2-4176/2011



Решение вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2011 года Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Барановой Н.С., при секретаре Гранкевской К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4176/11 по иску ОАО «Российские железные дороги» к Дымову Сергею Николаевичу об освобождении земельного участка от постройки - гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Истец ОАО «Российские железные дороги» в лице Московского отделения Октябрьской железной дороги обратилось в суд с иском к ответчику Дымову С.Н. и просит обязать ответчика освободить часть земельного участка с кадастровым номером «№», от постройки-гаража «№», расположенного в полосе отвода Октябрьской железной дороги участок на перегоне остановочного пункта «адрес1» по адресу «адрес2», в течении пати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивирует тем, что в полосе отвода Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» вблизи «адрес2» незаконно используется часть земельного участка под автостоянку ВДОАМ «ВДОАМ». ВДОАМ «ВДОАМ» в качестве юридического лица не зарегистрировано. В адрес ВДОАМ «ВДОАМ» было направлено уведомление о необходимости освобождения земельного участка полосы отвода железной дороги в связи с отсутствием правовых оснований использования. Исполнительным органом автостоянки были предоставлены списки владельцев построек - гаражей, расположенных на используемом земельном участке полосы отвода. Владельцем спорного гаража в списке автостоянки указан ответчик. В качестве досудебного порядка урегулирования спора железной дорогой ответчику было направлено письмо с предложением о добровольном освобождении части занимаемой территории автостоянки от гаража. По настоящее время земельный участок не освобожден от постройки - гаража, что подтверждается актом о не освобождении земельного участка. Между Территориальным органом Росимущества и ОАО «Российские железные дороги» был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером «№» от «дата3» «№» о предоставлении в пользование за плату земельного участка, являющегося федеральной собственностью из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Москва, САО, общая площадь 164,12191 Га для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта. Договор заключен сроком на 11 месяцев 28 дней. В соответствие со ст. 609 ГК РФ, договор аренды земельного участка, заключённый на срок менее года не подлежит государственной регистрации. Поскольку земельный участок продолжает использоваться арендатором в отсутствие возражений со стороны арендодателя, то в соответствие с ч. 2 ст. 621 ГК РФ договор № Д-30/131-з считается возобновлённым на тех же условиях на неопределенный срок. Поскольку ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка с кадастровым номером «№», то размещение сторонних землепользователей на арендуемой территории возможно только на основании договоров субаренды на части земельного участка. Распоряжением ОАО «РЖД» от «дата7» «№»р был установлен «Порядок организации работы по передаче земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды». Между ОАО «РЖД» и третьим лицом в настоящее время отсутствуют договорные отношения по использованию части земельного участка, расположенного в полосе отвода железной дороги на перегоне «адрес1» по адресу: «адрес2». Сведений из ЕГРП на гараж, а также каких-либо правоустанавливающих документов на использование земельного участка ни ВДОАМ «ВДОАМ», ни ответчиком предоставлено не было. ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка и в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика.

Представитель истца по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Ответчик Дымов С.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, с согласия истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица МГСА «Ховрино» в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению территориальным имуществом по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Префектуры САО по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Постановлением Правительства от 29 апреля 2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги» предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «Российские железные дороги».

«Дата3» во исполнение Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» на основании распоряжения Территориального управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве от 18 февраля 2008 г. № 197 «О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду ОАО «РЖД» Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве и ОАО «Российские железные дороги» заключили договор аренды на земельный участок по адресу: г Москва, САО, площадью 164,12191 га, с кадастровым номером «№» для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 1.2 данного договора границы участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору. В силу п.2.1 договор заключен на 11 месяцев 28 дней.

Поскольку земельный участок продолжает использоваться ОАО «РЖД» в отсутствие возражений со стороны арендодателя, то в соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ договор аренды считается продленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Таким образом, договор аренды от «дата3» продолжает действовать между Территориальным управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве и ОАО «Российские железные дороги» и не расторгался.

Земельный участок с кадастровым номером «№» относится к землям для эксплуатации и развития железных дорог, т.е. находится в полосе отвода железных дорог.

Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по г. Москве кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра).

В соответствие с п.п. 11 п. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости oт документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Земельный участок полосы отвода принадлежит к категории земель населенных пунктов в силу п. 5 ст. 14 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствие ч. 2 ст. 9 с Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу указанного закона, распоряжением мэра г. Москвы от 08.04.1998 г. № 341-РМ учрежден Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Московский комитет по регистрации прав).

Главой II приложения к распоряжению от 08.04.1998 г. № 341-PM, установлено: «в настоящее время в Москве сложилась и действует система государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом по ведомственному принципу, базирующаяся на структурах Москомимущества (здания, сооружения, нежилые помещения, предприятия), Москомзема (земельные участки) и Комитета муниципального жилья (жилые помещения). Кроме того, МосгорБТИ со своими территориальными органами осуществляет учет зданий на территории города, гаражей - боксов и машино - мест в гаражах и паркингах и сделок с ними, а Московская регистрационная палата ведет Единый залоговый реестр».

Таким образом, учет земельного участка с кадастровым номером «№» был произведен учреждением г. Москвы Москомземом (правопредшественником Департамента земельных ресурсов г. Москвы).

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1315 «Вопросы федеральной регистрационной службы» (далее ФРС) утверждено положение о ФРС.

Приказом Министерства юстиции от 03.12.2004 г. № 183 (введен в действие с 01.12.2005 г.) «Об утверждении положения о территориальном органе ФРС по субъекту (субъектам) Российской федерации» было утверждено типовое положение территориальных органов ФРС.

То есть в качестве единого регистрирующего органа федеральная регистрационная служба была создана только фактически с «дата1».

До указанного момента в связи с отсутствием единого регистрирующего органа на территории города Москвы государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же хранением соответствующей документации осуществлялось Московским земельным комитетом.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером «№» был учтен уполномоченным органом.

Московским земельным комитетом, обладающим соответствующими полномочиями был выдан кадастровый паспорт земельного участка, являющегося неотъемлемым приложением к договору «№».

В соответствие с вышеуказанным распоряжением, вся информация о земельных участках была передана в Московский комитет по регистрации прав, а позднее (в «дата8») в федеральную регистрационную службу.

В связи с тем, что Договор ТУФАУГИ «№» о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Москва, Северный Административный Округ, площадью 164,12191 га. с кадастровым номером «№» для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта был заключён на срок менее года, он не подлежит государственной регистрации в соответствие с ч.2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, сведений о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации в ЕГРП на указанный объект недвижимого имущества содержаться не может.

Право собственности Российской Федерации на земельные участки, находящиеся в полосе отвода железной дороги установлено федеральным законом №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в соответствие со ст. 17 ЗК РФ.

Отсутствие сведений в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером «№» не является основанием для предоставления Департаментом Земельных Ресурсов части полосы отвода третьим лицам (ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Тимирязевский»), поскольку у Департамента отсутствовали полномочия по его распоряжению, в связи с тем, он относится к федеральной собственности.

В соответствие с п. 3.4 положения «О порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве», утв. постановлением Правительства г. Москвы от 20.03.2001 г. № 270-ПП границы полосы отвода железных Дорог - границы территории, предназначенной для размещения существующих и проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений, ширина которой нормируется в зависимости от категории железных дорог, конструкции земляного полотна и др. и на которой не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации железнодорожного транспорта.

Границы полосы отвода железных дорог были согласованы в порядке, установленном вышеуказанным положением.

Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26 "Ц" установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.

В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МИС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (пункт 4 названною Положения).

Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 названного Положения).

Определением кассационной коллегии Верховного суда РФ от 19.12.2000 г. по Делу № КАС 00-530 положение, утв. приказом N 26 "Ц" проверено судом и признано не противоречащим действующему законодательству.

При этом судом было указано, что к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосы отвода), а так же под защитные у укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые дли эксплуатации и реконструкции железных дорог с учётом перспектив их развития.

Судом установлено, что на части земельного участка под кадастровым номером «№» в полосе отвода Октябрьской железной дороги участок на перегоне установочный пунктов «адрес1» по адресу: «адрес2», расположены металлические гаражи, используемые под автостоянку ВДОАМ «ВДОАМ».

Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по г. Москве, кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра), инженерно-топографическими планами, выполненными ООО «ООО».

В адрес ВДОАМ «ВДОАМ» было направлено уведомление «№» от «дата2» согласно истец просил предоставить в его адрес сведения о собственниках имущества, расположенного на территории автостоянке, а также предложили в досудебном порядке освободить территорию от гаражей самостоятельно за свой счет в срок до «дата5», либо предоставить право сноса железной дороге.

Исполнительным органом автостоянки были предоставлены списки владельцев построек - гаражей, расположенных на используемом земельном участке полосы отвода.

Владельцем гаража «№» в списке автостоянки указан Дымов Сергей Николаевич.

В качестве досудебного порядка урегулирования спора железной дорогой ответчику было направлено письмо «№» от «дата6» с предложением о добровольном освобождении части занимаемой территории автостоянки от гаража в срок до «дата9».

Конверт был возвращен отправителю ФГУП «Почта России» с указанием причины невручения корреспонденции - истечение срока хранения.

По настоящее время земельный участок не освобожден от постройки - гаража под номером «№», что подтверждается актом о не освобождении земельного участка от «дата4».

Таким образом, из представленных суду доказательств, усматривается, что металлическая некапитальная постройка, принадлежащая Дымову Сергею Николаевичу, расположена именно на территории автостоянки, в полосе отвода Октябрьской железной дороги, подлежащей освобождению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что земельный участок, на котором установлен металлический гараж, был выделен Дымову С.Н., в установленном законом порядке, суду не представлено.

Дымов С.Н. договор с собственником земельного участка, а также с ОАО «РЖД» на право пользования земельным участком не заключал.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 п. 1 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.

Из объяснений представителя истца в судебном заседании усматривается, что на вышеуказанном земельном участке предусмотрено строительство четвертого главного пути на участка «адрес1», что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы. Металлический гараж «№», как и другие гаражи, мешают строительству.

Распоряжением ОАО «РЖД» от «дата7» «№»р был установлен «Порядок организации работы по передаче земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды».

Между ОАО «РЖД» и ВДОАМ «ВДОАМ» в настоящее время отсутствуют договорные отношения по использованию части земельного участка, расположенного в полосе отвода железной дороги на перегоне «адрес1» по адресу: «адрес2»

Сведений из ЕГРП на постройку - гараж «№», а так же каких - либо правоустанавливающих документов на использование земельного участка ни ВДОАМ «ВДОАМ» ни ответчиком предоставлено не было.

Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером «№», являющегося территорией особого режима использования (полоса «адрес1») используется в настоящее время в отсутствие законных оснований, а следовательно и постройка - гараж размещена незаконно.

До заключения договора с Росимуществом, земельный участок с кадастровым номером «№» относился к землям транспорта на основании «Положения о землях транспорта», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24; постановлением Верховного совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» от 27.12.1991г. N3020-1, и ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.03.1995 года № 153-ФЗ.

Земельный участок, используемый ответчиком, входит в состав земельного участка с кадастровым номером «№», что подтверждается картографическим материалом, изготовленным уполномоченной организацией.

ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка и в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что у ответчика не возникло право на земельный участок, на котором установлен металлический гараж, спорный земельный участок использовался и используется без договорных отношений, права ОАО «РЖД» нарушены, поскольку истец лишен права использования земельного участка по назначению, суд приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований ОАО «РЖД» об освобождении части земельного участка с кадастровым номером «№» от временной некапитальной постройки металлического гаража «№», расположенного в полосе отвода Октябрьской железной дороги участок на перегоне «адрес1» по адресу: «адрес2».

Поскольку гараж ответчика расположен на территории автостоянки, которая занимает часть земельного участка с кадастровым номером «№» полосы отвода железной дороги, суд приходит к выводу, что исковые требования об освобождении части земельного участка с кадастровым номером «№» от постройки – гаража, подлежат удовлетворению.

Также суд считает, что удовлетворению подлежат требования истца об указании в решении, что в случае не исполнения ответчиком решения суда об освобождении земельного участка от временной постройки - металлического гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги, в течение установленного срока, истец вправе самостоятельно осуществить эти действия с последующим возложением расходов на ответчика, поскольку данные требования основаны на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» к Дымову Сергею Николаевичу об освобождении земельного участка от временной постройки - металлического гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги - удовлетворить.

Обязать Дымова Сергея Николаевича освободить часть земельного участка с кадастровым номером «№», от постройки - гаража «№», расположенного в полосе отвода Октябрьской железной дороги участок на перегоне остановочного пункта «адрес1», по адресу: «адрес2», в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в указанный срок, предоставить права освобождения земельного участка ОАО «Российские железные дороги».

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Тимирязевский районный суд г.Москвы.

Судья: