К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации22 октября 2010 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ломака Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района Корнеевой В.А.,
при секретаре Гапотченко Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тимашевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район, не исполняющего требований закона об организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО Тимашевский района, указав, что прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения установлены нарушения законодательства о дошкольном образовании. Так, в районе за период с 1992 по 2010 год строительство детских садов не велось, тогда как в 2009 году нуждалось в устройстве 824 ребенка, в 2010 году 882 ребенка, фактически устроено только 70 % детей, всего состоит на очереди в муниципальные детские сады 1 692 ребенка. Во всех дошкольных образовательных учреждениях нарушаются требования закона об их предельной наполняемости. Администрацией меры по расширению и развитию системы дошкольного образования, по увеличению мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не принимаются. Нет и муниципальных программ, предусматривающих вопросы финансирования развития и строительства дошкольных образовательных учреждений, тогда как отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений и непринятие органами местного самоуправления мер по расширению их сети приводит к нарушению прав детей на доступ в дошкольное учреждение. Кроме того, все учреждения переполнены, а в них исключена возможность пользоваться услугами детям в возрасте до полутора лет, тогда как законодательство гарантирует такое право для детей с двухмесячного возраста, в связи с чем просит обязать администрацию открыть дополнительные муниципальные дошкольные образовательные учреждения в Тимашевском районе на 824 мест в соответствии с фактической нуждаемостью и очередностью в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Корнеева В.А. уточнила заявленные требования, просит признать недостаточными действия администрации МО Тимашевский район по исполнению требований закона об организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО Тимашевский район, обязав администрацию усилить контроль за выполнением долгосрочной целевой программы муниципального образования Тимашевский район «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании Тимашевский район» на 2011-2015 годы.
Представитель администрации МО Тимашевский район Машицкая О.В. с уточненными требованиями согласилась, пояснив, что на протяжении 2010 года администрацией предпринимались меры для сокращения очередности в детские сады и в Тимашевском районе открыто 40 групп кратковременного пребывания разной направленности, которые посещают 274 ребенка. Кроме того, открыто 4 группы семейного воспитания при МДОУ № 42, 19, 14, 8 для 15 детей дошкольного возраста и с 1 ноября будет открыта еще 1 группа при МДОУ № 10 для 3 детей. Разработаны индикативный план развития системы дошкольного образования на 2009-2012 годы и план мероприятий по его реализации. Постановлением от 15 октября 2010 года № 2675 утверждена долгосрочная целевая программа МО Тимашевский район «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании Тимашевский район на 2011-2015 годы, по которой в 2011 году предусмотрено оснащение помещений детских садов № 7, 19, 20, 24, используемых не под групповые ячейки (столовая, изостудия, экологическая комната, библиотека) в целях уменьшения общей очередности детей на 100 человек, то есть открытие дополнительных групп с объемом финансирования 2 043 800 рублей. Помимо этого, разделом № 1 программы предусмотрены мероприятия по строительству нового детского сада и реконструкции существующих (пристройки), реализация которых предусмотрена в период с 2011 по 2015 годы с общим объемом финансирования 46 620 000 рублей, а всего по программе - 48 663 800 рублей. Согласно письма Департамента образования и науки Краснодарского края от 18 января 2010 года определена стоимость строительства (реконструкции) детского сада из расчета не более 500 000 рублей на одно место. Для того, чтобы обеспечить открытие дополнительных 824 места необходимо наличие денежных средств в размере 412 000 000 рублей. Согласно решений Совета МО Тимашевский район от 21 апреля 2010 года и 28 сентября 2010 года «О внесении изменений в решение Совета МО Тимашевский район от 10 декабря 2009 года № 785 «О бюджете муниципального образования Тимашевский район на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы» дефицит бюджета составляет 39 909 100 рублей и 37 111 100 рублей. При этом, поступление собственных доходов в 2010 году составляет 425 730 000 рублей, а поэтому требования прокурора об открытии МДОУ на 824 ребенка невозможно выполнить, так как затраты на строительство и реконструкцию детских садов составляют доходную часть бюджета района. Тем не менее, глава района 22 сентября 2010 года направил письмо главе администрации Краснодарского края Ткачеву А.Н. с просьбой включить Тимашевский район в краевую муниципальную программу «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2011-2015 годы в части строительства нового детского сада на 110 мест. Губернатор дал согласие на включение МО Тимашевский район в краевую программу. Кроме того, согласно ст. 24, 30 и 34 Устава МО Тимашевский район у Совета, Главы и Администрации полномочия распределены. Так, к исключительной компетенции депутатов Совета относится утверждение бюджета на очередной финансовый год. Построить детские сады без выделения денежных средств не представляется возможным. Кроме того, такая нуждаемость в детских садах возникла в последнее время не только из-за роста рождаемости, но и в результате того, что были «перепрофилированы» два детских сада № 2 в логопедический для детей с 4-лет и № 6 - коррекционный, куда дети принимаются по медицинским показателям. Детский сад № 6 является единственным с таким статусом в ближайших районах, его посещают только 50-60% детей Тимашевского района, остальные дети иногородние. Таким образом, администрация района принимает меры для воспитания и лечения детей Краснодарского края.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Из ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Как установлено в судебном заседании в Тимашевском районе открыто 40 групп кратковременного пребывания разной направленности - адаптационные, предшкольной подготовки, «Развитие», вечерние, «Особый ребенок», которые посещают 274 ребенка, в г. Тимашевске открыто 4 группы семейного воспитания при МДОУ № 42, 19, 14, 8 для 15 детей дошкольного возраста и с 1 ноября 2010 года планируется открыть еще одну группу при МДОУ № 10 для трех детей. Разработаны индикативный план развития системы дошкольного образования в Тимашевском районе на 2009-2012 годы и план мероприятий по его реализации.
Постановлением администрации от 15 октября 2010 года № 2675 утверждена долгосрочная целевая программа муниципального образования Тимашевский район «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании Тимашевский район на 2011-2015 годы», разделом 3 перечня мероприятий в 2011 году предусмотрено оснащение помещений детских садов № 7, 19, 20 (г. Тимашевск), № 24 (ст. Медведовская), используемых не под групповые ячейки (столовая, изостудия, экологическая комната, библиотека) в целях уменьшения общей очередности детей на 100 человек, то есть открытие дополнительных групп с объемом финансирования в 2 043 800 рублей.
Кроме того, в разделе № 1 данной программы, предусмотрены мероприятия по строительству нового детского сада и реконструкции существующих - возведение пристроек, реализуемые в период с 2011 -2015 годы с общим объемом финансирования 46 620 000 рублей, а всего по программе - 48 663 800 рублей.
Из письма главы администрации МО Тимашевский район, направленного 22 сентября 2010 года главе администрации Краснодарского края Ткачеву А.Н., следует, что администрация просила включить Тимашевский район в краевую муниципальную программу «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2011-2015 годы в части строительства нового детского сада на 110 мест и губернатор согласился на включение МО Тимашевский район в краевую программу.
Из изложенного следует, что администрация МО Тимашевский район предпринимает действия по выполнению обязанностей, возложенные на них Законом РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако, указанные действия не снимают напряженную обстановку с предоставлением мест в дошкольных образовательных учреждения, а поэтому суд считает необходимым обязать администрацию усилить контроль за выполнением долгосрочной целевой программы «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании Тимашевский район» на 2011-2015 годы для ее исполнения в установленные сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недостаточными действия администрации муниципального образования Тимашевский район по исполнению требований закона об организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Тимашевский район.
Обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район усилить контроль за выполнением долгосрочной целевой программы муниципального образования Тимашевский район «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании Тимашевский район» на 2011-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.
Полный текст решения составлен 27 октября 2010 года.
Председательствующий
Справка: решение вступило в законную силу 7 ноября 2010 года.