О расторжении договора на техническое обслуживание, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда



Решение вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.04.2011 года Тимирязевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Ворониной И.В., при секретаре Теблоевой Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1034/11 по иску Бузыревой Ирины Львовны к ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» о расторжении договора на техническое обслуживание, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

Установил:

Истец Бузырева И.Л. обратилась в суд с иском к ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» и просит суд расторгнуть договор на техническое обслуживание с ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» на «дата1»-«дата2»; взыскать с ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» затраты на техническое обслуживание в размере 600 рублей; неустойку в размере 600 рублей за невыполнение договора; неустойку в размере 600 рублей за отказ ответчика выполнит поверку в рам­ках заключенного договора на «дата1»-«дата2»; взыскать в счет компенсации морального вреда 3000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что в квартире истца установлены индивидуальные счетчики воды. Для оплаты по их показаниям по требованию ДЕЗ Восточное Дегунино «дата3» между истцом и ДЕЗ Восточное Дегунино был заключен договор на техническое обслуживание приборов учета холодной и горячей воды. Истец оплатила стоимость работ в соответствии с условиями договора. Ответчик взял на себя обязатель­ства по техническому обслуживанию и проведению метрологических поверок, руководствуясь при этом Регламентом технического обслуживания, утвержденным Правительством г. Москвы. Никаких работ, определенных п.3.1.3 заключенного договора, ответчиком в квартире истца за срок действия договора произведено не было, хотя в договоре установлены конкретные сроки выполне­ния работ по техническому обслуживанию (2 раза в год). Кроме того, истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой произвести плановую поверку квар­тирного водосчетчика согласно п. 3.1.5 заключенного договора, в чем ей также было отказано. По истечении срока действия заключенного договора, истец обратилась к ответчику с письменной пре­тензией по поводу исполнения заключенного договор со стороны ответчика. В присланном истцу ответе нет ни слова по поводу претензий, тогда она попросила ответчика расторгнуть за­ключенный договор, но ответ на эту претензию получен не был. Таким образом, ответчик отказался решать возникшие разногласия.

Инициатором заключения данного договора в «дата» в обязательном порядке являлся именно ответчик. Конкретный договор на «дата1»-«дата2» был заключен в рамках мирового соглашения с ответчиком, поскольку само требование заключить подобный договор противоречит ст. 16 Закона «О защите прав потребителя». В течение последних 2-х лет истец подала два судебных иска о неисполнении подрядными организациями своих обязательств по обслуживанию индивидуальных водосчетчиков. В общей сложности истцу пришлось являться в суд более 10 раз для защиты своих прав. При заключении договора с ответчиком в «дата2» истец возлагала надежду на окончательное раз­решение всех вопросов по поводу технического обслуживания индивидуальных водосчетчиков, однако все вопросы опять решаются в судебном порядке.

Определением Тимирязевского районного суда от 24.02.2011 года к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено ООО «Мультисистема».

Истец Бузырева М.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Горяинова В.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, представила письменные возражения.

Представитель ООО «Мультисистема» в суд не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд считает, что исковые требования Бузыревой Ирины Львовны к ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» о расторжении договора на техническое обслуживание, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению с учетом следующих обстоятельств дела.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГПК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как следует из ст. 450 ч. 2 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Как следует из ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

Из ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

назначить исполнителю новый срок;

поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

В п. 5 данной статьи указано, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Судом установлено, что истец Бузырева И.Л. проживает по адресу «адрес1».

«Дата3» между Бузыревой И.Л. и ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино был заключен Договор об оказании услуг по техническому обслуживанию, ремонту (замене) и поверке квартирных приборов учета холодной и горячей воды, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать потребителю услуги и выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту (замене) и поверке квартирных приборов учета холодной и горячей воды, установленные по адресу «адрес1», а потребитель обязуется оплачивать услуги и работы, выполняемые исполнителем в порядке, установленном настоящим Договором. Стороны по настоящему Договору руководствуются Регламентом технического обслуживания и ремонта квартирных приборов учета холодной и горячей воды в жилых домах города Москвы, утвержденным первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы «дата4» («Регламент»).

Согласно п. 2.1 договора, стоимость технического обслуживания одного квартирного прибора учета устанавливается в пределах, определенных Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от «дата5», и составляет 25 руб. в месяц с учетом НДС.

Согласно п. 2.2 договора, оплата Потребителем услуг по настоящему Договору, производится единовременно, путем внесения авансового платежа за весь период действия настоящего Договора, через Банк на расчетный счет Исполнителя, указанный в реквизитах.

Согласно п. 2.3 договора, стоимость годового технического обслуживания двух счетчиков составляет 600 (шестьсот) рублей, четырех счетчиков 1200 (одна тысяча двести) рублей (с НДС).

В п. 2.4. договора указано, что стоимость поверки и послегарантийного ремонта квартирных приборов учета не входит в стоимость работ по их техническому обслуживанию и определяется по прейскуранту подрядных организаций в пределах, определенных Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от «дата5».

П. 3.1.1. договора указано, что исполнитель обязан оказывать услуги по техническому обслуживанию и выполнять работы по ремонту и поверке квартирных приборов учета надлежащего качества. Объем и содержание по техническому обслуживанию, ремонту и поверке приборов учета воды, определяется в соответствии с Регламентом.

В п. 3.1.2 договора предусмотрено, что периодичность выполнения работ по договору: - техническое обслуживание приборов учета проводится 2 раза в год; - периодическая метрологическая поверка осуществляется по истечении межповерочного интервала; -внеплановая метрологическая поверка осуществляется по заявке Потребителя, а также в других случаях, предусмотренных регламентом.

В п. 3.1.4 договора указано, что в стоимость ремонта квартирного прибора учета холодной и горячей воды включены затраты по их демонтажу, монтажу и поверке.

Согласно п. 3.1.5 указано, что исполнитель обязан проводить периодическую метрологическую поверку счетчиков воды.

Из п. 3.1.6. договора следует, что исполнитель обязан проводить внеплановую метрологическую поверку счетчиков воды по требованию потребителя при возникновении сомнений в точности измерения объемов воды. В случае, если результаты поверки подтвердили достоверность измерений счетчиков воды. Работы по внеочередной поверке оплачиваются потребителем согласно Прейскуранта.

П. 3.1.8 предусмотрено, что в случае необходимости проведения поверки, ремонта, замены приборов учета или проведения иных работ, не предусмотренных Регламентом составлять перечень необходимых работ с указанием причин их возникновения, стоимости и способа выполнения и представлять его на согласование потребителю.

Срок действия указанного договора один год.

«Дата6» истец оплатила ответчику 600 рублей за техническое обслуживание водосчетчиков в количестве 2- шт.

«Дата7» между ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино и ООО «ООО2» был заключен Договор подряда «№» на установку, ввод в эксплуатацию установленных ранее квартирных приборов учета расхода холодной и горячей воды (техническое обследование, замена, метрологическая поверка и техническое обслуживание узлов учета), по условиям которого подрядчик обязуется, выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ в соответствии с Приложением № 1, к настоящему договору. Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему договору, организовать приемку их результата и оплатить обусловленную настоящим договором стоимость выполнения работ. Подрядчик гарантирует качество выполнения работ по настоящему договору.

Согласно п. 2.1 договора, стоимость (цена) работ, выполняемых по настоящему договору, определена в протоколе соглашения о договорной цене (Приложение №2 к настоящему договору).

Согласно п. 2.5 договора, оплата работ по установке квартирных приборов учета горячей и холодной воды малоимущим категориям граждан по списку, предоставленному «Заказчиком», производится гражданами в рассрочку в два этапа: 1 этап - непосредственно на расчетный счет «Заказчика » в размере 50 %от стоимости установки приборов, 2 этап - оставшиеся 50 % стоимости установки приборов учета воды, вносятся жителями по предоставленным «Заказчиком» квитанциям на расчетный счет «Заказчика» в течение 5 месяцев по 10 %.

«Дата8» истцом на имя начальника ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино было подано заявление, в котором она просила сообщить, имеются ли у ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино к ней какие-либо претензии по поводу оплаты горячей и холодной воды с «дата7» по «дата9», а также сообщить, будет ли произведен перерасчет по оплате за воду и канализацию, если будет, то указать каким образом.

«Дата10» истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила произвести плановую поверку водосчетчика горячей воды в рамках заключенного договора.

«Дата11» ответчиком в адрес истца было направлено письмо, согласно которому в ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино рассмотрено обращение Бузыревой И.Л. по вопросу проведения плановой поверки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды. В соответствии с заключенным между Дирекцией и Бузыревой И.Л. договором на техническое обслуживание, ремонт и поверку квартирных приборов учета холодной и горячей воды, периодическая метрологическая поверка производится по истечении межповерочного интервала (для приборов учета ХВС - 5 лет, для ГВС - 4 года), внеплановая метрологическая поверка осуществляется по заявке Бузыревой И.Л., стоимость поверки не входит в стоимость работ по техническому обслуживанию и определяется по прейскуранту подрядных организаций. В связи с вышеизложенным, произвести плановую метрологическую поверку приборов учета, согласно Регламента технического обслуживания и ремонта квартирных приборов учета холодной и горячей воды в жилых домах г. Москвы, утвержденного первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы 20.03.2007 г., Дирекция не имеет возможности. В случае согласия Бузыревой И.Л. на проведение внеплановой метрологической поверки, стоимость которой определяется по прейскуранту подрядных организаций, ей необходимо придти на прием в производственный отдел.

«Дата12» письмо аналогичного содержания ответчиком было продублировано.

«Дата13» между ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино и ООО «Мультисистема» был заключен Договор «№»-САО на установку, ввод в эксплуатацию установленных ранее квартирных приборов учета расхода холодной и горячей воды (техническое обследование, замена, метрологическая поверка и техническое обслуживание узлов учета ), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ в соответствии с Приложением № 1 к настоящему договору и Дополнительным соглашением № 2 к настоящему договору. Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему договору. Подрядчик гарантирует качество выполнения работ по настоящему договору.

«Дата14» истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила предоставить ей смету на поверку одного индивидуального водосчетчика, осуществляемую любой подрядной организацией, выбранной ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино.

«Дата15» истцом в адрес ответчика была направлена претензия, в которой она просила выплатить ей стоимость годового технического обслуживания в размере 600 руб., неустойку по договору в размере 600 руб., 600 руб. в качестве неустойки за отказ провести поверку.

«Дата6» ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино в адрес Бузыревой И.Л. было направлено письмо, из которого следует, что Дирекция Восточное Дегунино приносит ей свои извинения за несвоевременно проведенные работы по техническому обслуживанию приборов учета воды. Техническое обслуживание будет проведено Бузыревой И.Л. фирмой ООО «Мультисистема» в полном объеме, согласно регламента работ. Организация ООО «Мультисистема» выиграла тендер на техническое обслуживание приборов учета воды, установленных за счет средств городского бюджета. Так как счетчики Бузыревой И.Л. были установлены за счет средств города, она должны заключить договор на техническое обслуживание счетчиков с ООО «Мультисистемой». Начисления за услугу технического обслуживания счетчиков будет производится через единый платежный документ каждый месяц. Стоимость поверки приборов учета воды не входит в стоимость технического обслуживания ( п.2.4 договора) и оплачивается отдельно.

«Дата16» истцом в адрес ответчика была направлена претензия, в которой она просила расторгнуть договор на техническое обслуживание от «дата3», выплатить ей стоимость годового технического обслуживания в размере 600 руб., неустойку по договору в размере 600 руб., 600 руб. за отказ провести проверку.

«Дата17» ООО «ООО» составлен акт снятия квартирных счетчиков воды по адресу «адрес1» для проведения поверки. Из данного акта следует, что для поверки был снят один счетчик с заводским номером «№». Данный акт подписан представителем фирмы ООО «ООО» и Бузыревой И.Л.

«Дата18» ООО «ООО» составлен акт установки квартирных счетчиков воды по адресу «адрес1» после проведения поверки. Из данного акта следует, что установлены два счетчика воды после проведения поверки с заводскими номерами «№» и «№». Данный акт подписан представителем фирмы ООО «ООО» и Бузыревой И.Л.

В ходе рассмотрения гражданского дела представлен паспорт счетчика холодной и горячей воды, в котором указано, что первичная поверка водосчетчика «№» была проведена «дата19».

Оценивая все имеющиеся доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Бузыревой Ирины Львовны к ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» о расторжении договора на техническое обслуживание, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению. Суд считает, что ответчиком были нарушены условия договора об оказании услуг от «дата3», поскольку по условиям договора ответчик взял на себя обязательства по выполнению технического обслуживания приборов учета воды 2 раза в год. Однако с момента заключения договора ответчиком обязательства по договору не выполнялись, техническое обслуживание не проводилось. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались в судебном заседании. Учитывая, что срок действия указанного договора об оказании услуг по техническому обслуживанию, ремонту (замене) и поверке квартирных приборов истек, поскольку он был заключен сторонами «дата3», и срок его действия составлял один год, суд считает, что договор не подлежит расторжению в связи с истечением срока его действия. Но поскольку условия договора ответчиком были нарушены, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 600 рублей, оплаченные истцом за техобслуживание. Также суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 600 рублей за нарушение сроков проведения техобслуживания, а именно с «дата20» – по истечении шести месяцев с момента заключения договора по день подачи иска «дата21» (600 руб. х3%х350 дней =6300 рублей). Поскольку размер неустойки не может превышать цены услуги, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 600 рублей.

Также суд считает, что удовлетворению подлежат требования истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 600 рублей за отказ ответчика выполнить поверку в рамках заключенного «дата3» договора, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства ответчик принял на себя обязательства по проведению поверки по заявке потребителя в п. 3.1.2 договора. Однако своих обязательств не выполнил, несмотря на то, что истец обращался к нему с заявлением от «дата3». Доводы представителя ответчика о том, что проведение поверки является платным, данная услуга не была оплачена истцом, суд не принимает во внимание, поскольку из п. 3.1.6. договора следует, что исполнитель обязан проводить внеплановую метрологическую поверку счетчиков воды по требованию потребителя при возникновении сомнений в точности измерения объемов воды. В случае, если результаты поверки подтвердили достоверность измерений счетчиков воды, работы по внеочередной поверке оплачиваются потребителем согласно Прейскуранта. В главе 8 п. 8.6 Регламента выполнения работ по обслуживанию, ремонту и поверке внутридомовых технических средств, обеспечивающих обработку и автоматизированную передачу данных об объемах потребления ресурсов в г.Москве указано, что внеочередные поверки выполняются при возникновении сомнений в достоверности показаний ИПУ у владельца прибора или обслуживающей организации в других случаях. Кроме того, суд считает, что техническое обслуживание включает в себя ремонт ИПУ, в том числе затраты по их демонтажу, монтажу и поверке. В связи с чем, поверка не подлежит дополнительной оплате. Доводы ответчика о том, что в «дата1» не подошел срок проведения плановой поверки, суд не принимает во внимание, поскольку истец обратилась к ответчику с заявлением о проведении поверки, и в соответствии с п. 3.1.2 договора ответчик обязан был ее провести.

Поскольку ответчиком не были исполнены обязательства по договору от «дата3», суд считает, что ответчик нарушил права истца как потребителя, и взыскивает с ответчика в пользу истца моральный вред в сумме 3000 рублей.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Бузыревой Ирины Львовны к ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» о расторжении договора на техническое обслуживание, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда –удовлетворить частично.

Взыскать с ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Восточное Дегунино» в пользу Бузыревой Ирины Львовны затраты на техническое обслуживание в размере 600 рублей; неустойку за невыполнение договора в размере 600 рублей; неустойку за отказ ответчика выполнить поверку в рам­ках заключенного договора на «дата1»-«дата2» в размере 600 рублей; в счет компенсации морального вреда 3000 рублей, а всего 4800 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных Бузыревой Ирины Львовны исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тимирязевский районный суд.

Судья: Воронина И.В.