Решение вступило в законную силу РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 октября 2011 года г. Москва Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Барановой Н.С., при секретаре Любецкой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3190/11 по иску Коптевского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Самсон-Фарма» об обязании оснастить помещение специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан УСТАНОВИЛ: Коптевский районный прокурор г.Москвы обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Самсон-Фарма» об обязании оснастить помещение специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной Коптевской межрайонной прокуратурой г. Москвы, установлены нарушения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в помещении аптеки ООО «Самсон-фарма», расположенной по адресу: «адрес2». Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1998 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» организации, независимо от организационной формы создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Аналогичное требование содержит статья 3 Закона города Москвы от 17.01.2001 № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы», в соответствие с которой к объектам, подлежащим оснащению (специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся объекты здравоохранения. В ходе проверки установлено, что вход в аптеку ООО «Самсон-фарма», расположенную по адресу: «адрес2» оборудован только порогами, пандус отсутствует, в связи с чем, доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, в аптеку невозможен. Прокурор Якунина Е.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержал. Представитель ответчика ООО «Самсон-Фарма» в судебное заседание явился, пояснил, что исковые требования не могут быть удовлетворены поскольку в соответствии со СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, при ширине не менее 2,2 метров. Между тем, входной тамбур в аптеку имеет глубину 1,48 метра, его ширина составляет 1,48 метра. Ширина пути движения ( в коридорах, помещениях, галереях и т.п. в чистоте должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении 1,5 метра, при встречном движении 1,8 м. Ширина коридора на входе в торговый зал составляет 0,9 м. Пунктами 3.27,3.28,3.29 СНиП определено, что ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть как правило не менее 1,35 м, высота подъема ступеней – не более 0,15 м, ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 метров. Общая ширина марша лестницы, ведущей в аптеку (в тамбуре) составляет 1,47 метра, высота подъема ступени 0,19 метров, общая глубина и ширина входного тамбура составляет 1,48 метров. Таким образом, по мнению представителя ответчика в аптеке отсутствует объективная архитектурная и технологическая возможность обустроить пандус для беспрепятственного и безопасного доступа в аптеку инвалидов, использующих кресла-коляски, в соответствии с требованиями нормативных документов. Кроме того, нормы СНИП 35-01-2001 должны применяться при строительстве новых или модернизации, реконструкции уже построенных стационарных объектов. Между тем, аптека ООО «Самсон-Фарма» не относится к данным объектам. ООО «Самсон-Фарма» направило в Местную районную организацию «Тимирязевский» Московской городской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» письмо с просьбой согласовать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, использующих кресла-коляски Представитель третьего лица АТИ САО г.Москвы в судебное заседание не явился, представил в адрес суда ответ на запрос суда о том, что в ходе комиссионного обследования территории установлено, что у аптеки ООО «Самсон-Фарма» по адресу: «адрес2» невозможно технически установить пандус для обеспечения безбарьерной среды Маломобильных групп населения в соответствии с действующими СНиП. Представитель третьего лица Управы Тимирязевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также ответ на запрос суда о том, что в Управе отсутствует инженер-специалист строительной направленности, в связи с чем, представить сведения о возможности установки пандуса по адресу: «адрес2» не представляется возможным. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений ст. 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно ст. 5 Закона г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» Органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе. Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются. В состав основных видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан". Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы. В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно-технических документов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов, собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения. Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом. Органы исполнительной власти Москвы, административных округов и местного самоуправления, при необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к действующим объектам. Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и балансодержатели указанных объектов. Судом установлено, что в нежилом помещении по адресу: «адрес2» расположена аптека ООО « Самсон-Фарма». «Дата6» комиссией в составе сотрудников управы Бескудниковского района, главного специалиста УСЗН, инспектора АТИ, инженера ГУ «ИС Бескудниковский» произведено обследование парикмахерской ООО «ООО», расположенного по адресу: «адрес1». Комиссией установлено, что данный объект не является доступным для маломобильных групп населения: пандус отсутствует. Проведенной Коптевской межрайонной прокуратурой г. Москвы, установлены нарушения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в помещении аптеки ООО «Самсон-фарма», расположенной по адресу: «адрес2». По сообщению АТИ САО г.Москвы в судебное заседание не явился, представил в адрес суда ответ на запрос суда о том, что в ходе комиссионного обследования территории установлено, что у аптеки ООО «Самсон-Фарма» по адресу: «адрес2» невозможно технически установить пандус для обеспечения безбарьерной среды Маломобильных групп населения в соответствии с действующими СНиП. Данное сообщение не противоречить объяснениями представителя ответчика о размерах тамбура аптеки, высоты лестницы и т.д. Оценивая исследованные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Как следует из вышеприведенных правовых норм, действующих в сфере обеспечения доступности инвалидов к социальной инфраструктуре, оснащение действующих объектов инфраструктуры специальными приспособлениями для доступа инвалидов осуществляется исключительно в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов. Такие работы проводятся после разработки и утверждения соответствующих планов реконструкции и ремонта и только в том случае, если в ходе запланированных реконструкции и ремонта эти работы не будут выполнены, возможно применение соответствующих санкций, в том числе обязание в судебном порядке выполнить работы по установке средств доступности инвалидов, в том числе пандусов. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что в занимаемом ООО «Самсон-Фарма» помещении проведена либо проводится реконструкция, либо планово- предупредительный ремонт без включения работ по установке пандуса, в ходе рассмотрения дела не установлено. Доказательств, свидетельствующих о том, что помещение, занимаемое ООО «Самсон-Фарма» включено в план проведения предупредительных ремонтов с обязательным выполнением работ по установке пандуса и срок выполнения данных работ наступил, суду не представлено. Кроме того, обязанность по выполнению работ по установке пандусов возникает в случае, когда планировка помещения позволяет осуществить эти работы. Вместе с тем, из заключения АТИ САО г.Москвы следует, что возможности оснастить помещение пандусом не имеется, поскольку такая установка будет противоречить действующим СНиП. Постановлением Правительства г. Москвы № 319-ПП от 24 апреля 2007 года утверждена Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на «дата1»-«дата2» годы», предусматривающая, в том числе проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступности инвалидов. Согласно п. 12.4 данного Постановления Префектурам административных округов города Москвы совместно с управами районов, территориальными подразделениями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, общественными объединениями инвалидов, предприятиями и организациями различных форм собственности поручено создать в «дата1» постоянно действующие рабочие группы в управах районов города Москвы с участием инвалидов и их общественных организаций для контроля за ходом работ по приспособлению для нужд инвалидов расположенных на территории района объектов общественной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также для осуществления мониторинга в этой области. Постановлением Правительства г. Москвы от 17 февраля 2009 года № 115-ПП внесены изменения в вышеуказанное Постановление и определена Стратегия повышения качества жизни инвалидов в г. Москве на период до «дата5». Пунктом 5 Стратегии определены основные направления работы по обеспечению «безбарьерной среды обитания инвалидов». В соответствии с данным пунктом Стратегии принятие решений о возможности адаптации для инвалидов объектов сложившейся застройки должно основываться на результатах обследований их специализированными организациями и рекомендаций межведомственных рабочих групп, созданных в управах районов (постановление Правительства Москвы от 07 декабря 2004 г. N 852-ПП) в целях инвентаризации городских объектов и мониторинга за их адаптацией (в этих целях предусмотрена паспортизация объектов, разработка и утверждение планов адаптации). В случае отсутствия возможности приспособления объекта (из-за финансовых возможностей, конструктивных и технических характеристик) необходимо обеспечивать условия для временного доступа в него инвалидов с помощью мобильных вспомогательных технических устройств, реализации в сфере потребительского рынка и услуг специальных сервисных программ для инвалидов и других маломобильных лиц. В сложившейся застройке в «дата3»-«дата4» годах должны быть оборудованы определенные с участием инвалидов социально значимые и наиболее посещаемые инвалидами объекты социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, культуры, медико-социальной экспертизы), потребительского рынка и услуг, пешеходные переходы (наземные и подземные), остановки общественного наземного пассажирского транспорта; жилые дома, в которых проживают инвалиды-колясочники, лица с тяжелыми ограничениями в передвижении (их квартиры, входы в подъезды и подъезды), и прилегающие к ним территории; помещения, занимаемые общественными организациями инвалидов. На следующем этапе по итогам инвентаризации и проведенной работы собственниками объектов, балансодержателями осуществляется плановое переоборудование неприспособленных городских объектов. Данные об объектах старой застройки, которые невозможно приспособить для инвалидов (по заключению специализированной организации), заносятся в специализированную общегородскую базу данных и доводятся до сведения инвалидов и их общественных организаций. Доказательств, свидетельствующих о том, что в установленном действующим законодательством порядке проведена паспортизация доступности для инвалидов помещения, занимаемого ООО «Самсон-Фарма», в ходе проведения которой, в том числе проведены мероприятия, связанные с определением технической возможности установки в ООО «Самсон-Фарма» пандуса, суду не представлено. При этом суд принимает во внимание, что пандус должен отвечать установленным требованиям СНиП 35-01-2001, в том числе установленным нормативам по его безопасности. Статьей 5 Закона г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» установлено, что окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом. Таким образом, при наличии спора, связанного с возможностью выполнения требований доступности объекта для инвалидов, окончательное разрешение данного вопроса отнесено к компетенции суда. Вместе с тем, разрешению данного вопроса в судебном порядке должна предшествовать соответствующая работа в этом направлении органов исполнительной власти г. Москвы и управ районов, так как суд выносит именно окончательное решение по вопросу возможности выполнения в полном объеме требований по доступности для инвалидов какого-либо конкретного объекта. Более того, требований, связанных с установлением такой возможности в помещении ООО «Самсон-Фарма» в рамках настоящего дела не заявлено. Утвержденная Стратегия повышения качества жизни инвалидов в г. Москве определяет сроки проведения всех вышеперечисленных мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - до «дата5», а также этапы ее реализации. Так на период «дата3»-«дата4» определена необходимость оборудования социально значимых и наиболее посещаемых инвалидами объектов социальной инфраструктуры. Затем, на следующем этапе, по итогам инвентаризации и проведенной работы собственниками объектов, балансодержателями осуществляется плановое переоборудование неприспособленных городских объектов. Таким образом, сроки проведения всех возможным мероприятий по вопросу обеспечения доступности для инвалидов помещения, занимаемого ООО «Самсон-Фарма» не истекли. При наличии таких обстоятельств, суд полагает, что нарушений со стороны ООО «Самсон-Фарма» законодательства, регламентирующего порядок проведения мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов не имеется, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат отклонению. На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Коптевского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Самсон-Фарма» об обязании оснастить помещение специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан н отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления судом решения в окончательной форме через Тимирязевский районный суд г.Москвы. Судья: