Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 февраля 2012 года г. Тында Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Стрельцовой О.В., с участием помощника Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г., заявителя Богдановского Е.В., представителя заявителя Засухина В.Н., представителей избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды Недорезова А.П., Медведь О.А., при секретаре Гарипове Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы муниципального образования г.Тынды Амурской области Богдановского <данные изъяты> об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Богдановского Е.В. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды», У С Т А Н О В И Л: Богдановский Е.В. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией муниципального образования г.Тынды принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Богдановского Е.В. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра города Тынды». Основанием для отказа в регистрации послужили протокол без номера, без даты об итогах проверки подписных листов, представленных им как кандидатом (избирательным объединением) на выборах депутатов представительного органа, главы муниципального образования мэра г.Тынды, ведомости проверки подписных листов кандидата на должность мэра города Тынды Богдановского Е.В. без даты. Достоверными признаны 526 подписей, действительными признаны 465 подписей, недействительными признаны 61 подпись - что составляет 12% от общего количества подписей, отобранных для проверки. Признание недействительными 11 подписей не соответствует нормам материального права по следующим основаниям: 1. В соответствии с п.6.4 н) ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и (или) кандидатом. Аналогичная норма содержится п.п.12 п.8 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009 №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». В подписном листе № 2 тома 1 лицом, осуществляющим сбор подписей, и кандидатом является одно лицо - Богдановский Е.В. Окончательной датой заверения данного подписного листа указанным лицом является ДД.ММ.ГГГГ, то есть даты внесения подписей <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> (стр.6-8) внесены до даты заверения данного подписного листа указанным лицом (п.1-3 ведомости проверки подписных листов). Таким образом, признание недействительными 3-х подписей в подписном листе №2 тома 1 стр.6-8 не соответствуют п.6.4 н) ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ и п.п.12 п.7 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009г. №222-ОЗ. 2.В соответствии с п.6.4 в) ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ 3.В соответствии с п.6.4 н) ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ 4.В соответствии с п.6.4 а) ст.38 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ Таким образом, признание недействительными одной подписи в подписном листе № 13 тома 1 стр.8 не соответствуют п.6.4 а) ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ и п.п.1 п.8 ст.43 ЗАО от 26.06.2009г. № 222-ОЗ. 5. В соответствии с п.6.4 в) ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ 6. В соответствии с п.7 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ одновременно с копией итогового протокола предоставляются копии ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Аналогичная норма содержится в Законе Амурской области от 26.06.2009г. № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». В стр.30-31 ведомости проверки подписных листов и в протоколе отсутствуют ссылки на нормы законодательства, которые послужили основанием признания подписей <данные изъяты>, <данные изъяты> недействительными. 7. В соответствии с п.9 ст.44 ЗАО от 26.06.2009г. № 222-ОЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. В соответствии с протоколом об итогах проверки подписных листов, представленных им как кандидатом на выборах главы муниципального образования мэра г. Тынды, количество достоверных подписей 526 - достаточно для регистрации кандидата. Количество действительных подписей с учетом вышеизложенного 465+11=476, недействительных 61-11=50 или 50:526=9,5%. Таким образом, считает, что оснований для отказа ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды не имеется. Полагает, что решение избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ № нарушает его право, предусмотренное п.2 Конституции РФ, быть избранным в органы местного самоуправления. Просит отменить решение избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Богдановского Е.В. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды», обязать избирательную комиссию муниципального образования г.Тынды зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды. В судебном заседании заявитель Богдановский Е.В.на удовлетворении требований настаивал в полном объеме. Представитель заявителя Засухин В.Н. по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, суду дополнительно пояснил, что итоговый протокол в нарушение Порядка приема и проверке подписных листов не содержит дату и время его подписания, подписи членов рабочей группы в ведомости имеются только на последнем листе, тогда как должен подписываться каждый лист ведомости. ЗАО от 26.06.2009 № 222-ОЗ содержит закрытый перечень оснований (причин) признания подписей избирателей недействительными. В данном перечне не рассматривается вариант сбора подписей без привлечения кандидатом лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. Таким образом, требование заверения подписных листов двумя датами и двумя подписями правомерно при привлечении кандидатом другого лица, осуществляющего сбор подписей. Соответственно, если кандидат не привлекает другое лицо, осуществляющее сбор подписей, достаточно одной подписи и одной даты. Соответствующая подпись и дата позже даты внесения подписей избирателей на подписном листе № 2 том 1 есть. Соответственно, подписи <данные изъяты>., <данные изъяты>, <данные изъяты> (т.1 л.2 стр.6-8) не подпадают под категорию недействительных. На момент вынесения итогового протокола справок ОУФМС на <данные изъяты> и <данные изъяты> не было, данные справки датированы ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вынесения решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а согласно закону подпись признается недействительной только при наличии официальной справки регистрирующего органа или заключения эксперта. Считает, что избирательной комиссией при проведении повторной проверки превышены полномочия, так как было проверено больше подписей, чем предусмотрено законом. Председатель избирательной комиссии Медведь О.А. с доводами заявления не согласилась, полагает, что все подписи, кроме подписей <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые не подлежали проверке, оспариваемые Богдановским Е.В., признаны недействительными законно и обоснованно. Подписи <данные изъяты> и <данные изъяты> не могут быть признаны действительными, так как справка ОУФМС подтверждает недостоверность номеров паспортов, указанных в подписных листах фактическим данным, не смотря на то, что на момент вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ официальной справки ОУФМС не имелось. Подписи <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> обоснованно признаны недействительными, так как в законе четко сказано, что подписной лист должен быть удостоверен двумя лицами, то есть кандидатом и сборщиком подписи, лист удостоверен ДД.ММ.ГГГГ, а подписи поставлены ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пересчетом количество заявленных подписей установлено- 577, соответственно при первой проверки подлежало не 526, а 528 подписей. При первоначальной проверке выявлено 61 недействительные подписи, с учетом исключений двух подписей избирателей <данные изъяты>, процент недействительных от 528 подписей составляет 11,174 %. В судебном заседании представитель избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды Недорезов А.П. пояснил, что если номер паспорта в одном случае - <данные изъяты>, состоящий из 5 цифр и в другом случае - <данные изъяты> из 7 цифр, вместо шести, то наличие справки ОУФМС и заключения эксперта для признания таким подписей недействительными не требуется. Подписи <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> также правомерно признаны недействительными, так как в дате заверения лица, осуществляющего сбор подписей, имеются видимые исправления, кроме того, такой даты как ДД.ММ.ГГГГ не существует. Подпись избирателя <данные изъяты> выполнена ДД.ММ.ГГГГ, раньше выдвижения кандидата (ДД.ММ.ГГГГ), описка не оговорена в протоколе. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, проанализировав представленные сторонами доказательства, исследовав материалы дела, в том числе подлинные подписные листы, представленные Богдановским Е.В. в избирательную комиссию, суд приходит к следующим выводам. Решением Тындинской городской Думы (пятого созыва) № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы мэра г.Тынды на ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды ДД.ММ.ГГГГ, в следующем составе: Недорезов А.П., <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, системный администратор ГАС «Выборы» <данные изъяты>, заместитель начальника УФМС по <адрес> и <адрес> <данные изъяты> Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ количественный состав рабочей группы увеличен и в нее включены члены избирательной комиссии: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия муниципального образования г.Тынды проверив соответствие порядка самовыдвижения Богдановского Е.В. на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» и необходимые для регистрации документы, в соответствии со ст.ст.42-44 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», протокола рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды Богдановского Е.В., выявила, что действительных подписей в поддержку кандидата Богдановского Е.В. - 465, недействительных подписей - 61, что составляет 12% от общего числа подписей, отобранных для проверки, на основании чего избирательная комиссия муниципального образования г.Тынды ДД.ММ.ГГГГ приняла решение № об отказе Богдановскому Е.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды. Решением избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования - мэра г.Тынды - 526. Богдановскому Е.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г. Тынды на том основании, что 61 подпись избирателей, что составляет 12% от общего количества подписей, отобранных для проверки, признаны недействительными. Заявитель Богдановский Е.В. оспаривает решение избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконными подписей 11 избирателей. В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 6 ст. 41 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату его выдачи, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. На основании ч.3 ст.38 ст.ст.40-41 настоящего Закона, а также периода сбора подписей, указанного в пункте 2 статьи 36, пункте 4 статей 37, 38. Перечень оснований для признания подписи недействительной содержится также в ч.6.4 ст.38 законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата, а лицо, осуществляющее сбор подписей имеет совершенно иной правовой статус, кроме того данными законами установлены формы подписного листа, в которых предусмотрена обязательность удостоверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей. Подписи избирателей <данные изъяты> в подписном листе № 4 тома № 1 стр. 4 и <данные изъяты> в подписном листе № 5 тома № 2 стр. 3 обоснованно признаны избирательной комиссией недействительными в силу следующего (л.д. 46-47, 81-82). На основании п. «в» ч.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Как следует из положения о Федеральной миграционной службе, УФМС осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. В связи с чем, как орган осуществляющий учет населения Российской Федерации, данный орган мог быть привлечен к проверке соблюдения порядка сбора подписей согласно п.3 ст. 43 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», также избирательная комиссия при проверке в соответствии с п.2 ст.43 указанного закона имела право пользоваться данными государственной автоматизированной системы «Выборы». Понятие «адрес места жительства» содержится в п.5 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 года, следовательно, в подписном листе должно содержаться именно то наименование населенного пункта, улицы, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Судом на основании выписки из ГАС «Выборы» и официальных справок УФМС установлено, что сведения избирателя <данные изъяты>, указанные в подписном листе, а именно номер, серия паспорта и место регистрации не соответствуют данным, представленным ОУФМС; номер паспорта избирателя <данные изъяты> в подписном листе не соответствуют данным, представленным ОУФМС. В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Поскольку повторной проверкой и исследованными судом документами подтверждено, что избиратели <данные изъяты> и <данные изъяты> указали в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, их подписи не могут быть признаны действительными. Подписи избирателей <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в подписном листе № 15 тома № 2 стр.4,6,7 признаны недействительными, поскольку имеются исправления в дате удостоверения листа - 39.12.2011г. На основании п.«з» ч.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно. Согласно ч.6.6 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ специально оговоренные заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и», «м» и «о» пункта 6.4 настоящей статьи. Поскольку исправление в дате удостоверения подписного листа № 15 тома № 2 «39.12.2011г.» (л.д. 134-135) не содержит специального оговоренного исправления удостоверяющего подписной лист лица <данные изъяты>, а также кандидата, дата заверения подписного листа содержат явно видимые исправления (одна цифра исправлена на другую), подписи избирателей <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> признаны избирательной комиссией муниципального образования г.Тынды недействительными правомерно. В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона. Богдановский Е.В. уведомил избирательную комиссию муниципального образования города Тынды о выдвижении своей кандидатуры ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152). В силу п.«а» ч.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума; Подпись избирателя <данные изъяты> в подписном листе № 13 тома № 1 стр. 8 признана недействительной законно и обоснованно, поскольку она получена ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Избирательной комиссией подписи избирателей <данные изъяты>, <данные изъяты> в подписном листе № 7 тома № 1 стр.7-8 признаны недействительными, в качестве основания их признания таковыми указано: «дата внесения». В судебном заседании установлено, что данные подписи избирательной комиссией необоснованно были признаны недействительными, так как указанные подписи проверке не подлежали, по следующим основаниям. Как следует из протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку Богдановского Е.В., заявителем подписи <данные изъяты>, <данные изъяты> были вычеркнуты, а в силу п. 4 ст. 38 проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. Данная ошибка председателем избирательной комиссии муниципального образования Медведь О.А. в судебном заседании признана. В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что избирательная комиссия правомерно признала подписи <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, недействительными. Доводы представителя заявителя в части подписей <данные изъяты> и <данные изъяты> суд не рассматривает, так как Богдановским Е.В. оспаривается недействительность 11 подписей избирателей, в число которых подписи <данные изъяты> и <данные изъяты> не входят. Представитель заявителя также указывает на нарушение избирательной комиссией муниципального образования г. Тынды Порядка приема и проверки подписных листов в оформлении протокола об итогах проверки и ведомости проверки подписных листов. Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проверки подписных листов, представляемых кандидатами на должность главы муниципального образования мэра г. Тынды, в соответствии с п. 3 раздела 2 и п. 1 раздела 3 которых указано, что каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается членами комиссии (рабочей группы), проверявшими подписные листы, в итоговом протоколе проверки подписных листов указывается дата и время его подписания. В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ по окончании проверки составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Согласно ч.13 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009г. №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол (приложение № 6 к настоящему Закону), который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса, иными членами рабочей группы и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указываются количество заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей, количество достоверных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Таким образом, Федеральным законом и Законом субъекта РФ, имеющим большую юридическую силу, не предусмотрено нормы, которая бы указывала на необходимость подписания членами комиссии (рабочей группы) каждого листа ведомости проверки подписных листов и указание в протоколе проверки подписных листов даты его составления. Суд приходит к выводу о том, что отсутствие даты и номера в протоколе проверки подписных листов и отсутствие подписи на каждом листе ведомости не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения от ДД.ММ.ГГГГ № при том, что и протокол и ведомость прилагаются к решению, и отказом Богдановскому Е.В. в регистрации на должность мэра г. Тынды послужило установление недействительных подписей избирателей, превышающих 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки. Заявитель не привел, а суд не установил правовой нормы, которую бы нарушили члены рабочей группы при проверке подписных листов, а также в целом избирательная комиссия при принятии оспариваемого решения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится и в п.12 ст.43 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». Решением избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено 526 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования - мэра г.Тынды. Богдановским Е.В. представлено избирательной комиссии 575 подписей избирателей, проверено 526 подписей, из которых 61 подпись признана избирательной комиссией муниципального образования г.Тынды недействительной, что составило 12% от общего числа подписей. По итогам повторной проверки: представлено 577 подписей, проверено 526 подписей, из которых 86 подписей признаны недействительными. Заявителем оспорено в суд 11 подписей (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>., <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>), из которых судом признаны недействительными 9 подписей (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>). В соответствии с законом. Количество недействительных подписей с учетом исключения двух подписей <данные изъяты>, превышает 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки. Таким образом, суд приходит к выводу, что решение избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования г.Тынды Богдановскому Е.В., законно и отмене не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявленных требований кандидата на должность главы муниципального образования г.Тынды Амурской области Богдановского <данные изъяты> об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Богдановского Е.В. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды» и возложении обязанности на избирательную комиссию муниципального образования г.Тынды зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды отказать Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение суда изготовлено 03 февраля 2012 года.
недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Аналогичная норма содержится п.п. 3 п.8 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009г. № 222-ОЗ. Признание недействительной в подписном листе №4 тома 1 стр.4 подписи <данные изъяты> произведено без требуемой официальной справки и заключения эксперта (п.4 ведомости проверки подписных листов). Таким образом, признание недействительными одной подписи в подписном листе № 4 тома 1 стр.4 не соответствуют п.6.4 н) ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ и п.п.12 п.7 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009г. № 222-ОЗ.
недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и (или) кандидатом. Аналогичная норма содержится п.п. 12 п.8 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009 №222-ОЗ. В подписном листе № 15 тома 2 дата ДД.ММ.ГГГГ является опиской, имелась в виду дата ДД.ММ.ГГГГ Во всяком случае, данная дата - позднее внесения подписей, при этом нет заключения эксперта. Кроме того, в п.15 ведомости проверки подписных листов и в протоколе отсутствуют ссылки на нормы законодательства, которые послужили основанием признания подписей <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> недействительными.
недействительными признаются подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Аналогичная норма содержится п.п.1 п.8 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009г. №222-ОЗ. Дата ДД.ММ.ГГГГ в подписном листе №13 тома 1 стр.8 подписи <данные изъяты> из анализа подписного листа является явной опиской - имелось ввиду ДД.ММ.ГГГГ (п.27 ведомости проверки подписных листов). Дата внесения подписи производится лично избирателем (п.4 ст.41 ЗАО от 26.06.2009г.).
недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Аналогичная норма содержится в п.п.3 п.8 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009г. №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». Признание недействительной в подписном листе №5 тома 2 стр.3 подписи <данные изъяты> произведено без требуемой официальной справки и заключения эксперта (п.4 ведомости проверки подписных листов).