Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Тимский районный суд <адрес> в составе : председательствующего судьи Горбуновой С.В., с участием прокурора <адрес> ФИО2, при секретаре ФИО1, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к муниципальному учреждению культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>, Администрации Успенского сельсовета <адрес> о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ детей -инвалидов к объекту инфраструктуры. УСТАНОВИЛ : <адрес> обратился в суд с иском к муниципальному учреждению культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>, Администрации Успенского сельсовета <адрес> о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ детей - инвалидов к объекту инфраструктуры, мотивируя тем, что в ходе проверки соблюдения прав детей - инвалидов в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам культуры выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите детей - инвалидов учреждением культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>, здание дома культуры не оборудовано необходимыми приспособлениями, обеспечивающими доступ детей - инвалидов (отсутствуют поручни, пандусы для подъезда детей на инвалидных колясках и другие приспособления). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с Уставом Муниципального учреждения культуры «Леженский сельский Дом культуры» <адрес> Леженский сельский Дом культуры является муниципальным учреждением культуры, является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств муниципального бюджета на основе сметы учредителем Дома культуры является администрация муниципального образования «Успенский сельсовет» <адрес> Ненадлежащее соблюдение МУК «Леженский сельский дом культуры» и администрацией Успенского сельсовета <адрес> требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушают право детей - инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. <адрес> обращается в суд с данным заявлением на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - детей-инвалидов, поскольку последние не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы в связи с состоянием здоровья и социальным статусом. Прокурор просит суд обязать Администрацию муниципального учреждения культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>, Администрации Успенского сельсовета <адрес> провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа детей инвалидов к учреждению культуры: установить средства подъема для детей - инвалидов и маломобильных групп детского населения на наружную лестницу входа в здание Леженского сельского дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>. В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО2 поддержала свои исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель муниципального учреждения культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес> - ФИО3 в судебном заседании пояснила, что является директором сельского дома культуры, действительно до настоящего времени здание дома культуры не оборудовано необходимыми приспособлениями, обеспечивающими доступ детей - инвалидов (отсутствуют поручни, пандусы для подъезда детей на инвалидных колясках и другие приспособления) в связи с недостаточным финансированием администрацией муниципального образования «Успенский сельсовет» <адрес> денежными средствами для установки необходимого оборудования. Представитель муниципального образования «Успенский сельсовет» <адрес> -глава администрации ФИО4 в судебное заседание не явился, уведомлен о дате и времени слушания дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Обсудив материалы, выслушав лиц, участвующих в процессе, суд приходит к следующему. Согласно ст.ст. 6, 12 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, органу государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН от ДД.ММ.ГГГГ каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Согласно ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Постановлением Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ № проектирование и реконструкция общественных, жилых и промышленных зданий должны решаться с соблюдением требований доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, а именно, обеспечивать условия (пандусы, поручни, ручки, рычаги, штанги и т.д.) для беспрепятственного и удобного передвижения инвалидов по территории зданий, комплекса сооружений. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно содержанию п.п. 3 п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в <адрес>» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся объекты культуры и культурно-зрелищные здания и сооружения (театры, библиотеки, музеи и т.д.), культовые здания. Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в <адрес> должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в <адрес>, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и региональным нормативам градостроительного проектирования <адрес>. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами; создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек; осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Согласно абз. 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В текущем году на нужды учреждений культуры Успенского сельсовета денежные средства выделялись, однако, средства на обеспечение нужд инвалидов, в том числе детей-инвалидов не выделялись. В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, развитие физической культуры и спорта, духовного и творческого потенциала, а также нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи. В ходе проверки соблюдения прав детей-инвалидов в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам культуры выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов учреждением культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>. Администрацией МУК «Леженский сельский дом культуры» и администрацией Успенского сельсовета <адрес> вышеуказанные нормы закона не соблюдаются, здание дома культуры не оборудовано необходимыми приспособлениями, обеспечивающими доступ детей-инвалидов (отсутствуют поручни, пандусы для подъезда детей на инвалидных колясках и другие приспособления). Таким образом, ненадлежащее соблюдение МУК «Леженский сельский Дом культуры» и администрацией Успенского сельсовета <адрес> требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушают право детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. <адрес> обращается в суд с данным заявлением на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - детей-инвалидов, поскольку последние не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы в связи с состоянием здоровья и социальным статусом. Учитывая, что в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. Принимая во внимание, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются, судебные издержки по оплате государственной пошлины не подлежат взысканию с муниципального образования «Успенский сельсовет» <адрес> Согласно ст.89 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации и п.2 ст.333/20 Налогового Кодекса Российской Федерации суд считает возможным с учетом тяжелого материального положения юридического лица уменьшить муниципальному учреждению культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес> размер уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Заявление прокурора <адрес> к муниципальному учреждению культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>, Администрации Успенского сельсовета <адрес> о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ детей - инвалидов к объекту инфраструктуры - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального учреждения культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес>, Администрации Успенского сельсовета <адрес> провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа детей инвалидов к учреждению культуры : установить средства подъема для детей - инвалидов и маломобильных групп детского населения на наружную лестницу входа в здание Леженского сельского дома культуры, расположенное по адресу : <адрес>. Освободить администрацию муниципального образования «Успенский сельсовет» <адрес> от уплаты государственной пошлины. Уменьшить муниципальному учреждению культуры «Леженский сельский дом культуры» <адрес> размер государственной пошлины до 200 рублей, взыскать государственную пошлину в указанном размере в доход бюджет Тимского муниципального района <адрес>. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Тимский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме. Председательствующий судья С.В.Горбунова