Заявление о признании бездействия незаконным



Дело г.

                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тында           20 мая 2011 года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Меринова В.А.,

при секретаре судебного заседания Артемовой А.В.,

с участием представителя истца - помощника Тындинского городского прокурора Потапова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тындинского городского прокурора к администрации <адрес>, МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, третьему лицу Управление Росреестра по <адрес> (<адрес> отдел) о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

        Тындинский городской прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что Тындинской городской прокуратурой в ходе проведенной проверки по обращению жителей дома <адрес> установлено, что на территории <адрес> находится объект недвижимого имущества - жилой дом по адресу: <адрес>, который в настоящее время не имеет собственника.

В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Согласно ч.1 ст.50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ч.2 указанной статьи в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Согласно ч.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Частью 3 ст.225 ГК РФ устанавливается порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с требованиями Постановления Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению независимо от того, на чьем балансе они находятся передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Однако, Администрация <адрес> с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет названного объекта недвижимости, как бесхозяйного, не обращается.

Бездействие Администрации <адрес> в непринятии бесхозяйного объекта недвижимости - жилого дома <адрес> в муниципальную собственность нарушает права жильцов на здоровье и безопасные условия проживания, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт указанного имущества, не отслеживается его техническое состояние, что может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций, наступлению иных тяжких последствий.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в отказе принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - жилой дом <адрес> в <адрес>, не имеющий собственника. Обязать Администрацию <адрес> произвести действия по принятию объекта недвижимого имущества - жилого дома <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность: обратиться с заявлением о постановке на учет названного недвижимого имущества в <адрес> отдел Управления Росреестра по <адрес> как бесхозяйного.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МУ КУМИ Администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец требования уточнил, просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, МУ КУМИ Администрации <адрес>, выразившееся в отказе принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - жилой дом <адрес> в <адрес>, не имеющий собственника. Обязать Администрацию <адрес>, МУ КУМИ Администрации <адрес> произвести действия по принятию объекта недвижимого имущества - жилого дома <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность: обратиться с заявлением о постановке на учет названного недвижимого имущества в <адрес> отдел Управления Росреестра по <адрес> как бесхозяйного.

В судебном заседании представитель истца - помощник Тындинского городского прокурора Потапов Р.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Администрации <адрес>, МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, представитель третьего лица <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились. Судом с учетом мнения помощника прокурора Потапова Р.А. в соответствии с требованиями ч.5 ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица, признав их неявку неуважительной.

         Выслушав мнение помощника прокурора, исследовав представленные доказательства в совокупности и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие, (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы, к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Исходя из действующего законодательства, суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах жителей дома <адрес> в <адрес>, поскольку отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на спорный дом нарушает жилищные права жителей этого дома, права на социальную защиту, на здоровье и безопасные условия проживания.

Судом с достоверностью установлено и не оспаривалось сторонами, что жилой дом <адрес> ранее принадлежал к жилищному фонду <данные изъяты> треста «<данные изъяты>» как временное инвентарное имущество. При акционировании треста «<данные изъяты>» временный инвентарный жилищный фонд не вошел в уставной капитал и стал бесхозяйным.

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес> отдела в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества - жилого дома <адрес> в <адрес>.

Судом установлено, что дом <адрес> в <адрес> в собственности муниципального образования не зарегистрирован. Однако, как следует из ответа администрации <адрес> дом <адрес> включен в перечень ветхого и аварийного жилья для дальнейшего переселения по программе «Переселение граждан из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов, расположенного в городе Тында на 2011-2015 годы».

В соответствии с ч.1, ч.4 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» государственная собственность в Российской Федерации разграничена на федеральную, государственную и муниципальную, объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В силу Приложения №3 к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относится жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

На основании ст.16 ч.1 п.п.3,6 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение по управлению муниципальной собственностью <адрес>, согласно которому недвижимое имущество может поступать в казну при ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; при изъятии действующих муниципальных унитарных предприятий и учреждений; при консервации объектов незавершенного строительства или передаче их организациям другой формы собственности для завершения строительства и последующего совместного использования; из бесхозяйного состояния по решению судебных органов; при передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности, если имущество вновь создано или приобретено непосредственно в муниципальную собственность за счет средств бюджета города; при безвозмездной передаче в муниципальную собственность физическими и юридическими лицами; при поступлении по другим, не противоречащим закону, основаниям.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ №580 от 17.09.2003 года, предусмотрено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.     

Однако, в нарушение действующего законодательства администрация <адрес>, МУ КУМИ <адрес> никаких действий в отношении недвижимого бесхозяйного имущества - жилого дома <адрес> в <адрес> не принимали.

Суд соглашается с доводами истца, что вследствие бездействия администрации <адрес> и МУ КУМИ <адрес> право муниципальной собственности на дом <адрес> в <адрес> ни в Тындинском отделении УФРС по <адрес>, ни в <адрес> отделе Управления Росреестра по <адрес> не зарегистрировано.

Отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на дом <адрес> в <адрес> и не принятие администрацией <адрес> на баланс указанного жилого дома нарушает права жителей дома, создает препятствия к реализации их жилищных прав, установленных Жилищным кодексом РФ, в том числе ст.67 ЖК РФ: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать жилое помещение в поднаем, разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов, осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения, требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а так же предоставления коммунальных услуг; установленных другими федеральными законами, в том числе прав на социальную защиту, нарушает права жильцов на здоровье и безопасные условия проживания.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Других ходатайств, заявлений, возражений и доказательств, подтверждающих возражения сторонами не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Требования Тындинского городского прокурора к администрации <адрес>, МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> (<адрес> отдел) о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, МУ КУМИ Администрации <адрес>, выразившееся в отказе принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - жилой дом <адрес> в <адрес>.

Обязать Администрацию <адрес> и Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия по направлению в <адрес> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) сведений о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилого дома <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья         В.А. Меринов