Дело № Решение Именем Российской Федерации 09 июня 2011 года г.Тында Тындинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Стрельцовой О.В., при секретаре Бакулиной О.А., с участием заявителя Соколовской И.А., представителя Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> Иванова К.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Соколовской <данные изъяты> на неправомерные действия Отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес>, у с т а н о в и л : Соколовская И.А. обратилась в суд с настоящей жалобой, в обоснование которой указала следующее. В октябре 1991 года ее отцу <данные изъяты> на семью из 3-х человек домоуправлением <данные изъяты> был выдан ордер на жилое помещение по адресу: <адрес>. С этого периода она до ДД.ММ.ГГГГ проживала с родителями в данном помещении. В ДД.ММ.ГГГГ она вышла замуж за военного и проживала вместе с ним по месту его службы в <адрес>, а затем во <адрес>. После гибели мужа в связи с отсутствием жилья на Западе вынуждена была вернуться к родителям в <адрес> вместе с дочкой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поскольку другого жилья в <адрес> у нее нет, она вновь заселилась с дочкой к родителям, как члены семьи, где и проживают по настоящее время. Ее мама - <данные изъяты> обращалась с заявлениями в ОУФМС России по <адрес> в <адрес> с просьбой прописать ее и ее дочку <данные изъяты>, однако, в постоянной прописке им отказали по формальным основаниям и рекомендовали обратиться в суд. В настоящее время <адрес> не является муниципальной собственностью, не является собственностью физических и юридических лиц, поскольку Мехколонна-№, которой ранее принадлежало жилье, ликвидирована, архив Мехколонны не сохранился. Считает, что действиями ОУФМС по <адрес> в <адрес> нарушены ее права на свободу передвижения. Из-за отсутствия постоянной прописки они не имеют возможности получить медицинские полисы, устроиться на работу, а также пользоваться всеми необходимыми социальными льготами, предусмотренными законодательством. Ссылаясь на Закон РФ «О праве на свободу передвижения», Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства, просит признать действия Отделения Управления Федеральной Миграционной службы по <адрес> в <адрес> в отказе в регистрации по месту постоянного проживания, незаконными и обязать ОУФМС по <адрес> в <адрес> зарегистрировать Соколовскую <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>. В судебном заседании заявитель Соколовская И.А. уточнила заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, просила признать действия Отделения Управления Федеральной Миграционной службы по <адрес> в <адрес> в отказе в регистрации по месту постоянного проживания, незаконными и обязать ОУФМС по <адрес> в <адрес> зарегистрировать Соколовскую <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес>, дополнительно суду пояснила, что по прибытии в <адрес> они обратились в отделение УФМС по <адрес> в <адрес> для регистрации по месту жительства, представили ордер на жилое помещение и другие документы, их зарегистрировали временно, по истечении срока временной регистрации продлить регистрацию в УФМС отказались, чем нарушили их с дочерью право на свободу передвижения. Представитель УФМС России по <адрес> Иванов К.А. требования Соколовской И.А. не признал, суду пояснил, что поскольку Соколовская И.А. в соответствии с постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.95 не представила в отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> документ, являющийся основанием для ее регистрации в жилом помещение, ей было правомерно отказано в регистрации по месту жительства. Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов <адрес> и <адрес> и <адрес>, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы. Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан. Доказательств того, что место регистрации по адресу: <адрес>, ул. <адрес> относится или находится на территории с определенным режимом, не представлено. Следовательно, оснований для отказа в регистрации органами регистрационного учета по указанным обстоятельствам не установлено. В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: - паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; - документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. В силу ч.4 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. На основании п.4 указанных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Как следует из ч.1 ст.6 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части 2 данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо. Пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. По смыслу названных норм регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания. Заявитель Соколовская И.А. в судебном заседании пояснила, что ею был представлен в отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> ордер на жилое помещение, расположенное по <адрес>. Представитель УФМС России по <адрес> Иванов К.А. не оспаривал данное обстоятельство. Согласно сообщению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилье по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью <адрес>. (л.д.6). В то же время Соколовской И.А. была представлена копия ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> домоуправлением <данные изъяты>, на право вселения в <адрес> в <адрес> ему и его семье в составе жены, дочери <данные изъяты> (л.д.7-8). <данные изъяты> после заключения брака присвоена фамилия Соколовская (л.д.12). Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии оснований оспаривать право Соколовской И.А. на проживание в указанной квартире, суду не представлено. Совокупность исследованных по делу доказательств дает основание для вывода, что Соколовская И.А. имеет право на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела, на заявление Соколовской от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ее и <данные изъяты> по месту жительства по адресу: <адрес> Отделением Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Соколовской И.А. направлено письмо, в котором сообщается, что на основании Приказа ФМС № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.95, Жилищного Кодекса РФ для регистрации необходимо представить в ОУФМС по <адрес> в <адрес> документы, и указан перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и для регистрации по месту жительства. (л.д.5). В соответствии с п. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации орган регистрационного учета обязан был не позднее 3-дней со дня предъявления документов на регистрацию зарегистрировать Соколовскую И.А. и ее несовершеннолетнего ребенка <данные изъяты> по месту жительства. При указанных обстоятельствах, суд полагает отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> в регистрации Соколовской И.А. и <данные изъяты> по месту жительства незаконным и необоснованным, а заявленные Соколовской И.А. требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать действия Отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> в отказе в регистрации по месту жительства незаконными. Обязать Отделение Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> зарегистрировать Соколовскую <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес>, по адресу: <адрес>. На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.