Исковое заявление о взыскании материального ущерба



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тында            12 апреля 2012 года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Меринова В.А.,

при секретаре судебного заседания Артемовой А.В.,

с участием представителя истца Магазинской О.К.,

ответчика Генчу В.Ф.,

представителя ответчика Алашеева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тындинская центральная районная больница» к Генчу <данные изъяты> о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ Генчу В.Ф. - водителю отделения скорой медицинской помощи, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с «Порядком компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и неработающих членов их семей» (утв. постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) и исходя из примерной стоимости проезда, была предоставлена предварительная компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере <данные изъяты> рублей по маршруту следования: <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> - граница с <адрес>; граница с <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик для окончательного расчета представил в бухгалтерию Учреждения подлинники проездных и перевозочных документов, подтверждающие его расходы. Из данных документов следует, что ответчик израсходовал предоставленную ему компенсационную выплату для проезда к двум местам проведения отпуска: в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ответчик изменил маршрут следования из места проведения отпуска, а именно маршрут обратного проезда из места проведения отпуска: граница с <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес>. Данный факт является нарушением условий, содержащихся в Порядке, распространяющимся на лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и определяющим условия, порядок и размеры компенсационных выплат. Порядок предусматривает компенсацию работникам расходов по проезду к месту отдыха и обратно по кратчайшему пути. В п.4.10 Порядка определено, что «в случае отсутствия возможности проезда к месту использования отпуска и обратно по прямому маршруту из-за отсутствия билетов на день покупки, подтвержденного справкой транспортной организации, компенсация расходов производится в соответствии с п.4.6 настоящего Порядка». То есть, если в случае отсутствия прямого маршрута, работнику будут компенсироваться расходы к месту проведения отпуска и обратно в порядке, установленном пунктом 4.6. Пунктом 4.6. определено, что «в случае отсутствия прямого маршрута к месту проведения отпуска и обратно работодатель компенсирует работнику и неработающим членам семьи стоимость проезда по всем пунктам следования, если время нахождения в промежуточном пункте следования не превышает семи суток». Продолжительность нахождения в промежуточном пункте «семь суток» установлена с целью обеспечения возможности проезда работника к месту проведения отпуска и обратно через промежуточный пункт (к примеру: в некоторые населенные пункты России проезд железнодорожным, воздушным транспортом осуществляется один раз в неделю). Следовательно если работник пробыл в промежуточном пункте следования более семи суток, то он должен письменно доказать, что в течение этого времени не было возможности проехать из промежуточного пункта по маршруту к месту проведения отпуска (из-за отсутствия рейсов, билетов и т.д.). В противном случае, нахождение в промежуточном пункте следования следует считать как второе место проведения отпуска. Тогда компенсация расходов должна проводиться в порядке, предусмотренном п. 4.5 Порядка. А именно, «работнику, проводящему время своего отпуска в нескольких местах отдыха, компенсируется стоимость проезда только до одного избранного им места, а также расходы по обратному проезду от того же места кратчайшим путем при предъявлении справки соответствующих транспортных организаций о стоимости проезда и провоза багажа до выбранного места использования отпуска, но не более фактически произведенных расходов». Таким образом, после проведения окончательного расчета, ответчику Учреждением оплачен проезд к месту проведения отпуска в <адрес> и обратно в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Денежные средства в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. ответчик обязан был вернуть Учреждению. Однако до настоящего времени ответчик отказывается в добровольном порядке произвести возврат Учреждению материального ущерба, который в настоящее время составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Ссылаясь на ст. 325, 232, 248 ТК РФ истец просит взыскать с Генчу В.Ф. в пользу МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей и судебные расходы.

В судебном заседании представитель истца Магазинская О.К. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просит суд взыскать с Генчу В.Ф. в пользу МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей и судебные расходы. Срок на обращение с иском в суд истцом не пропущен.

Ответчик Генчу В.Ф. требования истца не признал, полагая, что денежные средства им израсходованы по назначению и представлен письменный авансовый отчет. Он на требование работодателя представил справки о стоимости проезда до границы с Россией и об отсутствии билетов. К нему претензий не было вплоть до обращения с иском в суд.

Представитель ответчика Алашеев А.В. поддержал возражения ответчика, дополнил, что истцом пропущен установленный законом срок на обращение с иском в суд и применены акты, ущемляющие права работника.

Судом исследовались представленные сторонами письменные доказательства.

В силу ст.67 ГПК РФ доказательства, представленные сторонами, оценены судом каждое в отдельности, а также в их совокупности и признаются допустимыми. Других доказательств, допустимых с точки зрения закона, сторонами в суде не представлено. Ходатайства об оказании судом содействия в сборе и представлении доказательств не заявлено.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, согласно Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года №455) (п.2) работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация расходов).

9. В случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными пунктом 5 настоящих Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что Генчу В.Ф. состоит в трудовых отношениях с МБУЗ «Тындинская центральная районная больница».

ДД.ММ.ГГГГ Генчу В.Ф. на основании приказа главного врача МУЗ «Тындинская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ была выплачена компенсация проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается расходно-кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Из пояснений ответчика установлено, что по приезду из отпуска им был составлен авансовый отчет с приложением железнодорожных билетов, посадочных талонов и предоставлен в бухгалтерию для оплаты: железнодорожный билет сообщением <адрес>-<адрес> на сумму <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ; посадочный талон сообщением <адрес>-<адрес> на сумму на сумму <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ; электронный билет сообщением <адрес>-<адрес> на сумму <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ; посадочный талон сообщением <адрес>-<адрес> на сумму <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ;                                                                                            

железнодорожный билет сообщением <адрес>-<адрес> на сумму <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ;

Электронный билет сообщением <адрес>-<адрес> на сумму <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ;

Проездной документ сообщением <адрес>-<адрес> на сумму <данные изъяты> рубля от ДД.ММ.ГГГГ;

Оплата багажа на сумму <данные изъяты> рублей и страхового сбора на сумму <данные изъяты> рублей.

Часть документов работником бухгалтерии ему была возвращена в связи с ненадобностью и предложено предоставить справку о стоимости проезда до границы Российской Федерации. Указанное требование работником Генчу В.Ф. было выполнено.

Согласно справке <данные изъяты> <адрес> в направлении <адрес>-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прямого рейса нет. В направлении <адрес>-<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ билетов нет. Поэтому пассажиру Генчу В.Ф. оформлен билет в направлении <адрес>-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.53/.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма билетов <адрес>-<адрес>-<адрес> составляет <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании установлено, что Генчу В.Ф. провел свой отпуск в одном месте - в <адрес>, но с использованием остановки в <адрес> в связи с отсутствием прямого рейса, о чем предоставил справку, по возращению предоставил авансовый отчет о фактически произведенных расходах, следовательно стоимость проезда должна быть ему компенсирована до избранного им места отдыха, а также по обратному проезду от того же места по фактически расходам.

Таким образом, требования Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года №455) Генчу В.Ф. были соблюдены в полном объеме, в связи с чем, он имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно, а также провоза багажа весом до 30 килограммов без каких-либо ограничений.

Представитель МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» мотивирует свои требования тем, что ответчик израсходовал предоставленную ему компенсационную выплату для проезда к двум местам проведения отпуска, что является нарушением «Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и неработающих членов их семей» (утв. постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ Генчу В.Ф. была выплачена компенсация проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты> руб., Генчу В.Ф. израсходовал <данные изъяты> рублей, разница составляет <данные изъяты> рублей, которая должна быть взыскана в пользу истца.

Данные доводы представителя истца суд находит не основанными на законе по следующим основаниям.

Так, согласно ст.325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные положения содержатся в части 7 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Работа на Крайнем Севере связана с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов. В силу ч.1 ст.6 Трудового кодекса РФ льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 Трудового кодекса РФ, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам, независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм.

Согласно положениям частей 1 и 4 ст.8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст.372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мэра <адрес> утвержден Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и неработающих членов их семей.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мэра <адрес> в Постановление мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и неработающих членов их семей» внесены изменения.

Согласно п.4.5 Порядка работнику, проводящему время своего отпуска в нескольких местах отдыха, компенсируется стоимость проезда только до одного избранного им места, а также расходы по обратному проезду от того же места кратчайшим путем при предъявлении справки соответствующих транспортных организаций о стоимости проезда и провоза багажа до выбранного места использования отпуска, но не более фактически произведенных расходов.

Согласно п.4.6 Порядка в случае отсутствия прямого маршрута к месту проведения отпуска и обратно работодатель компенсирует работнику и неработающим членам его семьи стоимость проезда по всем пунктам следования, если время нахождения в промежуточном пункте следования не превышает 7 суток.

В п.4.10 Порядка определено, что в случае отсутствия возможности проезда к месту использования отпуска и обратно по прямому маршруту из-за отсутствия билетов на день покупки, подтвержденного справкой транспортной организации, компенсация расходов производится в соответствии с п.4.6 настоящего Порядка.

Таким образом, принятое ДД.ММ.ГГГГ мэром <адрес> Постановление «Об утверждении Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и неработающих членов их семей, п.4.6 которого в случае отсутствия прямого маршрута к месту проведения отпуска и обратно работодатель компенсирует работнику и неработающим членам его семьи стоимость проезда по всем пунктам следования, если время нахождения в промежуточном пункте следования не превышает 7 суток, ухудшает правовое положение Генчу В.Ф. и нарушает требования трудового законодательства, в котором не указан конкретный срок нахождения в промежуточном пункте следования.

Учитывая, что нормы Постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета <адрес> и неработающих членов их семей» (с имениями, внесенными Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) нарушают требования трудового законодательства, не могут рассматриваться иначе, как незаконное лишение работников права на компенсацию расходов в полном объеме независимо от срока нахождения в промежуточном пункте следования, в связи с чем, указанные нормы применению не подлежат.

Более того, Генчу В.Ф. не мог вылететь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием прямого рейса, о чем им была предоставлена справка транспортной организации.

Таким образом, доводы представителя МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» об израсходовании ответчиком предоставленной ему компенсационной выплаты для проезда к двум местам проведения отпуска: в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, изменении им маршрута следования из места проведения отпуска: граница с <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> в связи с нахождение в промежуточном пункте следования более 7 суток не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку противоречат нормам действующего трудового законодательства.

Более того, вопреки доводам представителя истца, согласно пункту 5 Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года №455) подлежащие компенсации расходы включают в себя:

а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда.

Из материалов дела следует, что Генчу В.Ф. была выплачена компенсация проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты> рублей, из расчета представленного суду (авансового отчета) следует, что им было израсходовано <данные изъяты> рублей о чем суду представлены соответствующие доказательства. Следовательно, разница подлежащая взысканию составляет <данные изъяты> рублей.

При указанных обстоятельствах, требования МБУЗ «Тындинская центральная районная больница» о взыскании с Генчу В.Ф. материального ущерба в сумме <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению частично на сумму <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представителем ответчика было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение с иском в суд для взыскания с работника материального ущерба. Указанное ходатайство являлось предметом рассмотрения судом ранее и определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ доводы представителя были рассмотрены. Иного толкования в рамках настоящего дела у суда не имеется и дополнительных доказательств в обоснование заявленного ходатайства стороной не представлено.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о пропуске истцом без уважительных причин срока на обращение с иском в суд надлежит отказать.

Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решения только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковые требования Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тындинская центральная районная больница» к Генчу <данные изъяты> о взыскании материального ущерба удовлетворить частично.

Взыскать с Генчу <данные изъяты> в пользу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тындинская центральная районная больница» материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тындинская центральная районная больница» отказать.

Взыскать с Генчу <данные изъяты> в пользу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тындинская центральная районная больница» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья               В.А. Меринов

Мотивированное решение принято судом 17 апреля 2012 года.