решение по иску прокурора в интересах Ж.



                                                                                                      Дело

                                                   РЕШЕНИЕ

                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                            <адрес>

Тимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

с участием прокурора <адрес> ФИО5,

с участием адвоката ФИО1, представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации «Поселок Тим» <адрес>, Межведомственной комиссии для вынесения решений о признании непригодными (пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет при администрации муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> об оспаривании решения указанной комиссии о признании жилого дома ФИО2 пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы администрации муниципального образования «Поселок Тим» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Поселок Тим», которым в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО2 отказано,

                                                     УСТАНОВИЛ :

<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Администрации «Поселок Тим» <адрес>, Межведомственной комиссии для вынесения решений о признании непригодными ( пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет при администрации муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> об оспаривании решения (заключения) межведомственной комиссии для вынесения решений о признании непригодными (пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет при администрации муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> о признании жилого дома ФИО2 пригодным для проживания и постановления администрации муниципального образования «Поселок Тим» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации «Поселок Тим» <адрес>.

В судебном заседании прокурор района уточнил свои исковые требования, указав, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ФИО3 войны. Согласно справке Отдела по <адрес> военного комиссариата <адрес> ФИО2 является ФИО3 войны и принимала участие в Курской битве в составе 419 батальона аэродромного обслуживания в должности работника отдела технического снабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с удостоверением серии 3 ФИО2 имеет право на льготы, установленные законодательством для ФИО3 войны. Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Учитывая, что ФИО2 является ветераном - ФИО3, инвалидом Великой Отечественной войны, в случае признания ее в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на него распространялось бы действие Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно справке, выданной администрацией Управлением Федеральной Миграционной службы по <адрес> в <адрес> ФИО2 значится зарегистрированной по адресу: <адрес>. Однако, постановлением администрации поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ, которым на основании заключения межведомственной комиссии ФИО2 была необоснованно снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, она не может реализовать свое право на обеспечение жильем.

<адрес> в интересах ФИО2 просит суд признать незаконным решение (заключение) межведомственной комиссии для вынесения решений о признании непригодными (пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет от ДД.ММ.ГГГГ , которым жилой <адрес> признан пригодным для постоянного проживания граждан, признать незаконным постановление администрации «Поселок Тим» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию «Поселок Тим» <адрес> принять ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ФИО3 войны, взыскать с администрации муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> в пользу ФИО2 расходы на оплату экспертизы, поведенной экспертом ГУ «Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» в сумме 10368 рублей.

В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО5 поддержала свои исковые требования по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.

    ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена о дате и месте слушания дела надлежащим образом, согласно письменному заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель ФИО2 по доверенности ФИО1 просила суд удовлетворить уточненные исковые требования прокурора <адрес> ФИО5 в интересах ФИО2 к Администрации «Поселок Тим» <адрес>, Межведомственной комиссии для вынесения решений о признании непригодными (пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет при администрации «Поселок Тим» <адрес> об оспаривании решения (заключения ) указанной выше комиссии ДД.ММ.ГГГГ , об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим о признании незаконным постановления администрации «Поселок Тим» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, взыскании в пользу истца с ответчика судебных расходов по оплате проведения экспертизы в сумме 10368 рублей.

    Представитель ответчика муниципального образования «Поселок Тим» <адрес>, Межведомственной комиссии по обследованию жилых домов муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> ФИО6 иск признала, в судебном заседании пояснила, что в соответствии с решением (заключением) межведомственной комиссии на территории поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> <адрес>, в котором проживает ФИО2 признан пригодным для постоянного проживания граждан. Указанное решение послужило основанием для отказа ФИО2 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в постановлении 35 от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, данных заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не отвечает требованиям жилого помещения, установленным «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции », утвержденным Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ и не пригоден для постоянного проживания, считает требования прокурора в интересах ФИО2 законными и обоснованными.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Председатель Комитета строительства и архитектуры <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явился, уведомлен о дате и месте слушания дела надлежащим образом, согласно письменного отзыва просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Комитета строительства и архитектуры <адрес>, выслать копию решения в их адрес, указав, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и являются полномочиями органов местного самоуправления. В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой этой целью. Как видно из искового заявления, комиссия провела обследование жилого помещения принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: <адрес> заключением от ДД.ММ.ГГГГ признала пригодным для проживания, что и послужило основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно п.6 «Правил предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету <адрес> на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплатой ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, ФИО3 войны на строительство или приобретение жилого помещения», утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, ФИО3 войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения формируется на основании представленных органами местного самоуправления списков и учетных дел ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учетное дело на ФИО2 в комитет строительства и архитектуры <адрес> не поступало и вопрос о включении его в список получателей не рассматривался. Следовательно, права ФИО2 комитетом не нарушались.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, и.о. директора Областного государственного учреждения Дирекции по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан ФИО8 в судебное заседание не явился, уведомлен о дате и месте слушания дела, согласно письменному заявлению просил рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя, решение суда направить в адрес третьего лица. В письменном отзыве на рассматриваемое исковое заявление указал, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ жилые помещения (социальные выплаты) предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в органах местного самоуправления по месту жительства, в порядке очередности, исходя из даты принятия таких граждан на учет. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ одном из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

    В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления, в состав которой входят представители органов уполномоченных давать соответствующие заключения.

    Таким образом, полномочия по вопросам принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу находятся в компетенции органов местного самоуправления.

    Обсудив материалы дела, выслушав лиц участвующих в процессе, прокурора <адрес> ФИО5, полагавшую удовлетворить заявленные ею исковые требования, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и нормами действующего гражданского процессуального законодательства граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти. Органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

    Из смысла норм действующего гражданского процессуального законодательства по своему смыслу предусматривает право гражданина на оспаривание решений органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

    Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

     В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления, в состав которой входят представители органов уполномоченных давать соответствующие заключения.

    Из содержания п. 8 указанного выше Положения следует, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

    Согласно содержанию норм гражданского процессуального законодательства гражданин вправе оспорить в суде решение межведомственной комиссии об отказе в признании принадлежащего ему жилого помещения непригодным для проживания, если считает, что таким решением нарушены его права и свободы.

     Как установлено в судебном заседании, следует из материалов гражданского дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО3 войны, что подтверждается данными, указанными в справке Отдела по <адрес> военного комиссариата <адрес> о том, что ФИО2 является ФИО3 войны, принимала участие в Курской битве в составе 419 батальона аэродромного обслуживания в должности работника технического снабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с удостоверением серии 3 ФИО2 имеет право на льготы, установленные законодательством для ФИО3 войны. Согласно сведениям, представленным администрацией «Тим» <адрес> ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, одна.

    В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -а была создана межведомственная комиссия для вынесения решений о признании непригодными (пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет, проживающих на территории муниципального образования «Тим» <адрес>, утвержден состав указанной комиссии. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ -а были внесены изменения в состав межведомственной комиссии.         

Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого дома ФИО2, по результатам которого составлен акт, на основании данного акта межведомственной комиссией принято решение в форме заключения, которым жилой дом ФИО2 признан пригодным для проживания.

    Постановлением главы администрации «Поселок Тим» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим, согласно которого комиссия решила снять с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО2 в связи с пригодностью жилья для проживания.

Указанное выше решение от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в форме заключения является незаконным, в связи с тем, что в результате проведения по настоящему гражданскому делу строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не отвечает требованиям жилого помещения, установленным «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции », утвержденным Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Жилой <адрес> <адрес> не пригоден для постоянного проживания, согласно Постановлению РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».         

    Проанализировав в полном объеме заключение строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу о том, что выводы эксперта о непригодности дома для постоянного проживания граждан подробно мотивированы в исследовательской части заключения. Обследование дома проводилось экспертом как изнутри, так и снаружи, при этом осмотру были подвергнуты все конструктивные части жилого дома. Заключение дано экспертом, имеющим соответствующие образование, квалификацию и необходимый стаж работы.

Фактические данные, отраженные в указанном выше заключении, полностью согласуются с письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании, в том числе с заключением Автономного учреждения <адрес> Проектного института гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Курскгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

    В содержании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ указано краткое описание жилого помещения, однако оценка состояния жилого помещения нормативным требованиям не дана.       

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что жилой дом ФИО2 не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и является непригодным для постоянного проживания.

    Согласно ст. 49, п.3 ч.1, ст. 51 и ч.2,3 ст. 52 ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях и имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления.

     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5 -ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся ФИО3 войны, к которым относится следующая категория военнослужащих: лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполняющие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов.

     Статьей 15 Федерального закона «О ветеранах » предусмотрено, что ФИО3 войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»- «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки : льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством ; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО3 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО3 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

      Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении погибших (умерших) инвалидов и ФИО3 войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

ФИО2, являясь ветераном, ФИО3 войны, и проживая в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, должен быть признан гражданином, нуждающимся в жилом помещении и имеет право состоять на учете в качестве гражданина, нуждающегося в жилых помещениях.

    При таких обстоятельствах постановление администрации «Поселок Тим» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным.

     Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО2 с Администрации «Поселок Тим» в пользу ФИО2 в соответствии с абз. 2 ст. 94 и ч.1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию понесенные ФИО2 судебные расходы по оплате строительно- технической экспертизы в сумме 10368 рублей, проведенной в ходе судебного разбирательства экспертом ГУ «Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» на основании определения Тимского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

         Принимая во внимание, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются, судебные издержки по оплате государственной пошлины не подлежат взысканию с муниципального образования «Поселок Тим» <адрес>.

      В соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 - удовлетворить.

      Признать незаконным решение (заключение) межведомственной комиссии для вынесения решений о признании непригодными (пригодными) жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны и постановке (отказе в постановке) их на соответствующий жилищный учет от ДД.ММ.ГГГГ , которым жилой <адрес> признан пригодным для постоянного проживания граждан.

      Признать незаконным постановление администрации «Поселок Тим» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации поселка Тим от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

       Обязать администрацию «Поселок Тим» <адрес> в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу принять ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ФИО3 войны.

         Взыскать с администрации муниципального образования «Поселок Тим» <адрес> в пользу ФИО2 расходы на оплату экспертизы, поведенной экспертом ГУ «Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» в сумме 10368 рублей.

    Освободить ответчика от уплаты государственной пошлины

    Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Тимский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                    С.В.Горбунова