`Исковое заявление о взыскании задолженности по оплате проезда к месту отдыха и обратно`



1

Дело

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

01 июня 2011 годаг. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Цагарели Г.Ю.

при секретаре Бойко Е.С.,

с участием:

истца Ефремова Н.В.,

представителя ответчика Доновой Г.В., действующей на основании

доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ефремова <данные изъяты> к Открытому акционерному обществу

«Российские железные дороги» о взыскании стоимости проезда к месту

отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Ефремов Н.В. обратился в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает в <данные изъяты> филиала ОАО «РЖД» ДВЖД (ранее <данные изъяты>). На основании ст.325 Трудового кодекса РФ и согласно коллективному договору ОАО «РЖД» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. работодатель обязан один раз в два года компенсировать расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данное право им использовано не было, о чём свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске в <адрес>. К месту отдыха добирался по маршруту: <адрес> - <адрес> (жд.транспортом) -<данные изъяты> руб.; <адрес> - <адрес> (авиатранспортом) - <данные изъяты> руб.; <адрес> - <адрес> (авиатранспортом) - <данные изъяты> руб.; <адрес> -<адрес> (авиатранспортом) - <данные изъяты> руб.; и обратно он добирался по маршруту: <адрес> - <адрес> (автобусом) - <данные изъяты> руб.; <адрес> - <адрес> (авиатранспортом) - <данные изъяты> руб.; <адрес> - <адрес> (авиатранспортом) - <данные изъяты> руб.; <адрес> -<адрес> (жд.транспортом) - <данные изъяты> руб. Для проезда по данному маршруту им были приобретены проездные документы на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

После приезда он предоставил заявление и данные проездные билеты в бухгалтерию для последующей оплаты в соответствии с действующим законодательством. Однако получил ответ, что имеет право получить компенсацию за проезд из <адрес> до <адрес> и обратно. До настоящего времени оплата проездных билетов не произведена, в связи с чем он вынужден обратиться в суд. Просит суд взыскать с <данные изъяты> филиала ОАО «РЖД» ДВЖД в его пользу задолженность по оплате


2

стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и сумму оплаченной им госпошлины в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

При рассмотрении иска по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика <данные изъяты> - филиала ОАО «РЖД» на надлежащего ответчика Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

В судебном заседании истец Ефремов Н.В. поддержал свои исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

От представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» поступили письменные объяснения, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> поступило заявление Н.В.Ефремова об оплате проезда по форме 6г от <адрес> до <адрес> - ж/д транспортом, от <адрес> до <адрес> авиатранспортом, и от <адрес> до <адрес> - автобусом, <адрес> - <адрес> - авиа.транспортом, <адрес> - <адрес> - ж\д транспортом. Работнику был оплачен маршрут от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>. В адрес истца (ДД.ММ.ГГГГ исх. ) направлено уведомление с отказом о возмещении оплаты проезда от <адрес> до <адрес> по следующим основаниям: Согласно ст.ЗЗ Федерального закона №4520-1 от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливается в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, т.е. в данном случае - ОАО «РЖД». В соответствии с п.3.4.2. Коллективного договора ОАО «РЖД», работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, разрешается использование воздушного транспорта взамен железнодорожного один раз в 2 года для поездок по личным надобностям с компенсацией фактически понесенных расходов от пункта отправления до пункта назначения, указанного в авиационном билете, но не более стоимости проезда в купейном вагоне скорых фирменных поездов дальнего следования, следующих по маршруту, указанному в авиабилете. Распоряжением Президента ОАО «РЖД» №1263 от 17.06.2008г. утвержден Порядок выплаты компенсации работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при использовании воздушного транспорта взамен железнодорожного. В соответствии с п.5 Порядка выплаты компенсаций работникам, проживающим районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при использовании воздушного транспорта взамен железнодорожного в случае отсутствия в пунктах отправления или прибытия указанных в авиационных проездных документах железнодорожных станций, открытых для пассажирских операций, для расчета размера компенсаций принимается ближайшая железнодорожная станция, открытая для работы по знаку «П». Дальневосточной <данные изъяты> ОАО «РЖД» (ДД.ММ.ГГГГ исх. ) выдана справка о том, что от <адрес> до <адрес> отсутствует железнодорожное сообщение. Следовательно, расходы понесенные истцом при оплате проезда авиа.транспортом от <адрес> до <адрес> не могут быть компенсированы, поскольку в данном направлении отсутствует железнодорожное сообщение, а ближайшая станция, открытая по знаку «П» (пассажирская) в данном случае <адрес>, именно от <адрес> до <адрес> истцу и были компенсированы фактические затраты на оплату проезда. Согласно п. 6 Порядка, расчет размера компенсации производится


3

отделами служебных билетов или другими подразделениями, осуществляющими выдачу транспортных требований (далее - билетная группа), на основании письменного запроса руководителя подразделения ОАО «РЖД». Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ о стоимости проезда, подлежащей компенсации в соответствии с п.3.4.2 Коллективного договора ОАО «РЖД» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ стоимость проезда от <адрес> до <адрес>, выданной <данные изъяты> ОАО «РЖД» составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. На основании данной справки истцу была возмещена сумма расходов по оплате проезда от <адрес> до <адрес> и обратно, что подтверждает Приказ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Более того, согласно телеграфного указания от ДД.ММ.ГГГГ объявлен запрет оформления проездных документов по транспортным требованиям ОАО «РЖД» от станций Российских железных дорог до станции <адрес> железных дорог, в связи с отсутствием в договоре с <адрес> железными дорогами правоотношений по перевозке работников ОАО «РЖД» и иных лиц по транспортным требованиям и осуществлению взаимозачетов за их проезд.

Представитель ОАО «РЖД» Донова Г.В. просила в удовлетворении исковых требований Ефремову Н.В. к ОАО «РЖД» отказать, изложив доводы, аналогичные письменным, суду пояснила, что стоимость проезда в отпуск и обратно работнику Ефремову Н.В. оплачена на основании Коллективного договора от <адрес> до <адрес> (ближайшей к пункту прибытия авиатранспорта), поскольку далее железнодорожного сообщения по маршруту, проделанному истцом на авиатранспорте, нет. Стоимость проезда от <адрес> до <адрес> определена на основании справки вокзала.

Выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Ефремов Н.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности электрогазосварщика в <данные изъяты> - филиала ОАО «РЖД».

Согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Ефремову Н.В."предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 46 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый пенсионерам по старости в количестве 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 31 календарного дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника <данные изъяты> -филиала ОАО «РЖД» определено Ефремову Н.В. оплатить проезд в отпуск самолетом по маршруту от <адрес> до <адрес> и обратно за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истцом Ефремовым не оспаривалось, что проезд от <адрес> до <адрес> и обратно железнодорожным транспортом ему возмещен.

В силу статьи 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются


4

установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, а также гарантии и компенсаций работникам при его предоставлении закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стримости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст.325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным (часть первая).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть восьмая).

Судом с достоверностью установлено, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» не относится к бюджетной сфере. Следовательно, размер, условия и порядок компенсации расходов работников ОАО «РЖД» на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно определяется коллективным договором, иными локальными нормативными актами ОАО «РЖД».

В соответствии с п.3.4.2. Коллективного договора ОАО «РЖД», работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, разрешается использование воздушного транспорта взамен железнодорожного один раз в 2 года для поездок по личным надобностям с компенсацией фактически понесенных расходов от пункта отправления до пункта назначения, указанного в авиационном билете, но не более стоимости проезда в купейном вагоне скорых фирменных поездов дальнего следования, следующих по маршруту, указанному в авиабилете. При отсутствии железнодорожного сообщения в пункте отправления или назначения стоимость проезда определяется от (до) ближайшей к пункте отправления (прибытия) авиатранспорта железнодорожной станции.

Согласно пунктов 3,5 Порядка выплаты компенсации работникам,


5

проживающим районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при использовании воздушного транспорта взамен железнодорожного, утвержденного распоряжением Президента ОАО «РЖД» №1263 от 17.06.2008г., размер компенсации рассчитывается исходя из ставок действующего тарифа на перевозку пассажиров в купейном вагоне скорого фирменного поезда без учета гибкого тарифного регулирования по кратчайшему маршруту между железнодорожными станциями, открытыми для пассажирских операций и соответствующими пунктам отправления и прибытия, указанными в авиационных проездных документах, в случае отсутствия в пунктах отправления или прибытия указанных в авиационных проездных документах железнодорожных станций, открытых для пассажирских операций, для расчета размера компенсации принимается ближайшая железнодорожная станция, открытая для работы по знаку «П».

Таким образом, работодателем ОАО «РЖД» размер компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно, в отличие от законодательства, распространяющегося на работников бюджетных организаций, определяется исходя из стоимости проезда только железнодорожным транспортом.

Из представленных суду справок следует, что от <адрес> до <адрес> нет железнодорожного сообщения (от ДД.ММ.ГГГГ ); стоимость проезда от <адрес> до <адрес> составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек ( от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что по маршруту, проделанному истцом авиатранспортом, отсутствует железнодорожное сообщение, работодателем принято решение о компенсации расходов проезда до ближайшей станции, открытой по знаку «П» - <адрес> от <адрес>, что соответствует положениям Коллективного договора и распоряжению ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ .

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования истца о взыскании задолженности по оплате проезда к месту отдыха и обратно удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ефремова <данные изъяты> к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

ПредседательствующийI /Г.Ю. Цагарели

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2011 года.