`Иск прокурора в интересах гражданина о признании бездействия в части не обеспечения техническим средством реабилитации незаконным, обязании обеспечить инвалида техническим средством реабилитации`



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                                                                                                  г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

при секретаре Бакулиной О.А.

с участием помощника Тындинского городского прокурора Чепуштанова А.Н.,

представителя истца Морквышен Е.И. - Ластовецкой Г.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ГБУ УСЗН по <адрес> и <адрес> Зиминой В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах Морквышен <данные изъяты> к Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГБУ УСЗН по <адрес> и <адрес> о признании бездействия в части не обеспечения техническим средством реабилитации незаконным, обязании обеспечить инвалида техническим средством реабилитации,

у с т а н о в и л :

Тындинский городской прокурор обратился в суд в интересах Морквышен Е.И. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Управлению социальной защиты населения <адрес>, указав следующее. Морквышен <данные изъяты> является инвалидом <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Морквышен Е.И. выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. По указанной программе Морквышену Е.И. полагается <данные изъяты>, обязанность возложена на Фонд социального страхования. Срок исполнения программы бессрочно. Согласно представленной в прокуратуру <адрес> информации до настоящего времени Морквышен Е.И. средствами реабилитации не обеспечен, что и послужило основанием для его обращения в Тындинскую городскую прокуратуру с письменным заявлением о судебной защите нарушенного права от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ - Амурское региональное отделение фонда социального страхования Морквышен Е.И. поставлен на очередь по обеспечению <данные изъяты>, однако до настоящего времени средствами реабилитации не обеспечен. На основании письма Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о передаче сведений от ДД.ММ.ГГГГ между ГУ - Амурское региональное отделение фонда социального страхования РФ министерством социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ региональное отделение ФСС <адрес> передало свои полномочия по осуществлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов министерству социальной защиты населения <адрес>. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации возложена на Министерство социальной защиты населения <адрес> и его территориальные органы. Просит признать бездействие Министерства социальной защиты населения <адрес>, а также Управления Министерства социальной защиты населения <адрес> и <адрес> в части необеспечения Морквышена <данные изъяты> средствами реабилитации: <данные изъяты> незаконным. Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес>, а также Управление Министерства социальной защиты населения <адрес> и <адрес> обеспечить Морквышена <данные изъяты> средствами реабилитации: <данные изъяты>.

Истец Морквышен Е.И., представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Истец Морквышен Е.И. по состоянию здоровья участвовать в судебном заседании не может. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела без участия истца Морквышен Е.И., представителя ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес>.

Помощник Тындинского городского прокурора Чепуштанов А.Н. в судебном заседании уточнил наименование ответчика Управление Министерства социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, надлежащим ответчиком является Государственное бюджетное учреждение - Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Ластовецкая Г.В. поддержала заявленные исковые требования, пояснила суду, что Морквышен Е.И. является инвалидом <данные изъяты>, <данные изъяты>. До настоящего времени Морквышен Е.И.. техническим средством <данные изъяты> не обеспечен.

Представитель ответчика ГБУ Управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> Зимина В.П. исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствии с Уставом ГБУ УСЗН по <адрес> и <адрес> предоставление средств реабилитации не предусмотрено. Ни одним нормативно-правовым актом на Учреждение не возложена обязанность оказания государственной услуги по предоставлению средств реабилитации гражданам. Просит признать Государственное бюджетное учреждение - управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> не надлежащим соответчиком. По существу заявленных требований пояснила, что говорить о бездействии Министерства социальной защиты населения <адрес> нельзя, поскольку государственные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации переданы им с ДД.ММ.ГГГГ, Морквышен Е.И. поставлен в очередь. Полагает требование прокурора обязать обеспечить инвалида техническим средством реабилитации не обоснованным, так как Морквышен Е.И. не отказано в предоставлении указанного средства.

В письменных возражениях представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> исковые требования не признал, ссылаясь на то, что доводы истца о бездействии Министерства в необеспечении Морквышен Е.И. техническими средствами реабилитации - <данные изъяты> не соответствует действительности. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Министерством с ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и <адрес> о передаче <адрес> осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р (далее - соглашение). В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке, определяемом <адрес>. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Порядок был утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . По итогам проведения запроса котировок министерством ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением на сумму 118500 рублей, в рамках которого будут обеспечены 28 инвалидов, в том числе и Морквышен Е.И. Морквышен Е.И. стоит в очереди, которая сформирована по дате подаче заявления на обеспечение <данные изъяты> под , и будет обеспечен данным техническим средством в порядке очередности, в соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Законодательством РФ не определен срок, в течение которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.

Статьями 2, 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равны: другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В качестве технических средств реабилитации в указанный Федеральный перечень включены кресла-стулья с санитарным оснащением.

В силу положений ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Согласно Справке МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ Морквышен Е.И. является инвалидом <данные изъяты>. (л.д.7).

Как следует из Индивидуальной программы реабилитации инвалида Морквышен Е.И., он нуждается в <данные изъяты>. (л.д.8-9).

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Распоряжением Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и правительством <адрес> о передаче <адрес> осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В целях реализации данного Соглашения <адрес> своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 257 утвердило Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Как следует из п.2 Постановления обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется Министерством социальной защиты населения области.

Пунктом 4 того же Постановления предусмотрен порядок подачи заявления о предоставлении технического средства (изделия) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы. Такое заявление подается в министерство непосредственно или через государственное бюджетное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства.

Из заявления Морквышен Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ, поданного его представителем следует, что Морквышен Е.И. обратился в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением, в котором просил поставить его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, в число которых была включены <данные изъяты>.

Также из данного заявления усматривается, что сведения о Мокрвышен Е.И., как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, ДД.ММ.ГГГГ были преданы ГУ АРО ФСС в Министерство социальной защиты населения <адрес> во исполнение Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями настоящий Порядок распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ДД.ММ.ГГГГ. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется Министерством социальной защиты населения области в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется в том числе путем предоставления технического средства (изделия).

Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации: создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Судом установлено, что Морквышен Е.И. длительное время (с июля 2010 года) не обеспечен средствами технической реабилитации инвалидов; и с января 2011 года он не обеспечен средствами реабилитации в виде кресла-стула с санитарным оснащением именно Министерством социальной защиты населения <адрес>, в связи с чем исковые требования в данной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом не принимаются во внимание доводы представителя Министерства социальной, зашиты населения <адрес> о наличии предпринимаемых уполномоченными органами всех необходимых мер для обеспечения инвалидов области средствами технической реабилитации, в качестве которых указано на разработку и утверждение Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, проведение мониторинга цен на средства технической реабилитации, совершение действий по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации, заключение договоров на поставку TCP, совершение которых подтверждено представленными суду копиями договоров и государственного контракта, поскольку предпринимаемые меры на момент рассмотрения настоящего спора не обеспечили реального предоставления Морквышен Е.И. средств технической реабилитации инвалидов в виде кресла-стула с санитарным оснащением, либо возможности назвать конкретные сроки обеспечения указанного инвалида данными техническими средствами реабилитации, и, следовательно, по мнению суда, являются недостаточными.

Суд также полагает несостоятельной ссылку представителя Министерства социальной зашиты населения на отсутствие в законодательстве РФ сроков, в течение которых инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации. Исходя из предназначения средств технической реабилитации, целей реабилитации инвалидов и смысла социальной поддержки инвалидов как таковых, предоставление инвалиду необходимых средств технической реабилитации должно осуществляться во всяком случае в разумные сроки, которые в отношении Морквышен Е.И. нарушены, поскольку не обеспечение последнего средствами реабилитации непосредственно со стороны ответчика составило более шести месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Тындинского городского прокурора, действующего в интересах Морквышен <данные изъяты>, к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании бездействия в части не обеспечения техническим средством реабилитации незаконным, обязании обеспечить инвалида техническим средством реабилитации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства социальной защиты населения <адрес> в части не обеспечения Морквышен <данные изъяты> средством реабилитации <данные изъяты>.

Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> обеспечить Морквышен <данные изъяты> средством реабилитации - <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к ГБУ УСЗН по <адрес> и <адрес> отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.