Гражданское дело №2-202/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2012 года п. Тим Тимский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Плотниковой С.В., с участием прокурора Тимского района Курской области Воропаевой В.П., представителя органа, чье действие обжалуется, - администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области - Боброва В.В., при секретаре Гринь Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимского района Курской области в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области, суд У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тимского района Курской области обратился в суд с заявлением в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области, выразившееся в нарушении требований действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой и обязать администрацию Быстрецкого сельсовета Тимского района принять меры к ликвидации нарушений требований действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой, а именно: оборудовать оголовок колодца по ул. Садовая в с. Рогозцы навесом, установить крышку, скамью для ведер, установить приспособления и механизмы и общественные ведра в срок до 31.12.2012г., осуществлять контроль за качеством воды в данном колодце, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Тимского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Быстрецкого сельсовета законодательства при обеспечении населения доброкачественной питьевой водой, в ходе которой были установлены нарушения требований действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой, поскольку п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения. На территории МО «Быстрецкий сельсовет» Тимского района водоснабжение осуществляется из централизованных источников и нецентрализованных источников водоснабжения (колодцев). В нарушении п. 3.3.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 г. №40 «О введение в действие санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.» (СанПин 2.1.4.1175-02) оголовок колодца по ул. Садовая в с. Рогозцы не прикрыт навесом, не имеет крышки. В нарушение п. 3.3.4. данного СанПин отсутствует скамья для ведер. В нарушении п.3.3.11 данного СанПина отсутствуют приспособления и механизмы, общественные ведра. В нарушении п.6.1 данного СанПин не осуществляется контроль за качеством воды в данном колодце. Несоблюдением требований действующего законодательства и бездействия органа местного самоуправления ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц по обеспечению населения качественной питьевой водой, что может оказать вредное воздействие на здоровье человека. В судебном заседании прокурор Тимского района Курской области Воропаева В.П. поддержала заявленные требования, по основаниям указанным в заявлении. Представитель органа, чье действие обжалуется - глава администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области глава Бобров В.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал и пояснил, что установленные в ходе проверки прокурором Тимского района Курской области нарушения требований СанПин 2.1.4.1175-02 будут устранять. Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Курской области по доверенности Локтионова Н.В. в судебном заседании, заявленные прокурором требования поддержала и просила их удовлетворить. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Тимского района Курской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ в совокупности с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. Согласно ч.1, 2, ч. 4 и ч. 5 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и реактивных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Статьей 19 Федерального закона 30.03.1999 №52-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; В соответствии с п.3.3.3. СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 №40, оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку. Согласно п. 3.3.4. вышеуказанных требований, по периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер. В соответствии с п. 3.3.11. требований, подъем воды из шахтных колодцев осуществляется с помощью различных приспособлений и механизмов. Наиболее приемлемым с гигиенической точки зрения является использование насосов различных конструкций (ручных и электрических). При невозможности оборудования колодца насосом допускается устройство ворота с одной или двумя ручками, ворота с колесом для одной или двух бадей, "журавля" с общественной, прочно прикрепленной бадьей и др. Размер бадьи должен примерно соответствовать объему ведра, чтобы переливание воды из нее в ведра не представляло затруднений. В силу п.4.1 указанных СанПин по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам. Согласно п. 6.1. требований, контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. Согласно п.п.1.5, 4.3 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. N 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования. Согласно п.4 ст. 3 Устава муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области к вопросам местного значения Быстрецкого сельсовета относится организация в границах Быстрецкого сельсовета водоснабжения населения. В п.1 ст. 33 Устава муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области указано, что администрация сельсовета является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления Быстрецкого сельсовета и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 3 настоящего Устава в интересах населения. В судебном заседании установлено, что 06 августа 2012 года прокурором Тимского района Курской области на основании задания №7-14-2012 от 12.07.2012г. о проведении проверки исполнения законодательства о недропользовании (л.д.12-13) с участием старшего специалиста 1 разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области была проведена проверка деятельности администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области, в ходе которой был выявлен ряд нарушений по организации водоснабжения на территории поселения. Так, на территории МО «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области водоснабжение осуществляется из нецентрализованных источников и нецентрализованных источников водоснабжения (колодцев). На ул. Садовая с. Рогозцы Тимского района Курской области имеется нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), оголовок которого в нарушение п. 3.3.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 г. №40 «О введение в действие санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.» (СанПин 2.1.4.1175-02) не прикрыт навесом, не имеет крышки. В нарушение п. 3.3.4. данного СанПин отсутствует скамья для ведер. В нарушении п.3.3.11 данного СанПина отсутствуют приспособления и механизмы, общественные ведра. В нарушении п.6.1 данного СанПин не осуществляется контроль за качеством воды в данном колодце. По результатам проверки был составлен акт от 06.08.2012 г. (л.д.6) Главой администрации в судебном заседании не оспаривались вышеуказанные обстоятельства. Данные факты, по мнению суда, свидетельствуют о нарушении администрацией МО «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области вышеуказанных требований законодательства по организации на территории поселения водоснабжения и свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления, в результате чего населению подается питьевая вода небезопасная в эпидемиологическом отношении, небезвредная по своему химическому составу и которая имеет неблагоприятные органолептические свойства, что может негативно отразиться на здоровье людей (неопределенного круга лиц, персонифицировать который невозможно). При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области, выразившегося в нарушении требований действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой, обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194 - 198, 254- 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Тимского района Курской области в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Быстрецкий сельсовет» Тимского района Курской области, выразившееся в нарушении требований действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой. Обязать администрацию Быстрецкого сельсовета Тимского района Курской области принять меры к ликвидации нарушений требований действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой, а именно оборудовать оголовок колодца, расположенного в с. Рогозцы по ул. Садовая Тимского района Курской области навесом; установить крышку, скамью для ведер, установить приспособления и механизмы для подъема воды, общественные ведра в срок до 31.12.2012г., осуществлять контроль за качеством воды в данном колодце. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд Курской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 21.08.2012г. Председательствующий судья: