Дело № г. Решение Именем Российской Федерации 02 февраля 2012 года г. Тында Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Мирошниченко Е.П., с участием представителя истца - помощника Тындинского городского прокурора Потапова Р., представителя ответчика Ульяновой В.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Гарифуллиной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Тындинского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Завьялова <данные изъяты> к Администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: И.о. Тындинского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Завьялова С.А. обратился в суд с данным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Завьялов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой, так как его отец <данные изъяты> умер, мать <данные изъяты> лишена родительских прав. Завьялов С.А. фактически не имеет жилого помещения, в которое он может вселиться. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом номами. Ссылаясь на ст. 4, ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.3 ст.4, ст.5 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 Постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 г. №222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» просил суд обязать Администрацию г. Тында Амурской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Завьялову С.А. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, площадью не менее 33 кв.м. Представитель третьего лица - Министерство образования и науки Амурской области, органа опеки и попечительства Управления образования Администрации города Тында Амурской области, истец Завьялов С.А. надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. От представителя органа опеки и попечительства Управления образования Администрации города Тында Горской Н.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия. Судом определено рассмотреть дело без участия представителя третьего лица Министерство образования и науки Амурской области, представителя третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования Администрации города Тында Амурской области, истца Завьялова С.А.. В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора Потапов Р.В. настаивал на исковых требованиях, просил суд обязать Администрацию г. Тында Амурской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Завьялову С.А. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, площадью не менее 33 кв.м. Представитель Администрации г. Тынды Ульянова В.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что существует Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно которому данная категория граждан, не имеющие закрепленного жилья, должна самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства с заявление о предоставлении жилья. Распорядителем средств для финансового обеспечения жилой площадью этих лиц, является Министерство образования и науки Амурской области. Не оспаривает, что право на получение жилья у Завьялова С.А. имеется. Администрация города Тында направила документы в Министерство образования и науки Амурской области для выделения денежных средств на приобретение жилья для Завьялова С.А., однако денежные средства пока в Администрацию города не поступили. При поступлении денежных средств жильё Завьялову С.А. будет приобретено. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п. 3 ст. 4. ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5.1 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Постановлением Губернатора Амурской области от 4 мая 2009г. №222 утвержден «Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», которым предусмотрено, что лица указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления, а Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью. Министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 2 настоящего Положения, в пределах средств, предусмотренных Законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, объемами финансирования и лимитами бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения, проживающих в районе, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данного района, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства лиц, указанных в п. 1 настоящего Положения, при наступлении обстоятельств, указанных в п. 2 настоящего Положения, направляют в министерство пакет документов для выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, установленными органом местного самоуправления. На основании документов, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения лицам, указанным в пункте 2 настоящего Положения. В соответствии с Положением о предоставлении малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утв. Решением Муниципального Совета г. Тынды № 309 от 20.10.05г. норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена: 33кв.м. - для одиноко проживающих граждан. Из вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилой площадью однократно органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Согласно свидетельству о рождении Завьялов С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются: <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.10). Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о смерти ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за № (л.д.12). Согласно решению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении ее детей <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Завьялова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.13-15). Постановлением №129/5 от 16.02.2000 г. мэр города Тынды обязал отдел по учету и распределению жилья принять Завьялова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для выделения жилого помещения и включить в списки на внеочередное выделение жилья по достижению совершеннолетия (л.д.11). Из сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что за Завьяловым С.А. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 16-17). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Завьялов С.А. обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Из диплома № выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что Завьялов <данные изъяты> окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище №» (л.д. 19). Согласно заявлению Завьялова С.А. в адрес Тындинского городского прокурора, он после окончания училища жильем как сирота не обеспечен (л.д.5). Завьялов С.А. проживает в <адрес>, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Тынды - орган местного самоуправления муниципального образования г. Тынды. Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Завьялов С.А. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Доводы представителя ответчика о том, что средств из областного бюджета на приобретение жилья Завьялову С.А. пока не выделено, суд находит не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. Тындинского городского прокурора в интересах Завьялова С.А. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению. Однако суд не может согласиться с требованиями прокурора обязать администрацию предоставить жилое помещение в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по следующим основаниям. При удовлетворении требований о предоставлении в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок в течении которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, так как внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решения только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования и.о. Тындинского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Завьялова <данные изъяты> к Администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Обязать Администрацию города Тында предоставить Завьялову <данные изъяты> жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, площадью не менее 33 квадратных метров. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца с момента оглашения решения. Председательствующий