О признании права собственности на долю комнаты по праву наследования по закону



Решение вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Дата1» г. Москва

Тимирязевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего федерального судьи Бирюковой С.Н., с участием адвоката Ходня Н.В., при секретаре Тимченко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2584/10 по иску Резниковской Нины Дмитриевны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об определении долей в праве собственности на комнату, об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на долю комнаты по праву наследования по закону,

УСТАНОВИЛ:

Истец Резниковская Н.Д. обратилась в суд с иском к ответчику ДЖП и ЖФ г.Москвы и просила определить доли в праве общей долевой собственности на комнату «№» размером 16,6 кв. м. в двухкомнатной квартире по адресу: «адрес1», указав, что Резниковская Н.Д. и «ФИО1» являлись каждый собственником 1/2 доли указанной комнаты, а также установить юридический факт, что она Резниковская Н.Д. фактически приняла наследственное имущество в виде 1/2 доли комнаты «№» размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: «адрес1», после смерти мачехи «ФИО1», умершей «дата2» и признать за Резниковской Н.Д. право собственности на 1/2 долю комнаты «№», размером 16,6 кв.м., в двухкомнатной квартире по адресу: «адрес1», после смерти мачехи «ФИО1», умершей «дата2», а всего признать за Резниковской Н.Д. право собственности на комнату «№» размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: «адрес1». Свои исковые требования истица мотивировала тем, что Резниковская Н.Д. и ее мачеха «ФИО1» были зарегистрированы и проживали в комнате «№» размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: «адрес». «Дата3» между Резниковской Н.Д., «ФИО1» и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы был заключен договор передачи «№» указанной комнаты в совместную, без определения долей собственность. Договор был зарегистрирован в Московском государственном комитете по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним «дата4» и было получено свидетельство о государственной регистрации права серия «серия» на имя истицы и на имя «ФИО1». Учитывая, что в договоре передачи квартиры в собственность не было указано иное условие, истица Резниковская Н.Д. и ее мачеха «ФИО1» являлись каждый собственником 1/2 доли указанной выше комнаты. «Дата2» «ФИО1» умерла. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде 1/2 доли комнаты «№» размером 16,6 кв.м., в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: «адрес1».

С заявлением о принятии наследства к нотариусу г.Москвы в установленный законом 6-ти месячный срок истица не обращалась, но фактически она приняла наследственное имущество в виде доли квартиры, т.к. после смерти мачехи истица была зарегистрирована и продолжала проживать по указанному адресу, оплачивала коммунальные услуги и несла другие расходы по содержание комнаты, а также пользовалась имуществом, находящимся в комнате и принадлежащим умершей. Указанные действия были совершены ею в шестимесячный срок после смерти «ФИО1». Наследство открылось «дата2», срок для принятия наследства истек «дата5», а часть 3 ГК РФ была введена в действие с 1 марта 2002 года, т.е. на момент введения в действие ст.1145 ГК РФ не истек срок для принятия истицей наследства. На день введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. У истицы Резниковской Н.Д., возникло право на указанное наследственное имущество. Истица Резниковская (добрачная фамилия «…») Н.Д. родилась «дата7». Ее отец «ФИО2» состоял в зарегистрированном браке с «ФИО1» с «дата8». «Дата9» отец истицы умер. После его смерти других родственников, кроме истицы, у «ФИО1» не осталось. Уже в «дата10» истица пыталась оформить свои наследственные права и обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу г.Москвы «ФИО3» и было заведено наследственное дело к имуществу умершей «ФИО1», но ей было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства, т.к.истицей пропущен шестимесячный срок для принятия наследства.

Истец Резниковская Н.Д. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г.Москвы в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против иска не представил.

Представитель 3-го лица Росреестра в судебное заседание явился, о дне слушания дела извещен, возражений против иска не представил.

Суд, выслушав истца, ее представителя по ордеру адвоката Ходня Н.В., огласив показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, материалы наследственного дела к имуществу умершей «ФИО1», считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Резниковская Н.Д. и «ФИО1» были зарегистрированы в комнате «№» размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: «адрес1», что подтверждается выпиской из домовой книги и карточкой учета на указанную жилую площадь.

«Дата3» между Резниковской Н.Д., «ФИО1» и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы был заключен договор передачи «№» комнаты «№», размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: «адрес1», в совместную, без определения долей собственность. Договор был зарегистрирован в Московском государственном комитете по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним «дата4» и было получено свидетельство о государственной регистрации права серия «серия» на имя Резниковской Н.Д. и на имя «ФИО1».

В соответствие со ст.254 ГК РФ, доли сособственников признаются равными, если в договоре не указано иное условие. В договоре передачи квартиры в собственность не было указано иное условие, таким образом, Резниковская Н.Д. и «ФИО1» являлись каждый собственником 1/2 доли указанной выше комнаты.

«Дата2» «ФИО1» умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти.

После смерти «ФИО1» осталось наследственное имущество в виде 1/2 доли комнаты «№» размером 16,6 кв.м., в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: «адрес1». С заявлением о принятии наследства к нотариусу г.Москвы в установленный законом 6-ти месячный срок истица не обращалась, что обратилась с указанным заявлением к нотариусу г.Москвы «ФИО3» в «дата10», что подтверждается ответом нотариальной палаты г.Москвы.

Резниковская (добрачная фамилия «…») Нина Дмитриевна родилась «дата7», что подтверждается ее свидетельством о рождении. Ее отец «ФИО2» состоял в зарегистрированном браке с «ФИО1» с «дата8», что подтверждается копией свидетельства о браке. «Дата9» «ФИО2», отец истицы умер. Из представленных документов следует, что Резниковская Н.Д. являлась падчерицей «ФИО1».

В соответствии со ст.532 ГК РСФСР, с изменениями в редакции Федерального закона от 14 мая 2001 года № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 532 ГК РСФСР» падчерицы не являлись наследниками после мачехи.

В соответствии с ч.3 ст.1145 ГК РФ, вступившим в действие с 1 марта 2002 года «3. Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя».

В соответствии со ст.6 Федерального закона N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей гражданского кодекса Российской Федерации» «Применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Гражданского кодекса РФ, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Гражданского кодекса РФ (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ».

Наследство после смерти «ФИО1» открылось «дата2», срок для принятия наследства истек «дата5», а часть 3 ГК РФ была введена в действие с «дата6», т.е. на момент введения в действие ст.1145 ГК РФ.

Несмотря на то, что в установленный законом 6-ти месячный срок истица с заявлением о принятии наследства не обращалась, она фактически приняла наследственное имущество в виде доли комнаты, предметов обстановки комнаты, в соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ. После смерти «ФИО1» истица была зарегистрирована и продолжала проживать по указанному адресу, в данной комнате, оплачивала коммунальные услуги, несла расходы по содержанию комнаты, расходы на похороны «ФИО1», а также пользовалась имуществом, находящимся в комнате и принадлежащим умершей. Указанные действия были совершены истицей в шестимесячный срок после смерти «ФИО1».

Допрошенные в судебном заседании свидетели «ФИО4» и «ФИО5» подтвердили, что истица после смерти мачехи «ФИО1» продолжала проживать в комнате по адресу: «адрес1», пользовалась имуществом в комнате, оплачивала коммунальные платежи за комнату, а также оплатила похороны своей мачехи. Других родственников у «ФИО1» не было.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, т.к. они не противоречат письменным доказательствам по делу, а именно выписке из домовой книги и справки ЕИРЦ.

«Дата112 истец обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу г.Москвы «ФИО3» и было заведено наследственное дело к имуществу умершей «ФИО1», что подтверждается копией наследственного дела. Иные лица с заявлениями о принятии наследства после смерти «ФИО1» к нотариусу не обращались.

В силу ст. 264 ГПК РФ «1. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

2. Суд рассматривает дела об установлении:

9) факта принятии наследства и места открытия наследства;».

В соответствие со ст. 265 ГПК РФ «Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов».

Установление указанного факта принятия наследства имеет для Резниковской Н.Д., юридическое значение, т.к. влечет для нее право на наследство по закону после смерти мачехи «ФИО1», умершей «дата2», и признания за истицей право собственности на ? долю комнаты по праву наследования по закону после смерти мачехи «ФИО1», а всего с учетом договора передачи комнаты в собственность, право собственности на всю комнату в коммунальной квартире по вышеуказанному адресу.

Таким образом, исковые требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Определить доли в праве общей долевой собственности на комнату «№» размером 16,6 кв. м. в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: «адрес1», указав, что Резниковская Нина Дмитриевна и «ФИО1» являлись каждый собственником 1/2 доли комнаты «№» размером 16,6 кв. м. в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: «адрес1».

Установить юридический факт, что Резниковская Нина Дмитриевна фактически приняла наследственное имущество в виде 1/2 доли комнаты «№» размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: «адрес1», после смерти мачехи «ФИО1», умершей «дата2» и признать за Резниковской Ниной Дмитриевной право собственности на 1/2 долю комнаты «№», размером 16,6 кв.м., в двухкомнатной квартире по адресу: «адрес1», после смерти мачехи «ФИО1», умершей «дата2», а всего признать за Резниковской Ниной Дмитриевной право собственности на комнату «№» размером 16,6 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: «адрес1».

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья: