Дело № г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 января 2012 года г. Тында Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Мироненко Ю.Г., при секретаре Навал К.И., с участием истца Нифтюкова В.В., представителя истца Чернова В.Е., представителя ответчика - Администрации г. Тынды Ульяновой В.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Управления образования г. Тынды Бажеевой О.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нифтюкова <данные изъяты> к Администрации г. Тынды о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Нифтюков В.В. обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, является сиротой, его родители умерли ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован и постоянно проживает в квартире, принадлежащей его дяде Чернову В.Е.. В ДД.ММ.ГГГГ после окончания <адрес> техникума железнодорожного транспорта он обратился с заявлением к мэру г. Тынды с просьбой о предоставлении жилья. В его заявлении отказано на том основании, что он имеет закрепленное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого он является. Однако согласно акту обследования данного жилого помещения, жилье не пригодно для проживания. Он является гражданином Российской Федерации, служит в Вооруженных силах Российской Федерации, намерен проживать в <адрес>, в России жилья в собственности не имеет, сирота, нуждается в жилье. Просит обязать Администрацию г. Тынды Амурской области предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не менее 33 кв.м. Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Амурской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на заявленные требования просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. В судебном заседании истец Нифтюков В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований, суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>, в семье своего дяди Чернова В.Е., который являлся его опекуном. Является гражданином Российской Федерации, отслужил в Вооруженных Силах России, как сирота нуждается в жилье. Документов, подтверждающих его право на жилое помещение, о закреплении за ним жилого помещения в <адрес>, у него нет и никогда не было, намерений выехать в <адрес> для постоянного проживания он не имеет. Он гражданин Российской Федерации, желает жить и работать в <адрес>, просит обязать Администрацию города Тынды предоставить ему жилое помещение в <адрес>. В судебном заседании представитель истца Чернов В.Е. суду пояснил, что приходится родным дядей истцу, являлся его опекуном. С ДД.ММ.ГГГГ, после гибели родителей, Нифтюков В.В. проживает в его семье. Как сирота нуждается в жилье. Однако в постановке на учет как нуждающегося, в предоставлении жилого помещения племяннику отказывают, на том основании, что он является собственником жилого помещения в <адрес>. Считает данный отказ незаконным, поскольку документов, подтверждающих факт закрепления жилого помещения не имеется, Нифтюков В.В. является гражданином Российской Федерации и желает проживать в России. Он направлял запрос главе администрации <адрес> с просьбой об обследовании жилого помещения, и получил акт обследования, из которого следует, что жилье разрушено и не пригодно для проживания. Считает, что требования истца законны и обоснованны. Представитель Администрации г. Тынды Ульянова В.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что поскольку есть сведения о том, что Нифтюков В.В. имеет жилое помещение на праве собственности его требования не обоснованы, так как положения ЖК РФ говорят о том, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, не имеющие жилых помещений на праве собственности. Кроме того, администрация города предоставляет жилые помещения сиротам за счет средств областного бюджета, распорядителем которых является Министерство образования и науки Амурской области, поэтому считает, что Администрация города Тынды не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Представитель Управления образования г. Тынды Бажеева О.В. суду пояснила, что Нифтюкову В.В. в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении отказано, поскольку он имеет жилое помещение на территории <адрес>. Рекомендовано разрешить спор в судебном порядке. Из письменного отзыва на заявленные требования Министерства образования и науки Амурской области следует, что обязанности министерства, как главного распорядителя средств субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ, исполнены перед муниципальным образованием городом Тындой в полном объеме. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему. Ст. 3 Международной конвенции о правах ребенка ДД.ММ.ГГГГ провозглашено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. В соответствии со ст. 26, 27 указанной Конвенции государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от формы собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством)не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона за защитой своих прав дети-сироты вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ч. 5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании п. 3 ст. 4. Закона Амурской области от 11 апреля 2005года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 г. N 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - Порядок). В соответствии с п.1 Порядка он разработан в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Законом Амурской области «О жилищной политике в Амурской области», Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и определяет механизм обеспечения жилой площадью, в том числе, детей- сирот, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющих закрепленного жилого помещения. В силу п.2 лица, казанные в п. 1 по окончания пребывания в образовательных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. В силу п. 4, 5 для постановки на учет необходимо представить документы, подтверждающие отношение к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем - в соответствии с настоящим порядком являются паспорт, военный билет лиц, указанных в после оставшихся заклица, указанной категории, обеспечиваются жилой площадью однократно органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных Законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования(пункт 3) Органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, при наступлении обстоятельств, указанных в п. 2 настоящего Порядка, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в пункте 1 Порядка, жилых помещений направляют в министерство документы подтверждающие отношение указанных лиц к соответствующей категории, документы, подтверждающие их постановку на учет. После приобретения дилых. выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, установленными органом местного самоуправления (пункт4). Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций местным бюджетами на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение о предоставлении их лицам, указанным в п.1 Порядка (пункт 7). Из вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что дети-сироты принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации однократно обеспечиваются жилой площадью органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Нифтюков В.В. проживает в <адрес>, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Тынды как представитель органа местного самоуправления муниципального образования г. Тынды. Нифтюков В.В. является сиротой, что подтверждается его свидетельством о рождении, свидетельствами о смерти родителей - <данные изъяты> и <данные изъяты>, постановлением мэра г. Тынды № 86/5 от 28 января 2003 года об учреждении опеки над несовершеннолетним Нифтюковым В.В. и назначении опекуном Чернова <данные изъяты> (л.д. 8-14). ДД.ММ.ГГГГ Нифтюков В.В. окончил <данные изъяты>, что подтверждается копией диплома (л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ Нифтюков В.В. призван на военную службу призывной комиссией <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы, что подтверждается копией военного билета. Нифтюков В.В. зарегистрирован по месту жительства в квартире дяди- Чернова В.Е., что подтверждается справкой с места жительства и документами Чернова В.Е. о праве на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 15, 25,26). Как следует из справок <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», Управления Росреестра по <адрес> Нифтюков В.В. собственником жилых помещений не является (л.д. 16,17). ДД.ММ.ГГГГ Нифтюков В.В. обратился с заявлением на имя мэра г. Тынды с просьбой поставить его в очередь на получение жилья (л.д. 22), однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Начальника управления образования администрации г. Тынды, по поручению мэра г. Тынды, Нифтюкову В.В. отказано в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении. Отказ мотивирован тем, что в соответствии со ст. 52,57 ЖК РФ и постановлением губернатора Амурской области от 04.05.09 № 222 для постановки несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей или лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на учет для обеспечения жилым помещением предоставляются в администрацию документы, подтверждающие отсутствие за подопечным закрепленного жилья. Поскольку в личном деле Нифтюкова В.В. имеется письмо начальника службы по делам детей <адрес> районной государственной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорится о том, что Нифтюков В.В. имеет закрепленное за ним жилье, удовлетворение просьбы о его постановке на учет для льготного обеспечения жильем будет являться незаконным (л.д.23). В материалах дела имеется сообщение начальника службы по делам детей <адрес> районной государственной администрации, из которого следует, что в <адрес> имеется приватизированная квартира, в которой у Нифтюкова есть право собственности на 1/3 часть и право на наследство по закону на 2/3 части после смерти его родителей. Все документы находятся на руках у Нифтюкова В.В.(л.д.20). Вместе с тем суд считает, что данное обстоятельство не является законным основанием для отказа в признании истца нуждающимся в жилом помещении. Федеральный характер гражданского и жилищного законодательства РФ предопределяет его действие внутри границ Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации не распространяет свое действие на территорию иностранного государства, поэтому доводы ответчика о том, что требования истца необоснованны, поскольку он имеет закрепленное жилое помещение на территории иностранного государства, не могут быть признаны обоснованными. Достоверных доказательств тому, что истец имеет закрепленное в соответствии с нормам жилищного законодательства Российской Федерации жилое помещение, а также документов, подтверждающих право собственности истца на жилое помещение, суду не представлено. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что жилое помещение, на наличие которого истец ссылается как на основание своей позиции по делу не пригодно для проживания. Из акта обследования жилого помещения, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе <адрес> сельского головы, депутата <адрес> сельского совета, жителя села <адрес> установлено, что в жилом <адрес> с конца ДД.ММ.ГГГГ после смерти родителей Нифтюкова В.В. никто не проживает. В доме печное отопление, печка развалена, стены отсырели, облущились, местами потрескались, в одной из жилых комнат упал потолок, электропроводка отсутствует, полы прогнили, местами провалены практически отсутствуют окна, в веранде и жилых комнатах частично сохранились оконные рамы, остекленение отсутствует, на входной двери замок, который не закрывается, внутренние двери отсутствуют, водопровода, канализации нет. Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанное помещение в настоящее время для проживания непригодно (л.д.24). Нифтюков В.В. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается его паспортом (л.д.27), в судебном заседании пояснил, что не намерен выезжать с постоянного места жительства - <адрес>, принимать гражданство другого государства, закрепленного жилого помещения на территории Российской Федерации не имеет. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Нифтюков В.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди как ребенок-сирота. Тот факт, что истец не состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, не может являться препятствием к удовлетворению заявленных требований, поскольку судом установлено, что Нифтюков В.В обращался с соответствующим заявлением к главе муниципального образования, однако решение о его постановке на учет не принято по не зависящим от поведения истца причинам. Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с Положением о предоставлении малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утв. решением Муниципального Совета г. Тынды № 309 от 20.10.05г. норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена: 33кв.м. - для одиноко проживающих граждан; 42 кв.м - на семью из двух человек; 18кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи три и более человек. Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требования Нифтюкова В.В. о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м законными и обоснованными. Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Нифтюкова <данные изъяты> к администрации г. Тынды о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию г. Тынды предоставить Нифтюкову <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не менее 33 кв.м. Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Решение в окончательной форме изготовлено судом 23 января 2012 года.
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.