О признании права собственности в порядке приватизации



Решение вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2010 года Тимирязевский районный суд г. Москвы, в составе председательствующего судьи Поляковой А.Г., при секретаре Ольховой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3777/10 по иску Хныкина Сергея Васильевича, Хныкиной Раисы Анатольевны, Хныкина Алексея Сергеевича, Хныкина Дмитрия Сергеевича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права собственности в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Хныкин С.В., Хныкина Р.А., Хныкин А.С., Хныкин Д.С. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, и просят обязать признать за ними право общей долевой собственности по ? доле каждому в праве собственности на квартиру «№», расположенную в «адрес1» в порядке приватизации.

Требования мотивированы тем, что истцы проживают в трехкомнатной квартире по вышеуказанному адресу с «дата» на основании служебного ордера «№» от «дата1» Дом находился на балансе ОАО «Мосинжстрой», с которым Хныкин С.В. состоял в трудовых отношениях, и являлся общежитием. В настоящее время дом передан в собственность г. Москвы, однако истцы не могут реализовать свое право на бесплатную приватизацию, поскольку договор социального найма с ними не заключен, а ДЖП и ЖФ г. Москвы ссылается на отсутствие полномочий передавать жилое помещение в собственность граждан.

Представитель истцов по доверенности Драб Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы Топильский Ю.И. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, поскольку дом, расположенный по адресу: «адрес1» отнесен к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ От 10.09.1993 N 15-П) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Как указано в Приложении 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к муниципальной собственности относятся следующие объекты:

объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Как указано в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года по вопросам применения жилищного законодательства, Утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. следует, что в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до «дата2», могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после «дата2» при условии, если это жилое помещение является изолированным.

В судебном заседании установлено, что в жилом помещении по адресу: «адес1» с «дата3» постоянно проживают и зарегистрированы истцы Хныкин С.В., Хныкина Р.А., Хныкин А.С., Хныкин Д.С., что подтверждается лицевым счетом, выпиской из домовой книги;

Спорное жилое помещение представляет собой отдельную квартиру, общей площадью 63,4 кв.м, жилой площадью 45,6 кв. м,

Хныкину С.В. «дата1» производственным ремонтно-эксплуатационным объединением Ассоциации «Мосинжстрой» выдан служебный ордер «№», на основании которого семья была постоянно зарегистрирована по вышеуказанному адресу.

ДЖП и ЖФ г. Москвы письмом от «дата4», направленным в адрес истца Хныкиной Р.А., сообщил, что «адрес1» является специализированным жилым фондом, поэтому приватизация квартиры невозможна.

Распоряжением префекта САО г. Москвы «№» от «дата5». 2-й и 3-й подъезды одиночного общежития по «адес1» переведен из одиночного общежития в разряд семейного (48 квартир второго подъезда с 49 по 96 и 48 квартир третьего подъезда с 97 по 144 общей площадью 5189,8 кв. м жилой площадью 3581,0 кв. м.) с заселением семьями работников ассоциации «Мосинжстрой» по внутриведомственным ордерам.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Москвы при Правительстве Москвы № 73-р от 06.01.1995 года «О приватизации Г(М)П «Мосинжстрой» - Государственное (муниципальное) предприятие «Мосинжстрой» преобразовано в ОАО «Мосинжстрой». ОАО «Мосинжстрой» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Г(М)П «Мосинжстрой». Утвержден Устав АО «Мосинжстрой».

Согласно плана приватизации Г(М)П «Мосинжстрой», согласованного с Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы от «дата6»., объект по адресу: г. «адес1» не подлежит приватизации и передается в доверительное управление.

«Дата7», «дата8» между ДЖП и ЖФ г. Москвы и ОАО «Мосинжстрой» заключен договор управления многоквартирными домами, находящимися в собственности г. Москвы, в том числе на «адрес1».

«Дата9» составлен акт приема-передачи между ОАО «Мосинжстрой» и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, которым жилое помещение по адресу: «адрес1» передано в ДЖП и ЖФ г. Москвы.

Истцы в полном объеме оплачивают коммунальные платежи за квартиру по адресу: «адрес1».

Согласно справкам ДЖП и ЖФ г. Москвы и Управления Росреестра по Москве, сведения о зарегистрированных правах истцов на жилые помещения отсутствуют, вышеуказанные лица в приватизации участия не принимали, сведения о правах на объект недвижимости – квартиру по адресу: «адрес1» отсутствуют.

Согласно выписки из технического паспорта на здание, правообладателем жилого здания помещения по адресу: «адрес1», является ОАО «Мосинжстрой».

Из представленного ордера Исполнительного комитета Железнодорожного районного совета народных депутатов г.Москвы следует, что ордер на жилое помещение выдан Главмосинжстрою, УЖСК Главмосинжстроя, тип квартир – отдельные по адресу: «адрес1» с 1 по 191 квартиры, количество комнат 427, площадь предоставлена на 860 человек.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что дом по адресу: «адес1», являлся семейным общежитием, принадлежавшем государственному (муниципальному) предприятию «Мосинжстрой», находящемся на его балансе. При приватизации государственного (муниципального) предприятия вышеуказанное общежитие, согласно представленному плану приватизации в состав приватизируемого имущества включено не было.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указанное общежитие подлежало передаче в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный дом утратил статус общежития в силу закона и к возникшим правоотношениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцам, как семье работника организации предоставлена отдельная квартира «№» по вышеуказанному адресу, в которой истец, отработавший более десяти лет на предприятии проживает с семьей, постоянно зарегистрирован по вышеуказанному адресу, жилое помещение является изолированным.

Оценивая собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как указано в ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса», общежития, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений и предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от указанных документов.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, семья Хныкиных проживает в жилом помещении, которое находится в доме, ранее предоставленном Г(М)П Мосинжстрой для использования в качестве общежития. На основании акта «№» от «дата9» произведена фактическая передача жилого здания по адресу: «адрес1» в собственность г.Москвы.

При наличии установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что занимаемое истцами жилое помещение утратило статус общежития и к возникшим правоотношениям должны применяться нормы Закона, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку истцы свое право на однократную, бесплатную передачу в собственность жилого помещения не использовали, они имеют право на участие в приватизации спорного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за Хныкиным Сергеем Васильевичем, Хныкиной Раисой Анатольевной, Хныкиным Алексеем Сергеевичем, Хныкиным Дмитрием Сергеевичем право общей долевой собственности в размере по 1/4 (одной четвертой) доле каждому в праве собственности на квартиру «№», расположенную в «адрес1».

Решение является основанием для внесения в ЕГРП записи о праве общей долевой собственности в размере по 1/4 (одной четвертой) Хныкина Сергея Васильевича, Хныкиной Раисы Анатольевны, Хныкина Алексея Сергеевича, Хныкина Дмитрия Сергеевича в праве собственности на квартиру «№», расположенную в «адрес1».

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Тимирязевский районный суд.

Судья: