Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации2 июля 2010 года г.Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Рудомаха А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района Корнеевой В.А.,
при секретаре Гапотченко Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тимашевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район, не исполняющего требований закона о финансировании мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 21 и не принимающего меры по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, указав, что прокуратурой в ходе проведения проверки установлено, что в данных школах имеются нарушения норм и правил пожарной безопасности. Администрациями СОШ ежегодно составляются сметы на проведение работ и предоставляют заявки на выделение денежных средств для устранения нарушений, но финансирование из средств местного бюджета проводится в недостаточном объеме, в связи с чем предписания ОГПН школами не выполняются, а директора и школы неоднократно привлекались к административной ответственности. Указанные нарушения и не выполнение работ по соответствию зданий и территорий школ ППБ может привести к неконтролируемому пожару, а неправомерное бездействие администрации МО Тимашевский район нарушает права и законные интересы граждан, создает угрозу безопасности учащихся, педагогов и работников образовательных учреждений.
В судебном заседании старший помощник прокурора Корнеева В.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, просит признать незаконным бездействие администрации МО Тимашевский район, не исполняющего требований закона о финансировании мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ №№ 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 18, 21 и не принимающего меры по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, а также обязать администрацию района устранить нарушения закона в полном объеме.
Представитель ОГПН Тимашевского района Кроква А.А. согласился с требованиями прокурора.
Представитель администрации МО Тимашевский район Машицкая О.В. с заявленными требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении, пояснив, что в муниципальном образовании решениями Совета от 24 сентября 2008 года № 596 и от 25 марта 2009 года № 707 приняты и реализуются две программы «Об утверждении районной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений в Тимашевском районе» на 2009-2010 годы и «Об утверждении муниципальной целевой программы Пожарная безопасность в муниципальном образовании Тимашевский район на период до 2012 года», по которым в 2009 году на образовательные учреждения выделено и освоено 2683 000 рублей, а по состоянию на 23 июня 2010 года уже выделено 2462 000 рублей (1 838 000 рублей - районный бюджет и 588 000 рублей краевой бюджет). Финансирование мероприятий, предусмотренных программами, осуществляется систематически. Однако, по состоянию на 23 июня 2010 года дефицит бюджета составляет 36 902 200 рублей, так как финансируются и учреждения здравоохранения, культуры, спорта, ветеранские организации.
Кроме того, выполнены работы по пожарной безопасности: в МОУ СОШ № 19 исполнен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 87 от 01 апреля 2010 года, по которому выполнены работы по установке устройства пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, стоимостью 179 000,03 рублей. Заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 226 от 01 июня 2010 года на выполнение работ по устройству пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, организации прямой связи по радиоканалу, стоимостью работ 133 500 рублей. МОУ СОШ № 15 выделены денежные средства согласно приказу управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район № 815 от 22 июня 2010 года «О распределении денежных средств» в сумме 420 497 рублей на устройство пожарной сигнализации здания. Данные денежные средства предоставлены после проведения конкурсных процедур по СОШ № 11 и СОШ № 19, по результатам которых образовалась экономия средств. В настоящее время начата процедура, предусмотренная Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В МОУ СОШ № 9 полностью исправлена автоматическая пожарная сигнализация подрядчиком, выполнявшим работы по ее установке. В МОУ СОШ № 4 снята отделка стен, являющимися горючими при выходе из актового зала.
Помимо этого, согласно сводного плана управления образования по подготовке общеобразовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году, утвержденному начальником ОГПН по Тимашевскому району, начальником ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Приморско-Ахтарском районах, начальником ОВД по Тимашевскому району и начальником управления образования МО Тимашевский район на момент предъявления иска срок выполнения части требований не наступил, так как окончание срока плана и подготовки к учебному году 01 сентября 2010 года. Администрация, управление образования и школы выполнили все возложенные на них федеральными законами задачи, разработаны и приняты программы, план на новый учебный 2010-20111 годы, выделены денежные средства, а поэтому выводы заявителя ничего не делается являются необоснованными.
Представитель Управления образования администрации муниципального образования Тимашевского района Остапенко М.В. также не согласен с требованиями прокурора Тимашевского района, просит отказать в их удовлетворении, пояснив, что для обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях в районе имеются две муниципальные программы, по которым в 2009 году выделено и освоено на соблюдение требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях 2683 000 рублей. Эти средства распределены по МОУ СОШ № 4, 14, 3, 11, 9, 6, 21, 10, 16, 8, 13, 19. При подготовке образовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году из муниципального бюджета согласно программе «Пожарная безопасность в муниципальном образовании Тимашевский район на период до 2012 года» выделено 1838 000 рублей, из краевого бюджета 588 000 рублей. Эти средства распределены по МОУ СОШ № 1, 11, 19, 10, 14, 16, ДЮСШ, а согласно перспективному плану управления образования его сроки исполнения по выполнению работ еще не истекли.
Выслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11, 41 ФЗ РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года и ст. 120 ГК РФ администрация муниципального образования Тимашевский район является учредителем МОУ СОШ №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 21 и устанавливает нормативы финансирования данного учреждения.
В соответствии со ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Федеральной программой развития образования, утвержденной ФЗ РФ от 10.04.2000 года № 51-ФЗ предусмотрено осуществление системы мер по обеспечению охраны жизни и здоровья детей, к числу которых относится соблюдение антитеррористической и пожарной безопасности в образовательных учреждениях, а к числу исполнителей данных мер отнесены и органы местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тимашевского района в ходе проведения проверки были обследованы помещения МОУ СОШ №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 21 и установлено, что в МОУ СОШ № 3 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением, не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения.
В МОУ СОШ № 4 - при выходе из актового зала в коридор допускаются горючие материалы для отделки стен на путях эвакуации, объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением.
В МОУ СОШ № 5 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением, помещение актового зала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, не выполнено устройство системы оповещения людей о пожаре (громкоговорящая связь, светоуказатели « Выход»);
В МОУ СОШ № 6 - в здании начальной школы не произведен монтаж пожарной сигнализации, объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением;
В МОУ СОШ № 7 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением, не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения;
В МОУ СОШ № 8 - в здании начальной школы, спортзале, не произведен монтаж пожарной сигнализации, объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением;
В МОУ СОШ № 9 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением, в помещении спортивного зала не исправна автоматическая пожарная сигнализация;
В МОУ СОШ № 12 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением;
В МОУ СОШ №14 - не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения;
В МОУ СОШ № 15 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением; не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения;
В МОУ СОШ № 18 - помещение актового зала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, не выполнено устройство системы оповещения людей о пожаре (громкоговорящая связь, светоуказатели «Выход»), объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением.
В МОУ СОШ №19 - основное здание школы (помещения классов, вспомогательные помещения), склад, здание основной пристройки (столовая с кабинетами), пристройка с учебными кабинетами, здание начальной школы (кабинеты, подсобные помещения), гараж не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, противопожарные системы (средства пожарной автоматики) зданий находятся в не исправном состоянии; сети противопожарного водопровода находятся в не исправном состоянии и не обеспечивают требуемой по нормам расход воды на нужды пожаротушения, не производится проверка на их работоспособность, объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением;
В МОУ СОШ № 21 - объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» государственная политика в интересах детей является приоритетной.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Данный закон распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения.
Согласно ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 9 Закона Краснодарского края от 31.03.2000 года № 250- КЗ «О пожарной безопасности в Краснодарском крае», п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 в области пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению.
Из решений Совета МО Тимашевского района от 24 сентября 2008 года № 596, от 25 марта 2009 года № 707 следует в муниципальном образовании приняты и реализуются программы «Об утверждении районной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений в Тимашевском районе» на 2009-2010 годы и «Об утверждении муниципальной целевой программы Пожарная безопасность в муниципальном образовании Тимашевский район на период до 2012 года», в которых предусмотрены мероприятия по пожарной безопасности и их финансирование.
Как установлено в судебном заседании в 2009 году администрацией МО Тимашевский район на образовательные учреждения района было выделено и освоено 2683 000 рублей, по состоянию на 23 июня 2010 года выделено 2462 000 рублей (1 838 000 рублей - районный бюджет и 588 000 рублей краевой бюджет). Однако, по состоянию на 23 июня 2010 года дефицит бюджета составляет 36 902 200 рублей, так как кроме образовательных учреждений финансируются и учреждения здравоохранения, культуры, спорта, ветеранские организации.
Кроме того, в настоящее время выполнены работы по пожарной безопасности: по МОУ СОШ № 19 исполнен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 87 от 01 апреля 2010 года, по которому выполнены работы по установке устройства пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, стоимостью работ по контракту в 179 000,03 рублей. Заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 226 от 01 июня 2010 года на выполнение работ по устройству пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, организации прямой связи по радиоканалу, стоимость работ в 133 500 рублей. МОУ СОШ № 15 выделены денежные средства согласно приказу управления образования администрации МО Тимашевский район № 815 от 22 июня 2010 года «О распределении денежных средств» в сумме 420 497 рублей на устройство пожарной сигнализации здания. Данные денежные средства предоставлены после проведения конкурсных процедур по СОШ № 11 и СОШ № 19, по результатам которых образовалась экономия средств. В настоящее время начата процедура, предусмотренная Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В МОУ СОШ № 9 полностью исправлена автоматическая пожарная сигнализация подрядчиком, выполнявшим работы по ее установке. В МОУ СОШ № 4 снята отделка стен, являющимися горючими при выходе из актового зала.
Согласно сводного плана управления образования по подготовке общеобразовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году, утвержденному начальником ОГПН по Тимашевскому району, начальником ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Приморско-Ахтарском районах, начальником ОВД по Тимашевскому району и начальником управления образования МО Тимашевский район на момент предъявления иска срок выполнения части требований не наступил, так как окончание срока плана и подготовки к учебному году - 01 сентября 2010 года.
Из изложенного следует, что администрация, управление образования и школы частично выполнили возложенные на них Федеральными законами от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ задачи, разработана и приняты программы, план на новый учебный 2010-20111 годы, выделены денежные средства.
Однако, финансирование мероприятий по пожарной безопасности СОШ осуществляется недостаточно, а поэтому суд считает необходимым обязать администрацию МО Тимашевский район для выполнения мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей устранить допущенные нарушения в отношении МОУ СОШ № 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 18, 21.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район устранить нарушения закона о финансировании мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 18, 21.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий
Справка: решение вступило в законную силу 13 июля 2010 года.