О признании права на улучшение жилищных условий



Решение не вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ДАТА» Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Кашиной Е.В., при секретаре Васильченко А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2190/10 по иску Тармаевой Наталии Алексеевны к Управе района Бескудниково САО г. Москвы, УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО, Префектуре САО о признании распоряжения Главы управы незаконным, признании нуждающейся в дополнительной жилой площади, восстановлении на жилищном учете, признании разными семьями, обязании предоставить отдельное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Тармаева Н.А. обратилась в суд с иском к ответчикам УР Бескудниково, УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО и Префектуре САО г. Москвы и просит признать недействительным распоряжение главы управы Бескудниковского района г. Москвы об исключении её и Тармаевой Р.И. из программы обеспечения жилой площадью и снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать Тармаеву Н.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать восстановить Тармаеву Н.А. на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты снятия с учета, признать Тармаеву Н.А., отдельной семьей от «ФИО», обязать ответчиков выделить Тармаевой Н.А., дополнительную жилую площадь в первоочередном порядке, предоставить Тармаевой Н.А., отдельную квартиру при её выселении (переселении) в связи со сносом дома из квартиры, расположенной по адресу: «АДРЕС» и заключить с ней отдельный договор социального найма.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила признать недействительным распоряжение главы управы Бескудниковского района г. Москвы об исключении её и «ФИО» из программы обеспечения жилой площадью и снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать Тармаеву Н.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать восстановить Тармаеву Н.А. на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты снятия с учета, признать Тармаеву Н.А., отдельной семьей от «ФИО», обязать ответчиков предоставить Тармаевой Н.А., дополнительную жилую площадь в первоочередном порядке, обязать Ответчиков предоставить Тармаевой Н.А., жилую площадь при её выселении (переселении) в связи со сносом дома из квартиры, расположенной по адресу: «АДРЕС», с учетом её права на дополнительную жилую площадь, обязать ответчиков заключить с Тармаевой Н.А., отдельный договор социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что Тармаева Н.А. является инвалидом первой группы, колясочником. Она страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты", Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь". Распоряжением префекта от «ДАТА-1» семья истца в составе Тармаевой Н.А., «ФИО» и «ФИО-1» была принята на учет граждан по улучшению жилищных условий по категории «Инвалиды по заболеванию по договору социального найма». Распоряжением главы Управы Бескудниковского района г. Москвы «№» от «ДАТА-2» «ФИО» и Тармаева Н.А. были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях. По мнению истца, она, являясь инвалидом соответствующей категории, нуждается в улучшении жилищных условий с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, оснований для её снятия с учета не имелось. Истец и мать её бывшего мужа – «ФИО» являются разными семьями, поскольку имеют свои источники дохода, состоящие из пенсий, отдельный бюджет, раздельно ведут хозяйство и не имеют намерения быть одной семьей. С «ФИО» у истца сложились неприязненные отношения. Истец и «ФИО», являясь разными семьями, не могут быть участниками существующего договора социального найма. По мнению истца она имеет право на предоставление отдельного от «ФИО» не являющейся членом её семьи, жилого помещения, заключение с ней отдельного договора социального найма,

Истец Тармаева Н.А. в судебное заседание не явилась, её интересы по доверенности представлял Гаврилин П.О., который исковые требования поддержал, просила их удовлетворить.

Представитель УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил их отклонить.

Представители УР Бескудниково и Префектуры САО в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», вступившего в законную силу 01 января 2005 года, утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты». - признано утратившим силу. Согласно п. 7 указанного постановления, в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь входит - Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

На основании ст. 49 ЖК РФ 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации,, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, призванных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст.50 ЖК РФ 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. 3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. 6. Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

В силу ч.1 ст.9 Закона г.Москвы от 14.06.2006 г. № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" - в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. п. 5 учетная норма устанавливается в размере 10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир, п. 4 учетная норма устанавливается в размере 15 кв.м. площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения» жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений;

В судебном заседании установлено, что Тармаева Н.А. является инвалидом «№» группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, о чем представлена справка сер. МСЭ-014 «№» выданная «ДАТА-3».

«ДАТА-4» Тармаевой Н.А. выдан справка «№» городской поликлиникой «№» УЗ САО г. Москвы о том, что согласно Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» Тармаева Н.А. имеет заболевание указанное в перечне.

В муниципальной двухкомнатной квартире общей площадью 44,9 кв. м, жилой площадью 26,9 кв. м. расположенной по адресу: «АДРЕС» зарегистрированы и поживают Тармаева Н.А. и «ФИО».

Распоряжением Префекта САО от «ДАТА-5» «№» семья «ФИО» в составе трех человек (она, Тармаева Н.А., «ФИО-1») была признана нуждающейся в жилых помещениях по категории «Инвалиды по заболеванию».

Распоряжением Главы Управы Бескудниковского района г. Москвы от «ДАТА-6» «№» «о снятии с жилищного учета», согласно которого – «ФИО» с семьей из трех человек (она, бывшая жена сына Тармаева Н.А., внук «ФИО-1») была признана нуждающейся в жилых помещениях в «ДАТА-3», учетное дело «№», по категории «Инвалиды по заболеванию, в соответствии ГШРФ «№»(кроме туббольных с выделением палочек». Тармаева Н.А. имеет право на льготы в соответствии с ППРФ «№». Установлено, что внук «ФИО-1» снят с регистрационного учета в «ДАТА-6» по смерти «ДАТА-7» а/з «№» от 17 августа 2007 г. Семья «ФИО» утратила основания для предоставления площади, так как у тяжелобольного имеется изолированное жилое помещение и по норме предоставления площадью обеспечена. В связи с вышеизложенным и с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии Бескудниковского района Северного административного округа города Москвы: «ФИО» с семьей из двух человек (она, бывшая жена сына Тармаева Н.А.), учетное дело «№», в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона города Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» - снята с жилищного учета.

Согласно выписки из карточки постановки на учет ИС «Курс» Управления муниципального округа «Бескудниково» САО. В муниципальной двухкомнатной квартире общей площадью 44,9 кв. м, жилой площадью 26,9 кв. м. расположенной по адресу: «АДРЕС» зарегистрированы и поживают Тармаева Н.А. и «ФИО» по адресу: «АДРЕС», на каждого человека из проживающего в квартире приходится 22,5 м. кв. общей площади, 13,5 м. кв. жилой площади.

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 августа 2007 г., вступившим в законную силу 28 августа 2008 г. по иску «ФИО» к Тармаевой Н.А. об определении долей квартирной платы и жилищно-коммунальных услуг, «ФИО» определена ? доля оплаты квартирной платы и коммунальных услуг за квартиру по адресу: «АДРЕС».

При таких обстоятельствах, оценивая все имеющиеся доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Тармаевой Н.А. о признании имеющей право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты подлежат отклонению. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты» на которое ссылается истец, с 01 января 2005 года утратило силу, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», вступившего в законную силу 01 января 2005 года, которым утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Таким образом, Тармаева Н.А., как инвалиду колясочнику, имеющей заболевание входящее в перечень, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

Требование Тармаевой Н.А. о признании недействительным распоряжение главы управы Бескудниковского района г. Москвы об исключении её и «ФИО» из программы обеспечения жилой площадью и снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не подлежит удовлетворению по следующим основаниям Тармаева Н.А. и «ФИО» зарегистрированы и поживают в муниципальной двухкомнатной квартире общей площадью 44,9 кв. м, жилой площадью 26,9 кв. м. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. п. 5 учетная норма устанавливается в размере 10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир. Таким образом доля каждого из проживающих в квартире составляет 44,9 -10 кв. м. (дополнительная жилая площадь положенная Тармаевой Н.А. как инвалиду колясочнику) : 2 = 17,45 м.кв. приходящихся на каждого из двух проживающих: Тармаеву Н.А. и «ФИО». Таким образом, на каждого члена семьи Тармаевой Н.А. приходится более 10 кв.м. жилой площади, в том числе с учетом льготной дополнительной жилой площади, положенной Тармаевой Н.А. как инвалиду колясочнику, что превышает минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на жилищный учет. Распоряжение главы управы о снятии семьи «ФИО» с учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий законно и обосновано. Требование истца о восстановлении её на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не подлежит удовлетворению по тем же основаниям.

Требования истца о признании её и «ФИО» разными семьями с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, подлежат отклонению, поскольку не основаны на законе. Признании граждан нуждающимися в жилых помещениях регулируется Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Как установлено в ходе судебного разбирательства Тармаевой Н.А. была вселена и зарегистрирована в квартиру по адресу «АДРЕС», в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения к мужу, сыну «ФИО», в связи с чем, на основании ст. 1 ч 2 Закона Города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» Тармаевой Н.А. является членом семьи «ФИО» и они не могут быть признаны разными семьями. Доводы истца, о том, что они имеют разные источники дохода, отдельный бюджет и ведут раздельное хозяйство, в связи с чем, на основании ст. 3 Закона города Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» № 22 являются разными семьями, суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы не подтверждены доказательствами. Кроме того, суд обращает внимание на то, что на учет нуждающихся в жилых помещениях «ФИО», Тармаева Н.А. были поставлены в составе одной семьи.

На основании вышеизложенного, требования Тармаевой Н.А. обязать ответчиков выделить Тармаевой Н.А., дополнительную жилую площадь в первоочередном порядке, предоставить Тармаевой Н.А., отдельную квартиру при её выселении (переселении) в связи со сносом дома из квартиры, расположенной по адресу: «АДРЕС» и заключить с ней отдельный договор социального найма так же подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требования Тармаевой Наталии Алексеевне к Управе района Бескудниково САО г. Москвы, УДЖП и ЖФ г. Москвы в САО, Префектуре САО о признании распоряжения Главы управы незаконным, признании нуждающейся в дополнительной жилой площади, восстановлении на жилищном учете, признании разными семьями, обязании предоставить отдельное жилое помещение – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья: