Решение не вступило в законную силу
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Дата1» года Тимирязевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Бирюковой С.Н., с участием прокурора Васильевой, при секретаре Артамоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2015/10 по иску Префектуры САО г. Москвы к Щедриной Раисе Николаевне, Щедрину Николаю Николаевичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей «ФИО1», «ФИО0» о переселении, по встречному иску Щедриной Раисы Николаевны, Щедрина Николая Николаевича действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей «ФИО1», «ФИО0» к префектуре САО г.Москвы о признании распоряжения незаконным, признании права на получение жилой площади по нормам предоставления, обязании предоставить квартиру
УСТАНОВИЛ:
Истец Префектура САО г. Москвы обратился в суд в иском к ответчикам Щедриной Р.Н., Щедрину Н.Н., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних детей «ФИО1» и «ФИО0» о переселении и просит выселить их из квартиры «№» дома «№» по «адрес1» и переселить в квартиру по адресу: «адрес2», мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 21.10.2008 года №979-ПП «О проекте планировки территории микрорайонов 5, 6, 7 Бескудниковского района г.Москвы» дом «№» по «адрес1» подлежит отселению и сносу. Щедрина Р.Н., сын Щедрин Н.Н., несовершеннолетние внуки «ФИО0» «дата2» года рождения и «ФИО1» «дата3» года рождения – 4 человека- занимают по договору социального найма комнату площадью жилого помещения 19,2 кв.м., жилой площадью 11,4 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире «№» по адресу: «адрес1». Щедрина Р.Н., Щедрин Н.Н. и несовершеннолетние «ФИО0» и «ФИО1» состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в адрес «адрес3» с «дата4» года по категории «Общие основания», учетное дело «№». Мать несовершеннолетних детей – «ФИО2» имеет на праве собственности трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 61,5 кв.м. по адресу: «адрес4». На основании ст.13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 года №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве, ст.20 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 года «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения» и в соответствии с рекомендацией общественной жилищной комиссии САО г. Москвы (протокол «№» от «дата5» года) для переселения распоряжением префекта САО г.Москвы «№» от «дата6» года Щедриной Р.Н. на 4-х человек (ее, сына, внука и внучки) предоставлена двухкомнатная квартира в доме-новостройке площадью жилого помещения 52,1 кв.м, жилой площадью 30,6 кв.м по адресу: «адрес2». От предоставленной жилой площади ответчики отказываются, просят предоставления раздельного жилья. Истец полагает отказ необоснованным, поскольку согласно ч.2 ст.13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 года размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города с соответствии с правовыми актами города Москвы; Согласно ч.7 ст.13 при предоставлении жилого помещения гражданам указанным в части 1 настоящей статьи, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом г. Москвы, учитываются наличие иных жилых помещения, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия совершенные за последние 5 лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими следок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные общей площади освобождаемым.
Ответчики Щедрина Р.Н., Щедрин Н.Н. действующий от своего имени и от имени несовершеннолетних детей «ФИО1» и «ФИО0» предъявляли встречный иск к Префектуре САО г.Москвы в котором просят признать распоряжение префекта «№» от «дата6» года о выделении семье Щедриных жилого помещения площадью 52,1 кв.м по адресу: «адрес2» недействительным. Признать за семьей из 4 человек право на получение жилой площади по нормам предоставления, установленным законодательством г. Москвы, размером не менее 72 кв.м., обязать префектуру САО г. Москвы выделить и предоставить семье Щедриных квартиру площадью не менее 72 кв.м. Требования мотивированы тем, что с «дата4» года Щедрина Р.Н., Щедрин Н.Н., «ФИО1» и «ФИО0» состоят на учете как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в «адрес3» по категории «Общие основания». На основании Постановления правительства г. Москвы от 21.10.2008 года №979-ПП «О проекте планировки территории микрорайонов 5, 6, 7 Бескудниковского р-на г. Москвы издано Распоряжение №2026 от 09.04.2009 года о начале переселения жителей микрорайона 7, в том числе и дома по адресу: «адрес1». Распоряжением префекта САО г. Москвы «№» от «дата6» года Щедриной Р.Н. как заявителю была выделена лишь двухкомнатная квартира общей площадью 52,1 кв.м на 4-х человек в силу того, что мать двоих малолетних детей имеет в собственности квартиру. С распоряжением префекта не согласны поскольку Щедрина Р.Н., Щедрин Н.Н., «ФИО0» и «ФИО0» состоят на жилищном учете, а п.7 ст.13 Закона г.Москвы от 14.06.2006 года указывает, что при предоставлении жилого помещения гражданам, указанным в ч.1 настоящей ст. не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, указанной законом г. Москвы, учитываются наличие иных жилых помещения, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования. Данная норма к Щедриным не применима так как они состоят на жилищном учете. Кроме того Щедрин Н.Н. и «ФИО2» не являются членами семьи, так как никогда в зарегистрированном браке с ней не состоял и поэтому не находится с нею в отношениях родства или свойства. Факт того, что «ФИО2» является матерью двоих детей и одновременно собственником трехкомнатной квартиры не может служить правовым основанием для ущемления жилищных прав малолетних детей, так как они не имеют права собственности на имущество родителей, так же как и родители не имеют право собственности на имущество детей. Малолетние «ФИО1» и «ФИО0» не приобретают на основании признаков родства право пользования жилым помещением, принадлежащим «ФИО2» на праве собственности. Право пользования у малолетних «ФИО0» возникло лишь в отношении жилой площади по месту регистрации. Согласно нормам п.п.5 ст.20 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 года на семью из четырех и более граждан на каждого из членов семьи предоставляется жилое помещение площадью по 18 кв.м. на одного человека в связи, с чем предоставляемое жилое помещение площадью 52,1 кв.м. не соответствует указанным нормам.
Представитель истца Префектуры САО г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования Префектуры САО г. Москвы поддержал, просил их удовлетворить, встречный иск не признал просил суд в удовлетворении встречного иска отказать.
Ответчики по основному иску и истцы по встречному иску Щедрина Р.Н. и Щедрин Н.Н. действующий от своего имени и от имени несовершеннолетних «ФИО1» и «ФИО0» в судебное заседание явились, исковые требования Префектуры САО г. Москвы не признали, просили их отклонить. Встречные исковые требования к Префектуре САО г. Москвы поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика (по основному иску) Машина Е.Б. в судебное заседание явилась, исковые требования префектуры САО г. Москвы не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Встречные исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель органа опеки и попечительства района Бескудниковское САО г. Москвы в судебное заседание не явилась, представила письменное заключение по делу, в котором указала, что исковые требования Префектуры САО г. Москвы ущемляют права и интересы несовершеннолетних, а встречные исковые требования к Префектуре САО г. Москвы считает целесообразным удовлетворить. Суд, с согласия сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООП Бескудниковское САО г. Москвы.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 89 ч. 1 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В обоснование своих требований истец указывает, что предоставляемые ответчикам жилые помещения соответствуют норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, с учетом наличия на праве собственности у матери несовершеннолетних «ФИО1» и «ФИО0» – «ФИО2» трехкомнатной квартиры площадью жилого помещения 61,5 кв.м. по адресу: «адрес1».
Как указано в ст. 13 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» - переселении граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность. Размер жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы.
В соответствии с ч.1, 3, 4, п.5 ч. 6 ст.20 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2010 года ( в редакции от 27.01.2010 года) «Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения» жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. Размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем: на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
В соответствии с п.7 ст.13 Закона г. осквы от 31 мая 2006 года №21 (в редакции от 31.03.2010 года) «Об обеспечении прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений в г.Москве» при предоставлении жилого помещения гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом города Москвы, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом города Москвы. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
Судом установлено, что в комнате коммунальной 2-х комнатной квартире жилой площадью 11,4 кв.м. по адресу: «адрес1» на основании договора социального найма зарегистрированы Щедрина Р.Н., сын Щедрин Н.Н., и несовершеннолетние внуки «ФИО1», «ФИО0».
Семья в составе 4 человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в «адрес3» с «дата4» года по категории «общие условия», что подтверждается представленной суду копией учетного дела.
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 21 октября 2008 года №979-ПП дом «№» по «адрес1» подлежит сносу.
На основании распоряжения префекта САО г. Москвы от «дата7» года «№» УДЖП и ЖФ САО г. Москвы преступило к переселению жителей дома «№» по «адрес1».
Распоряжением Префекта САО г. Москвы «№» от «дата6» года Щедриной Р.Н. на 4-х человек предоставлена двухкомнатная квартира в доме – новостройке площадью жилого помещения 52,1 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м. по адресу: «адрес2».
«Дата8» года Щедрин Н.Н. обратился с заявлением на имя начальника УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО, просил предоставить на семью из 4 человек две однокомнатные квартиры.
Решением общественной жилищной комиссии САО от «дата9» года в удовлетворении просьбы о предоставлении двух однокомнатных квартир было отказано. Согласно свидетельств о рождении родителями несовершеннолетних «ФИО0» и «ФИО1» являются граждане Щедрин Н.Н. и «ФИО2».
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права «ФИО2» является собственником трехкомнатной квартиры распложенной по адресу: «адрес4».
Согласно выписки из домовой книги и карточки учета «ФИО2» зарегистрирована по адресу: «адрес4».
При таких обстоятельствах, оценивая все имеющиеся доказательства по делу, суд считает, что требования Префектуры САО г.Москвы о переселении подлежат отклонению, а встречные исковые требования Щедриной Р.Н., Щедрина Н.Н. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних «ФИО1» и «ФИО0» - подлежащими частичному удовлетворению. Ссылка Префектуры САО г.Москвы в оспариваемом Распоряжении на п.7 ст.13 Закона г.Москвы №29 от 14.06.2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», согласно которому Щедриным представлена двухкомнатная квартира общей площадью 52,1 кв.м, жилой площадью 30,6 кв.м. не может быть признана законной, поскольку данная правовая норма к спорным правоотношениям применена быть не может, поскольку Щедрины состоят на учете по улучшению жилищных условий, подтверждением чему служит учетное дело.
Довод представителя префектуры САО г. Москвы о наличии в собственности матери несовершеннолетних «ФИО0» и «ФИО1» – «ФИО2» трехкомнатной квартиры так же не может быть принят во внимание, поскольку последняя не является членом семьи заявителя, так как никогда зарегистрированном браке с Щедриным Н.Н. не состояла, и по месту его жительства не проживала, а на основании ст.1 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 года членами семьи заявителя признаются – супруг и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойствами, совместно проживающими в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда.
Представленная Префектурой САО г. Москвы для переселения квартира общей площадью 52,1 кв.м не соответствует нормам указанным в п.п.5 ст.20 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 года, согласно которым на семью из четырех и более граждан на каждого из членов семьи предоставляется жилое помещение площадью по 18 кв.м. на одного человека. Кроме того в соответствии со ст.20 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2010 года (в редакции от 27.01.2010 года) «Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения» в состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
Поскольку распоряжением Префекта САО г. Москвы Щедриной Р.Н. и Щедрину Н.Н. предоставлена двухкомнатная квартира размером общей площади 52,1 кв.м., не соответствующая нормам предоставления жилой площади, установленной для лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, исковые требования Префекта САО г. Москвы являются не обоснованными и подлежат отклонению.
Поскольку распоряжение Префекта САО г. Москвы о предоставлении Щедриным жилого помещения требованиям действующего законодательства не отвечает, оспариваемое распоряжение подлежит признанию недействительным.
Требования Щедриных о признании за ними права на получение жилой площади не менее 72 кв.м. и обязании Префектуры САО выделить Щедриным квартиру площадью не менее 72 кв.м. удовлетворению не подлежат, поскольку решение вопроса о предоставлении жилых помещения в связи с переселением относится к компетенции Префектов административных округов г. Москвы. При этом суд полагает необходимым обязать Префекта САО повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ответчикам жилого помещения в связи со сносом дома по адресу: «адрес1»
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Префектуры САО к Щедриной Раисе Николаевне, Щедрину Николаю Николаевичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей «ФИО1», «ФИО0» о переселении отказать.
Встречные исковые требования Щедриной Раисы Николаевны, Щедрина Николая Николаевича действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей «ФИО1», «ФИО0» к префектуре САО г.Москвы о признании распоряжения незаконным, признании права на получение жилой площади по нормам предоставления, обязании предоставить квартиру удовлетворить частично.
Признать распоряжение Префекта САО «№» от «дата6» года о предоставлении Щедриной Раисе Николаевне на семью из четырех человек жилого помещения по адресу: «адрес2» недействительным.
Обязать Префекта САО повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Щедриной Раисе Николаевне, Щедрину Николаю Николаевичу, несовершеннолетним «ФИО1», «ФИО0» жилого помещения в связи со сносом дома по адресу: «адрес1»
В остальной части в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение десяти дней с даты изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья Бирюкова С.Н.