Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2011 годаг. Тында Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Цагарели Г.Ю., при секретаре Мельниченко А.В., с участием: представителя истца помощника Тындинского городского прокурора Потапова Р.А. представителя заинтересованного лица главы администрации Первомайского сельсовета Селезневой Л.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления Администрации Первомайского сельсовета, УСТАНОВИЛ: Тындинский городской прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Тындинской городской прокуратурой проводится постоянный мониторинг соблюдения природоохранного законодательства в части реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, в том числе защиты от лесных пожаров населенных пунктов. Согласно п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» перечислены основные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03). В соответствии с п.1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного 2 самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В соответствии с п. 15 ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №23-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В соответствии с п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. На территории Первомайского сельсовета расположено поселение - с.Первомайское. В нарушение вышеуказанных норм законодательства в с.Первомайское противопожарное расстояние от границ индивидуальной застройки до лесного массива менее 15 метров, отсутствует пожарная мотопомпа, отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара. Причиной указанных нарушений является бездействие администрации Первомайского сельсовета, т.к. нарушения продолжаются длительное время, что подтверждается материалами проверки ОНД по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>. Бездействие администрации Первомайского сельсовета выразившееся в непринятии конкретных мер по созданию противопожарного расстояния от границ индивидуальной застройки до лесного массива не менее 15 метров и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обеспечению наличия пожарной мотопомпы, нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994. Круг лиц в данном случае не определен и не может быть индивидуализирован, т.к. бездействие администрации Первомайского сельсовета нарушает права не только граждан, постоянно проживающих на территории сельсовета, но и приезжих, либо даже следующих через территорию сельсовета. Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию противопожарного расстояния от границ индивидуальной застройки до лесного массива не менее 15 метров, обеспечению наличия пожарной мотопомпы и звуковой сигнализация для оповещения людей на случай пожара в с.Первомайское, обязать администрацию Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской <адрес> области устранить в полном объеме допущенные нарушения путем обеспечения противопожарного расстояния от границ индивидуальной застройки до лесного массива не менее 15 метров, обеспечения наличия пожарной мотопомпы и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с.Первомайское в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. Представитель истца помощник Тындинского городского прокурора Потапов Р.А. в судебном заседании просил требования удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении, а так же учитывая, что администрацией Первомайского сельсовета данные требования признаются. Представитель администрации Первомайского сельсовета Селезнева Л.Ц. заявленные требования признала, суду пояснила, что часть требований они выполнили, пожарную мотопомпу приобрели, заключили договора о проведении пожарной сигнализации в помещениях клубов <адрес>, с.Первомайское, библиотеки с.Первомайское, администрации Первомайского сельсовета, заключили договор о разработке проектной документации системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, решается вопрос и по созданию противопожарного расстояния от села до лесного массива, но вырубить лес без разрешения и согласования с определенными инстанциями невозможно. Она обращалась по данному вопросу в Управление лесного хозяйства <адрес>, в филиал <данные изъяты> <данные изъяты>. Кроме того, объем работ очень большой и требует миллионных вложений, такой финансовой возможности в администрации Первомайского сельсовета на сегодняшний день нет, так же решается вопрос о внесении изменений в бюджет и выделении средств для создания противопожарных разрывов от границ поселения до лесного массива. При этом так же необходимо учитывать и другую проблему, имеющуюся в селе. Село Первомайское подтапливается подземными водами и прежде чем вырубать лес, надо решить вопрос по защите поселка от затопления. Деревья забирают часть влаги, а если их вырубить, то воды будет больше. Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. А согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. 4 Суд полагает, что прокурор обратился с требованиями о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления на законных основаниях. Согласно п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 01.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определены статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», который так же определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу. В соответствии с п. 112 ППБ-01-03, для населенных пунктов, В соответствии с п. 114 ППБ-01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а так же должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Пунктом 3 статьи 1 ППБ-01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. На основании « п. 15 ст. 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Из представленных суду доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ при проверке администрации Первомайского сельсовета по реализации первичных мер пожарной безопасности, направленных на защиту населенных пунктов от лесных пожаров, выявлены нарушения требования пожарной безопасности: в летний период не производится удаление сухой растительности; территории поселков не оборудованы звуковой сигнализацией для оповещения 5 людей на случай пожара; противопожарное расстояние от границы сельского поселения до лесного массива менее 15 метров; в сельском населенном пункте для целей пожаротушения отсутствуют переносная пожарная мотопомпа, либо прицепная пожарная мотопомпа, (л.д.8,10) По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору главе администрации Первомайского сельсовета было выдано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения; оборудовать территории поселков звуковой сигнализацией для оповещения людей на пожаре; выполнить противопожарное расстояние от границы застройки сельского поселения с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесного массива менее 15 метров; оборудовать сельские населенные пункты переносной либо прицепной мотопомпой, (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении администрации Первомайского сельсовета, в ходе которой установлено, что территории поселков не оборудованы звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара; противопожарное расстояние от границы застройки сельского поселения до лесного массива менее 15 метров; в сельском населенном пункте для целей пожаротушения отсутствуют переносная пожарная мотопомпа, либо прицепная пожарная мотопомпа, (л.д.13) Согласно п.1 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), установленные настоящими Правилами требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Судом с достоверностью установлено, что администрацией Первомайского сельсовета пожарная безопасность не обеспечивается вследствие бездействия, которое выразилось в не принятии конкретных мер, а именно: территории поселков не оборудованы звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара; противопожарное расстояние от границы застройки сельского поселения до лесного массива менее 15 метров; в сельском населенном пункте отсутствовали переносная пожарная мотопомпа, либо прицепная пожарная мотопомпа. В ходе рассмотрения данного дела администрацией Первомайского сельсовета стали приниматься меры к устранению выявленных нарушений. Так, ДД.ММ.ГГГГ приобретена мотопомпа, решается вопрос о закупке звуковой сигнализации, ведется работа по обеспечению противопожарного расстояния от границы застройки сельского поселения до лесного массива, установлена пожарная сигнализация в подростковом клубе «<данные изъяты>» и в сельской библиотеке, установлена сигнализация «тревожный звонок» в здании Первомайского сельсовета. В подтверждение данных обстоятельств представителем администрации Первомайского сельсовета представлены документы, которые были изучены судом. Однако до настоящего времени все необходимые мероприятия по противопожарной безопасности администрацией Первомайского сельсовета не выполнены, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, а именно граждан, постоянно проживающих на территории Первомайского сельсовета, приезжих, следующих через территорию Первомайского сельсовета, на защиту жизни и здоровья и пожарную безопасность. Суд приходит к выводу, что бездействие администрации Первомайского сельсовета по реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности является незаконным, а требования прокурора подлежащими удовлетворению. При этом судом учитывается, что требование прокурора приобрести пожарную мотопомпу администрацией выполнено добровольно. В силу реализация" target="blank" data-id="13118">ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской области, выразившееся в не принятии мер по созданию противопожарного расстояния от границ индивидуальной застройки до лесного массива не менее 15 метров, обеспечению наличия пожарной мотопомпы и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в с.Первомайское, Тындинского района. Обязать администрацию Первомайского сельсовета Тындинского района Амурской области устранить допущенные нарушения, обеспечить противопожарное расстояние от границ индивидуальной застройки до лесного массива не менее 15 метров, обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с.Первомайское в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления
должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие
возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и
сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка
лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и
другие).^^