Дело № Решение Именем Российской Федерации 14 марта 2011 года г.Тында Тындинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Стрельцовой О.В., при секретаре Бакулиной О.А., с участием представителя заявителя Печкова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Амурской области Антошиной Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Печковой <данные изъяты> на неправомерные действия начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде, у с т а н о в и л: Печкова С.В. обратилась в суд с настоящей жалобой, в обоснование которой указала следующее. ДД.ММ.ГГГГ ее муж Печков <данные изъяты> обратился в Отделение Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в г. Тынде с заявлением о ее регистрации по месту жительства <адрес>, но в связи с тем, что были представлены не все необходимые для регистрации документы, получил ответ на заявление о необходимости представить определенный перечень документов. ДД.ММ.ГГГГ, подготовив все необходимые для регистрации по месту жительства документы, он вновь обратился в Отделение Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в г. Тынде с заявлением о ее регистрации по месту жительства, но получил аналогичный первому обращению ответ без разъяснения причин отказа. Из-за отсутствия регистрации по месту жительства она испытывает затруднения в реализации своих прав. Ссылаясь на ст.27, 46 Конституции РФ, Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", просила признать действия начальника Отделения Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в г.Тынде <данные изъяты> в части уклонения (отказа) в регистрации Печковой <данные изъяты> по месту жительства неправомерными. Обязать Отделение Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в г. Тынде зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: <адрес>. Заявитель Печкова С.В., надлежащим образом извещенная о дате и месте слушания дела, не явилась, просила рассмотреть жалобу без ее участия. Судом определено рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель заявителя Печков А.В. по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать действия начальника Отделения Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в г.Тынде в части отказа в регистрации Печковой <данные изъяты> по месту жительства незаконными. Обязать Отделение Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в г. Тынде зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: <адрес>, суду пояснил, что они с Печковой С.В. зарегистрировали брак в ДД.ММ.ГГГГ. Он обратился в ОУФМС с заявлением о регистрации супруги по адресу <адрес>, однако ему было отказано, так как не были представлены все необходимые документы. Собрав все необходимые документы, он вновь обратился в ОУФМС за регистрацией Печковой С.В., после чего ему поступил ответ, аналогичный первому, без разъяснения причин отказа. Представитель УФМС России по Амурской области Антошина Н.А. требования Печковой С.В. не признала, суду пояснила, что поскольку Печкова С.В. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.95 не представила в отделение УФМС России по Амурской области в г. Тынде документ, являющийся основанием для ее вселения в жилое помещение, ей было правомерно отказано в регистрации по месту жительства. Представленный в Отделение ордер не является основанием для регистрации Печковой С.В. по месту жительства. Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Предметом рассмотрения настоящего дела является законность отказа ОУФМС по Амурской области в г. Тынде от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации по месту жительства Печковой С.В. Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы. Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан. Доказательств того, что место регистрации по адресу: <адрес> относится или находится на территории с определенным режимом, не представлено. Следовательно, оснований для отказа в регистрации органами регистрационного учета по указанным обстоятельствам не установлено. В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: - паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; - документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. В силу ч.4 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. На основании п.4 указанных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Как следует из ч.1 ст.6 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо. Пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. По смыслу названных норм регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания. Представитель заявителя Печков А.В. в судебном заседании пояснил, что им были представлены в отделение УФМС России по Амурской области в г.Тынде все необходимые документы для регистрации Печковой С.В. Отделением Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде за подписью начальника <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Печкову А.В. направлено письмо, в котором сообщается, что на основании Приказа ФМС № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.95, Жилищного Кодекса РФ для регистрации необходимо представить в ОУФМС по Амурской области в г.Тынде документы, и указан перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и для регистрации по месту жительства. (л.д.6). Из пояснений представителя УФМС России по Амурской области Антошиной следует, что Печковым А.В. были предоставлены все необходимые документы, отказом в регистрации Печковой С.В. послужило то, что ордер на жилое помещение не является основанием для регистрации. Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ квартира № в жилом <адрес> не является собственностью муниципального образования <адрес>. (л.д.8). В то же время Печковым А.В. была представлена копия ордера № от ДД.ММ.ГГГГ гола, выданного <данные изъяты> <данные изъяты>, на право вселения в <адрес> в <адрес> ему и его семье в составе жены, сына <данные изъяты> и сына <данные изъяты>. (л.д.9-10). Печкова С.В. согласно копии свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ является супругой Печкова А.В. (л.д.17). По мнению суда, отсутствие договора найма либо свидетельства о праве собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием к отказу в регистрации по месту жительства и не должно влиять на конституционные права гражданина. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии оснований оспаривать право Печковой С.В. на проживание в указанной квартире, суду не представлено. Совокупность исследованных по делу доказательств дает основание для вывода, что Печкова С.В. имеет право на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации орган регистрационного учета обязан был не позднее 3-дней со дня предъявления документов на регистрацию зарегистрировать Печкову С.В. по месту жительства. При указанных обстоятельствах, суд полагает отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде в регистрации Печковой С.В. по месту жительства незаконным и необоснованным, а заявленные Печковой С.В. требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать действия начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде в отказе в регистрации Печковой <данные изъяты> по месту жительства по адресу: <адрес> незаконными. Обязать Отделение Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в г.Тынде зарегистрировать Печкову <данные изъяты> по месту жительства по адресу: <адрес>. На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2011 года.