтажном здании пожарного депо на 5 автомашин с административно-жилищным комплексом, общей площадью 7607 кв.м.

Согласно ч.3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.

Перечень такого имущества утвержден Приказом ГУГПС МВД РФ от 11.07.1996 года №42, согласно которому к имуществу пожарной охраны относится движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач в том числе: земельные участки, используемые пожарной охраной; здания, сооружения, установки, помещения и служебный жилой фонд пожарной охраны; имущественные комплексы федерального органа управления Государственной противопожарной службы; специальных подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления; пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений; территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления, предприятий Государственной противопожарной службы, а также органов управления и подразделений других видов пожарной охраны, в состав которых входят все виды имущества, предназначенные для деятельности пожарной охраны, включая права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие эти комплексы, их продукцию, работы и услуги (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Из данных положений следует, что жилые помещения, входящие в состав единого имущественного комплекса, находящегося в ведении органов пожарной охраны, не подлежат приватизации ввиду особой значимости деятельности указанных формирований. В ином случае, лица, получившие право собственности на жилые помещения, в силу ст.ст. 290 ГК РФ, 36, 38 ЖК РФ, применяемых по аналогии закона, одновременно приобретают долю в праве собственности на общее имущество здания, имеющего жилые и административные помещения, а также земельный участок, на котором расположен административно-жилой комплекс. В результате возникновения общей собственности, распоряжение и пользование которой согласно ст.ст. 246, 247 ГК РФ осуществляется долевыми собственниками совместно, создаются препятствия для использования имущества пожарной охраны в соответствии с целями ее деятельности, что прямо противоречит требованиям закона о недопустимости приватизации имущества пожарной охраны. Доводы истицы о том, что она не претендует и не будет претендовать на долю в праве собственности на общее имущество здания и земельный участок суд полагает не состоятельным по вышеуказанным основаниям, кроме того, данные доводы являются предположительными.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят:федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Из Устава ГУ «3 пожарная часть федеральной противопожарной службы по <адрес>», утвержденного приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГУ «3 пожарная часть федеральной противопожарной службы по <адрес>» является подразделением федеральной противопожарной службы.

Таким образом, жилые помещения в составе единого имущественного комплекса, находящегося в оперативном управлении ГУ «3 пожарная часть федеральной противопожарной службы по <адрес>», которые не могут быть обособлены и использоваться самостоятельно, не подлежат приватизации независимо от их статуса как служебного или социального жилого фонда.

Техническим и кадастровым паспортами на объект - Административное, жилое здание, расположенное по <адрес> в <адрес>, подтверждается, что административно-жилой комплекс, в состав которого входит квартира, занимаемая истицей, имеет единый фундамент, земельный участок, единую систему отопления, энергоснабжения, канализации и водопровода, а также единую систему объектов подсобного назначения.

Земельный участок, занимаемый административно-жилым комплексом по <адрес> в <адрес>, имеет разрешенное использование (назначение) - для эксплуатации объектов пожарной части, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка.

Согласно техническому паспорту пожарного депо с административно-жилым комплексом по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данный административно-жилой комплекс состоит из основного строения - Литер А, где на первом этаже (Литер А1) находятся складские помещения, кабинеты, компрессорная, гаражи (боксы), ремонтные помещения, аккумуляторная, диспетчерская, комнаты отдыха, караульное помещение, класс, башня и т.д., на втором этаже (Литер А2) находятся кабинеты, подсобные помещения, касса, а также жилые помещения, в числе которых занимаемая истицей <адрес>, общая площадь которой составляет 94,8 кв.м.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в оперативное управление ГУ пожарная часть федеральной противопожарной службы по <адрес>» административно-жилой комплекс по <адрес> был передан как единый комплекс, в состав которого входит нежилое трехэтажное здание общей площадью 1788,1 кв.м.

Обеспечение квартиры, занимаемой истицей теплоснабжением, водоснабжением, отпуск воды и прием сточных вод, вывоз твердых бытовых отходов осуществляется по единым тепло- и водосетям здания на основании государственных контрактов, заключенных ГУ «3 ПЧ ФПС по <адрес>» с соответствующими организациями (ОАО «<данные изъяты>», МУП <адрес> «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>») в отношении всего административно-жилого комплекса по <адрес> в <адрес>.

На основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемое истицей, входит в состав единого и неделимого административно-жилого комплекса по <адрес> в <адрес>, имеющего целевое назначение и предназначенного для целей пожарной безопасности; возможность самостоятельного использования которого отдельно от всего административно-жилого комплекса не представляется возможным в силу неразрывной связи данного помещения со всем комплексом.

Принимая во внимание, что <адрес> находится в здании пожарного депо на 5 автомашин с административно-жилым комплексом по <адрес>, являющимся имуществом Государственной противопожарной службы, представляющим собой единый и неделимый имущественный комплекс пожарной охраны, при установленных обстоятельствах невозможности самостоятельного и обособленного использования жилого помещения, суд приходит к выводу о невозможности приобретения права собственности на данную квартиру в порядке приватизации.

Таким образом, отказ ответчика в удовлетворении просьбы истца о передаче безвозмездно в ее собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения не является нарушением ее прав, поскольку данная квартира является неотъемлемой частью административно-жилого комплекса пожарной охраны, приватизация которого невозможна в силу норм федерального закона.

При таких обстоятельствах исковые требования Магириной С.И. об обязании ответчика передать ей жилое помещение бесплатно в собственность, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Магириной <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «3 пожарная часть Федеральной противопожарной службы <адрес>», Главному управлению МЧС России по <адрес>, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                 О.В.Стрельцова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.