решение о признании незаконным бездействий органов мест. самоуправления



Дело -2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ          <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО11

при секретаре ФИО3,

с участием

прокурора <адрес> ФИО5,

представителей заинтересованных лиц: Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - и.о. главы Администрации ФИО6, Администрации Ленинского сельсовета <адрес> по доверенности - ФИО7, Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - главы Администрации ФИО8, Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - главы Администрации ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке бесхозяйных объектов культурного наследия на учет в порядке ст. 225 ГК РФ, и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанных бесхозяйных объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в <адрес> районный суд <адрес> с заявлениями:

1) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного объекта культурного наследия - Памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>,

2) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ четырех бесхозяйных объектов культурного наследия - Братской могилы воинов ФИО1 Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны и могилы Героя Советского Союза ФИО12, расположенных в д. <адрес> Ленинского сельсовета <адрес>, могилы неизвестного советского воина 1943 года, расположенной в селе ФИО2 сельсовета <адрес>, памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>,

3) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного объекта культурного наследия - Памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>,

4) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного объекта культурного наследия - Памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>,

5) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ четырех бесхозяйных объектов культурного наследия - Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенной в д. Заречье <адрес> сельсовета <адрес>, Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенной в <адрес> сельсовета <адрес>, а также Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, и могилы неизвестного советского воина 1942 года, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>.

В обоснование своих заявлений прокурор указал, что на территории перечисленных сельсоветов находятся не имеющие собственника бесхозяйные объекты культурного наследия (памятники, братские могилы, могилы). При этом органы местного самоуправления (Администрации сельсоветов) до настоящего времени не принимали никаких мер по определению собственника этих объектов и не обращались в органы Росреестра с заявлениями о постановке этих объектов на учет в порядке ст. 225 ГК РФ. Бездействие органов местного самоуправления по непринятию в муниципальную собственность объектов культурного наследия, распложенных на территории соответствующих поселений, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, а также создает угрозу обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.

Определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела , , , , , возбужденные по вышеуказанным заявлениям прокурора, в порядке ч. 4 ст. 151 ГПК РФ были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

При рассмотрении объединенного дела в судебном заседании прокурор <адрес> ФИО5 свои заявления поддержала по основаниям в них изложенным, и ссылаясь на положения ГК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», просила суд признать незаконным бездействие Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации Ленинского сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйных объектов культурного наследия на учет в порядке ст. 225 ГК РФ, и обязать их обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, распложенных на территории соответствующих поселений.

Представители заинтересованных лиц: Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - и.о. главы Администрации ФИО6, Администрации Ленинского сельсовета <адрес> по доверенности - ФИО7, Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - глава Администрации ФИО8, Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - глава Администрации ФИО4, в судебном заседании против удовлетворения заявления прокурора не возражали, пояснив, что на территории их поселений действительно имеются бесхозяйные объекты культурного наследия, указанные прокурором в своих заявлениях. Право собственности на эти объекты ни за кем не зарегистрировано. Какие-либо документы, подтверждающие категорию историко-культурного значения этих объектов (федерального, регионального или местного (муниципального)), у них отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица - Администрации <адрес> сельсовета <адрес> - глава Администрации ФИО9 в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в котором также указал, что не возражает об объединении настоящего дела с другими аналогичными делами, находящимися в производстве суда, и в случае объединения дел в одно производство - также просил объединенное дело рассмотреть в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора <адрес> ФИО5 и представителей заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.

Как следует из объяснений участвующих в деле лиц и материалов дела, на территории <адрес> имеются следующие бесхозяйные объекты, перечисленные прокурором: Памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенный в <адрес> сельсовета <адрес>, Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны и могила Героя Советского Союза ФИО13 Григорьевича, расположенные в д. <адрес> Ленинского сельсовета <адрес>, могила неизвестного советского воина 1943 года, расположенная в селе <адрес> сельсовета <адрес>, памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, расположенный в <адрес> сельсовета <адрес>, Памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенный в <адрес> сельсовета <адрес>, Памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенный в <адрес> сельсовета <адрес>, Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенная в д. Заречье <адрес> сельсовета <адрес>, Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенная в <адрес> сельсовета <адрес>, а также Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны и могила неизвестного советского воина 1942 года, расположенные в <адрес> сельсовета <адрес>.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившим в силу 29.06.2002 года, то есть со дня его официального опубликования в Российская газете № 116-117 от 29.06.2002 (ст. 66 данного Закона).

Статья 4 названного Закона все объекты культурного наследия подразделяет на следующие категории историко-культурного значения: 1) объекты культурного наследия федерального значения, 2) объекты культурного наследия регионального значения, 3) объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

При этом закон также выделяет понятия: 1) объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, 2) выявленных объектов культурного наследия, 3) и собственно самих объектов культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, выявленными объектами культурного наследия признаются объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия. Указанный статус эти объекты (за исключением объектов археологического наследия, упомянутых в п. 6 ст. 18 Закона) приобретают только со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 данного Закона. Исходя из положений п.п. 8 и 9 Закона, выявленные объекты культурного наследия в дальнейшем становятся объектами культурного наследия лишь с момента принятия решения о включении их в реестр.

При этом государственной охране подлежат выявленные объекты культурного наследия и объекты культурного наследия. По смыслу п. 8 ст. 18, ст. 6 и других норм Закона, на иные объекты, представляющие историко-культурную ценность, но не получившие указанного статуса, государственная охрана не распространяется.

Отнесение объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры к объектам культурного наследия и присвоение им определенной категории историко-культурного значения ранее осуществлялось в порядке, установленном Законом РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а после 29.06.2002 года - в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Исключение было сделано лишь для объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, для которых был сохранен порядок отнесения, установленный законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, до момента утверждения положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 6 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).

При этом все памятники истории и культуры местного значения, ранее принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ были отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Объекты, являющиеся на день вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ были отнесены к выявленным объектам культурного наследияспоследующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 указанного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если к моменту вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ перечисленные прокурором объекты, находящиеся на территории поселений, и были ранее приняты на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», то с 25.06.2002 года этим Федеральным законом они уже были отнесены к объектам культурного наследия регионального или федерального (общероссийского) значения. Если же эти объекты имели статус вновь выявленных памятников истории и культуры, то этим же Законом они были отнесены к выявленным объектам культурного наследия, для которых предусмотрено обязательное последующее переоформление документов, предусмотренных ст. 17 указанного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (заключение государственной историко-культурной экспертизы, которая установит категорию историко-культурного значения объекта и др.).

Как следует из представленного прокурором каталога памятников истории и культуры <адрес> от 1998 года, до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ на государственную охрану были приняты: могила Героя Советского Союза Лобанова Андрея Григорьевича, расположенная в д. <адрес> Ленинского сельсовета <адрес>, могила неизвестного советского воина 1943 года, расположенная в селе <адрес> <адрес> Ленинского сельсовета <адрес>, Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенная в д. Заречье <адрес> сельсовета <адрес>, Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенная в <адрес> сельсовета <адрес>, Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенная в <адрес> сельсовета <адрес>. Эти памятники в настоящее время в любом случае не могут являться объектами культурного наследия местного значения в силу прямого указания п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ.

Получение другими объектами, перечисленными прокурором в своих заявлениях, и не принятыми на государственную охрану до 29.06.2002 года, статуса, как минимум, выявленного объекта культурного наследия в период действия Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ возможно только в порядке, установленном данным Законом.

Необходимыми документами, подтверждающими статус выявленного объекта культурного наследия и категорию его историко-культурного значения, являются заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении его в реестр как объекта культурного наследия и другие документы, перечисленные в ст. 17 Закона, а также учетные карты, предусмотренные п.п. 4 и 5 Положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Приказом Росохранкультуры от 27.02.2009 года № 37. В разделе VI учетных карт, оформляемых Росохранкультурой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, по установленной форме на каждый объект, представляющий собой историко-культурную ценность, указывается категория его историко-культурного значения, определенная в результате проведенной государственной историко-культурной экспертизы (п. 4 и приложение к Положению, абз. 3 ст. 28 Закона).

Однако, в ходе судебного разбирательства прокурором и другими участвующими в деле лицами, суду не было представлено ни заключение государственной историко-культурной экспертизы ни учетные карты на объекты, в отношении которых прокурором заявлены требования о возложении на органы местного самоуправления обязанности обратиться с заявлением об их постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ. При этом, как прокурор, так и представители Администраций сельсоветов пояснили, что таковых документов в их распоряжении не имеется, а проводилась ли в отношении указанных объектов государственная историко-культурная экспертиза, им не известно.

В отсутствие указанных документов невозможно сделать вывод о том, что соответствующие объекты относятся к категории объектов культурного наследия местного (а не федерального или регионального) значения. Более того, в представленном прокурором суду отчете Комитета по культуре <адрес> об осуществлении органами государственной власти <адрес> переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в 2010 году, указано о наличии на территории области лишь объектов культурного наследия федерального значения и об отсутствии объектов местного и регионального значения (пункты 3.1, 3.2, 3.3 и таблицы 3, 4, 5 отчета).

В силу ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления относится лишь охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, а также сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), уже находящихся в собственности поселения.

Аналогичные полномочия в отношении объектов культурного наследия регионального либо федерального значения осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы государственной власти (п. 15. ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 9 - 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Суд учитывает, что осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр, организация проведения историко-культурной экспертизы, осуществление государственного учета представляющих собой ценность объектов в специальных документах (учетных картах), принятие решений о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр Закон относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральных органов государственной власти (п.п. 1 и 9 ст. 18, п. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, п. 4 Положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации). С органами местного самоуправления органы государственной власти субъекта Российской Федерации лишь согласуют принятое последними решение о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр (абз. 3 п. 9 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).

Так как в ходе судебного разбирательства суду не было представлено надлежащих доказательств того, что расположенные на территории поселений <адрес> объекты, указанные прокурором, относятся к категории объектов (выявленных объектов) культурного наследия местного (муниципального) значения, требования прокурора о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по постановке бесхозяйных объектов культурного наследия на учет в порядке ст. 225 ГК РФ удовлетворению не подлежат.

При этом суд учитывает, что действующее законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления осуществление охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, выявленных объектов культурного наследия регионального и федерального значения (за исключением тех, которые уже находятся в муниципальной собственности), а также объектов, представляющих историко-культурную ценность, но еще не получивших статуса выявленных объектов культурного наследия местного значения.

Исходя из смысла ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления не обязан обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет любого бесхозяйного объекта недвижимости, распложенного на территории соответствующего поселения. Указанное полномочие становится обязанностью органа местного самоуправления только в том случае, если оно в свою очередь является обязательным и необходимым элементом осуществления указанного в законе вопроса местного значения поселения (например, обращение за постановкой на учет бесхозяйного объекта культурного наследия местного значения, либо бесхозяйного гидротехнического сооружения - в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных соответственно пунктами 13 и 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Постановка вопроса о возложении на органы местного самоуправления обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, распложенных на территории соответствующих поселений, возможна лишь после того как, соответствующие объекты в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, приобретут статус выявленных объектов культурного наследия местного значения.

Поскольку действия, в результате которых эти объекты бесхозяйные могут приобрести статус выявленных объектов культурного наследия местного значения, подпадающих под режим государственной охраны (выявление объекта, проведение историко-культурной экспертизы, осуществление государственного учета представляющих собой ценность объектов в учетных картах, подготовка иных документов, указанных в ст. 17 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, и их представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия), должны быть в силу закона совершены не органом местного самоуправления, а самим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, обращение органа местного самоуправления в порядке ст. 225 ГК РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет вышеуказанных бесхозяйных объектов до момента приобретения этими объектами статуса выявленных объектов культурного наследия местного значения является правом, а не обязанностью соответствующего органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 246, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

<адрес> отказать в удовлетворении заявлений в интересах неопределенного круга лиц:

1) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного объекта культурного наследия - Памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>, и возложении на Администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного объекта культурного наследия;

2) о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ четырех бесхозяйных объектов культурного наследия - Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны и могилы Героя Советского Союза Лобанова Андрея Григорьевича, расположенных в д. <адрес> Ленинского сельсовета <адрес>, могилы неизвестного советского воина 1943 года, расположенной в селе ФИО2 сельсовета <адрес>, памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>, и возложении на Администрацию Ленинского сельсовета <адрес> обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанных бесхозяйных объектов культурного наследия;

3) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного объекта культурного наследия - Памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>, и возложении на Администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного объекта культурного наследия;

4) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ бесхозяйного объекта культурного наследия - Памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>, и возложении на Администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного объекта культурного наследия;

5) о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в порядке ст. 225 ГК РФ четырех бесхозяйных объектов культурного наследия - Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенной в д. Заречье <адрес> сельсовета <адрес>, Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, расположенной в <адрес> сельсовета <адрес>, а также Братской могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной Войны, и могилы неизвестного советского воина 1942 года, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, и возложении на Администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанных бесхозяйных объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: